Напоминание

"Развитие зрительной функции восприятия цвета у дошкольников с ОВЗ"


Автор: Файзуллина Линиза Фанузовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 42"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие зрительной функции восприятия цвета у дошкольников с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

С ОВЗ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОВЗ

Подготовила:

учитель-дефектолог Файзуллина Л.Ф.

Актуальность

Развитие

восприятия

и

формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их

цвете,

форме,

величине,…

это

разные

грани

сенсорного воспитания.

Значение

сенсорного

развития

трудно

переоценить. Выдающиеся зарубежные ученые (Ф.

Фребель,

М.

Монтессори,

О.

Декроли),

а

также

представители

отечественной

дошкольной

педагогики

и

психологии

Е .

Тихеева ,

А .

Запорожец,

А.

Усова

справедливо

считали,

что

сенсорное развитие является одной из основных

сторон дошкольного воспитания.

Особенности сенсорного развития

дошкольников с ЗПР

Актуальность

сенсорного

воспитания

у

дошкольников

с

ЗПР

выражены

в

противоречиях,

с

одной

стороны,

оно

имеет

самостоятельное

значение,

т.

к.

обеспечивает

получение

отчетливых

представлений

об

окружающем, с другой – составляет фундамент

общего интеллектуального отношения, которое

невозможно

без

опоры

на

полноценное

восприятие.

Итак, сенсорное воспитание – это формирование

у дошкольника чувственного познания.

Как развивать у дошкольников

чувственное познание?

Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам

предметов

,

выработать

устойчивые

представления

об

их

свойствах,

целесообразно

организовать такие действия с предметами, при

которых

для

получения

нужного

результата

требуется сопоставить предметы, установить их

совпадение

или

несовпадение

.

Такое

сопоставление вначале дети не могут выполнить

зрительно. Поэтому им предлагают накладывать

предметы

друг

на

друга.

От

внешних

приемов

сопоставления

дошкольники

постепенно

переходят к сопоставлению на глаз.

Развитие зрительной функции

восприятия цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия

формы и величины тем, что это свойство не

может быть выделено практически, путем

проб и ошибок.

Цвет нужно обязательно

увидеть, т.е. при восприятии цвета можно

пользоваться

только

зрительной

,

перцептивной ориентировкой.

Большое

значение

имеет

в

процессе

развития

зрительной

функции

формирование сенсорных эталонов (спектр

цветов).

I этап развития зрительной

функции

Вначале при определении цвета

большую роль

имеет

примеривание ,

сопоставление

путем

приложения

.

Когда

два

цвета

вплотную

прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их

одинаковость или неодинаковость. При этом он

может еще и не владеть восприятием цвета, не

видеть, что оба предмета красные или один из них

красный, а другой желтый, но увидит, что цвета

одинаковые или разные. Дети с отклонениями в

развитии часто не видят даже такого сходства или

различия,

поэтому

приходится

довольно

долго

работать в этом направлении.

Различение цветов

Первые

игры

и

упражнения

должны

проводиться

с

предметами

,

резко

различными

по

цвету,

и

осуществлять

выбор

по

образцу.

Постепенно

цветовой

перепад будет все меньшим, и составление

цветов будет уже на расстоянии.

Дидактические игры:

«Цветные кубики»

«Найди цветок для бабочки»

«Помоги Кате собрать цветы»

«Посадим цветы в вазу»

«Привяжи ленточки к шарикам»

«Спрячь мышку от кошки»

«Найди пару»

«Повесим флажки»

«Подбери чашку к блюдцу»

Цель

Учить различать цвета, ориентируясь на их

однородность

или

неоднородность

при

наложении;

обозначать

результат

словами

«такой»,

«не

такой»;

действовать

по

подражанию.

Познакомить

с

названиями

некоторых

цветов (красный, желтый, синий, белый).

Подбирать

одинаковые

цвета

на

глаз

с

последующей

проверкой

;

учить

ориентироваться

на

цвет

как

значимый

признак.

Дидактический материал:

объемные предметы, различающиеся по цвету.

Дидактический материал:

объемные предметы, различающиеся по цвету.

Дидактический материал:

объемные предметы, различающиеся по цвету.

II этап развития зрительной

функции

Когда

ребенок

научится

определять

цвета

при

их

непосредственном

контакте,

т.е.

путем

наложения

и

приложения,

можно

переходить

к

выбору

по

образцу,

к

настоящему восприятию цвета, а затем и к

усвоению названий цветов.

Усвоить

сенсорный

эталон

это

вовсе

не

значит

научиться

правильно

называть

то

или иное свойство объекта. Важно адекватно

использовать сенсорный эталон в качестве

единицы

измерения

при

оценке

свойств

предметов.

Зрительное соотнесение цветов

Происходит

не

только

тогда,

когда

предметы

находятся

рядом,

но

и

на

расстоянии. В основе такого

соотнесения

лежит не просто различение, а восприятие

цвета. В то же время и восприятие цвета, и

различение

не

всегда

связаны

со

знанием

названий цветов. Таким образом, в задания

можно включать любые цвета и оттенки.

Дидактические игры:

«Бегите ко мне»

«Оденем кукол»

«Найди свою пару»

«Найди свое место»

«»Подарим куклам бусы»

«Лото» (узнавание цвета)

«Времена года»

«Подбери рыбкам хвост»

«Рыбки в аквариуме»

Цель

Продолжать

учить

осуществлять

выбор

цвета по образцу, действовать по цветовому

сигналу, развивать внимание.

Учить

выполнять

чередование

цветов

по

образцу,

развивать

целенаправленность

и

внимание при выполнении задания.

Учить воспринимать и определять не только

резко

различные,

но

и

близкие

цвета

и

оттенки ;

закреплять

знание

названий

основных цветов.

Дидактический материал:

предметные изображения, различающиеся по цвету.

Дидактический материал:

предметные изображения, различающиеся по цвету.

Дидактический материал:

изображения геометрических фигур, счетные палочки.

III этап развития зрительной

функции

На основе восприятия цвета формируются и

представления о цвете. А благодаря этому

дети смогут не только применять его в своей

деятельности (изобразительной, трудовой),

в игре, но использовать цвет, как сигнал к

действию

в

быту

(например,

понимать

сигналы светофора).

Запоминание, связанное с

представлением о цвете

Игры данного раздела основаны на том, что было

усвоено детьми при проведении дидактических

игр

с

использованием

цвета

при

проведении

дидактических

игр

с

использованием

цвета

в

предыдущих

разделах.

Постепенно

у

детей

формируются

представления о цвете, которые

закрепляются в слове-названии. Важно научить

проблемного

ребенка

пользоваться

представлениями о цвете в повседневной жизни,

научить оперировать этими представлениями не

только в реальных действиях, но и мысленно.

Дидактические игры:

«Узнай и назови»

«Запомни и найди»

«Запомни и назови»

«Узнай по описанию»

«Что бывает красного, синего,… цвета?»

«Светофор»

«Оденем кукол»

«Хлоп-хлоп»

«Какого цвета нет?»

Цель

Продолжать

соединять

представление

о

цвете

со

словом -

названием ,

учить

производить выбор цвета по слову.

Продолжать развивать внимание,

запоминание с опорой на представление о

цвете.

Вспоминать нужный цвет по его названию,

удерживая

в

памяти

определенное

время;

учить сосредоточиваться на цели, которая

отсрочена от инструкции.

Дидактический материал:

предметные фигурки, предметные картинки.

Дидактический материал:

предметные картинки, цветовые обозначения.

Методика развития зрительной

функции по восприятию цвета

(Альтхауз Д., Дум Э.)

Различение

Называние

Систематизация

Вывод

Чем

больше

сенсорных

систем

задействовано

в

процессе

воспитания

и

обучения

дошкольника,

тем успешнее и эффективнее его развитие.

Между

тем

технолагизация

современной

жизни

создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая

его визуальными и виртуальными образами.

И

вернуть

всю

полноту

восприятия

через

взаимодействие с реальными объектами – главное

назначение

дидактического

материала

,

представленного

для

дошкольников

с

целью

развития зрительной функции восприятия цвета у

дошкольников с ОВЗ.

Литература:

Катаева А.А., Стребелева Е.А.

Дидактические игры в обучении

дошкольников с отклонениями в развитии:

Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд.

Центр ВЛАДОС, 2004. – 224.: ил. –

(Коррекционная педагогика).

Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – Форма –

Количество: Опыт работы по развитию

познават. способностей детей дошк.

возраста / Москва.: «Просвещение», 1984. –

64 с., ил.



В раздел образования