Автор: Файзуллина Линиза Фанузовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 42"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие зрительной функции восприятия цвета у дошкольников с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
С ОВЗ
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОВЗ
Подготовила:
учитель-дефектолог Файзуллина Л.Ф.
Актуальность
Развитие
восприятия
и
формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их
цвете,
форме,
величине,…
–
это
разные
грани
сенсорного воспитания.
Значение
сенсорного
развития
трудно
переоценить. Выдающиеся зарубежные ученые (Ф.
Фребель,
М.
Монтессори,
О.
Декроли),
а
также
представители
отечественной
дошкольной
педагогики
и
психологии
Е .
Тихеева ,
А .
Запорожец,
А.
Усова
справедливо
считали,
что
сенсорное развитие является одной из основных
сторон дошкольного воспитания.
Особенности сенсорного развития
дошкольников с ЗПР
Актуальность
сенсорного
воспитания
у
дошкольников
с
ЗПР
выражены
в
противоречиях,
с
одной
стороны,
оно
имеет
самостоятельное
значение,
т.
к.
обеспечивает
получение
отчетливых
представлений
об
окружающем, с другой – составляет фундамент
общего интеллектуального отношения, которое
невозможно
без
опоры
на
полноценное
восприятие.
Итак, сенсорное воспитание – это формирование
у дошкольника чувственного познания.
Как развивать у дошкольников
чувственное познание?
Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам
предметов
,
выработать
устойчивые
представления
об
их
свойствах,
целесообразно
организовать такие действия с предметами, при
которых
для
получения
нужного
результата
требуется сопоставить предметы, установить их
совпадение
или
несовпадение
.
Такое
сопоставление вначале дети не могут выполнить
зрительно. Поэтому им предлагают накладывать
предметы
друг
на
друга.
От
внешних
приемов
сопоставления
дошкольники
постепенно
переходят к сопоставлению на глаз.
Развитие зрительной функции
восприятия цвета
Восприятие цвета отличается от восприятия
формы и величины тем, что это свойство не
может быть выделено практически, путем
проб и ошибок.
Цвет нужно обязательно
увидеть, т.е. при восприятии цвета можно
пользоваться
только
зрительной
,
перцептивной ориентировкой.
Большое
значение
имеет
в
процессе
развития
зрительной
функции
формирование сенсорных эталонов (спектр
цветов).
I этап развития зрительной
функции
Вначале при определении цвета
большую роль
имеет
примеривание ,
сопоставление
путем
приложения
.
Когда
два
цвета
вплотную
прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их
одинаковость или неодинаковость. При этом он
может еще и не владеть восприятием цвета, не
видеть, что оба предмета красные или один из них
красный, а другой желтый, но увидит, что цвета
одинаковые или разные. Дети с отклонениями в
развитии часто не видят даже такого сходства или
различия,
поэтому
приходится
довольно
долго
работать в этом направлении.
Различение цветов
Первые
игры
и
упражнения
должны
проводиться
с
предметами
,
резко
различными
по
цвету,
и
осуществлять
выбор
по
образцу.
Постепенно
цветовой
перепад будет все меньшим, и составление
цветов будет уже на расстоянии.
Дидактические игры:
«Цветные кубики»
«Найди цветок для бабочки»
«Помоги Кате собрать цветы»
«Посадим цветы в вазу»
«Привяжи ленточки к шарикам»
«Спрячь мышку от кошки»
«Найди пару»
«Повесим флажки»
«Подбери чашку к блюдцу»
Цель
Учить различать цвета, ориентируясь на их
однородность
или
неоднородность
при
наложении;
обозначать
результат
словами
«такой»,
«не
такой»;
действовать
по
подражанию.
Познакомить
с
названиями
некоторых
цветов (красный, желтый, синий, белый).
Подбирать
одинаковые
цвета
на
глаз
с
последующей
проверкой
;
учить
ориентироваться
на
цвет
как
значимый
признак.
Дидактический материал:
объемные предметы, различающиеся по цвету.
Дидактический материал:
объемные предметы, различающиеся по цвету.
Дидактический материал:
объемные предметы, различающиеся по цвету.
II этап развития зрительной
функции
Когда
ребенок
научится
определять
цвета
при
их
непосредственном
контакте,
т.е.
путем
наложения
и
приложения,
можно
переходить
к
выбору
по
образцу,
к
настоящему восприятию цвета, а затем и к
усвоению названий цветов.
Усвоить
сенсорный
эталон
–
это
вовсе
не
значит
научиться
правильно
называть
то
или иное свойство объекта. Важно адекватно
использовать сенсорный эталон в качестве
единицы
измерения
при
оценке
свойств
предметов.
Зрительное соотнесение цветов
Происходит
не
только
тогда,
когда
предметы
находятся
рядом,
но
и
на
расстоянии. В основе такого
соотнесения
лежит не просто различение, а восприятие
цвета. В то же время и восприятие цвета, и
различение
не
всегда
связаны
со
знанием
названий цветов. Таким образом, в задания
можно включать любые цвета и оттенки.
Дидактические игры:
«Бегите ко мне»
«Оденем кукол»
«Найди свою пару»
«Найди свое место»
«»Подарим куклам бусы»
«Лото» (узнавание цвета)
«Времена года»
«Подбери рыбкам хвост»
«Рыбки в аквариуме»
Цель
Продолжать
учить
осуществлять
выбор
цвета по образцу, действовать по цветовому
сигналу, развивать внимание.
Учить
выполнять
чередование
цветов
по
образцу,
развивать
целенаправленность
и
внимание при выполнении задания.
Учить воспринимать и определять не только
резко
различные,
но
и
близкие
цвета
и
оттенки ;
закреплять
знание
названий
основных цветов.
Дидактический материал:
предметные изображения, различающиеся по цвету.
Дидактический материал:
предметные изображения, различающиеся по цвету.
Дидактический материал:
изображения геометрических фигур, счетные палочки.
III этап развития зрительной
функции
На основе восприятия цвета формируются и
представления о цвете. А благодаря этому
дети смогут не только применять его в своей
деятельности (изобразительной, трудовой),
в игре, но использовать цвет, как сигнал к
действию
в
быту
(например,
понимать
сигналы светофора).
Запоминание, связанное с
представлением о цвете
Игры данного раздела основаны на том, что было
усвоено детьми при проведении дидактических
игр
с
использованием
цвета
при
проведении
дидактических
игр
с
использованием
цвета
в
предыдущих
разделах.
Постепенно
у
детей
формируются
представления о цвете, которые
закрепляются в слове-названии. Важно научить
проблемного
ребенка
пользоваться
представлениями о цвете в повседневной жизни,
научить оперировать этими представлениями не
только в реальных действиях, но и мысленно.
Дидактические игры:
«Узнай и назови»
«Запомни и найди»
«Запомни и назови»
«Узнай по описанию»
«Что бывает красного, синего,… цвета?»
«Светофор»
«Оденем кукол»
«Хлоп-хлоп»
«Какого цвета нет?»
Цель
Продолжать
соединять
представление
о
цвете
со
словом -
названием ,
учить
производить выбор цвета по слову.
Продолжать развивать внимание,
запоминание с опорой на представление о
цвете.
Вспоминать нужный цвет по его названию,
удерживая
в
памяти
определенное
время;
учить сосредоточиваться на цели, которая
отсрочена от инструкции.
Дидактический материал:
предметные фигурки, предметные картинки.
Дидактический материал:
предметные картинки, цветовые обозначения.
Методика развития зрительной
функции по восприятию цвета
(Альтхауз Д., Дум Э.)
Различение
Называние
Систематизация
Вывод
Чем
больше
сенсорных
систем
задействовано
в
процессе
воспитания
и
обучения
дошкольника,
тем успешнее и эффективнее его развитие.
Между
тем
технолагизация
современной
жизни
создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая
его визуальными и виртуальными образами.
И
вернуть
всю
полноту
восприятия
через
взаимодействие с реальными объектами – главное
назначение
дидактического
материала
,
представленного
для
дошкольников
с
целью
развития зрительной функции восприятия цвета у
дошкольников с ОВЗ.
Литература:
Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии:
Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2004. – 224.: ил. –
(Коррекционная педагогика).
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – Форма –
Количество: Опыт работы по развитию
познават. способностей детей дошк.
возраста / Москва.: «Просвещение», 1984. –
64 с., ил.