Автор: Кураева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №244"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика активизации познавательного интереса у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Специфика активизации познавательного интереса у дошкольников
Проблема
интереса
очень
широко
исследовалась
в
современной
педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из
«загадочных» категорий,
до сих пор не существует единого определения
этого понятия, разделяемого всеми исследователями.
Существует несколько направлений в понимании сущности интереса.
Одни ученые рассматривают интересы в связи с инстинктами, присущими
человеку
в
силу
наследственной
предрасположенности
(теория
Берли).
Другие рассматривают интерес, как высшую духовную сущность (Герберт,
Остерман и другие). Так, рассматривая вопросы духовного мира человека,
философ К.А. Гельвеций пишет: «Если физический мир подчинен закону
движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле
интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ
вид всякого предмета».
Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как
личностное,
образование,
психический
процесс,
имеющий
социальный
характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами.
Психологи В.З. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов дают такое
определение интересу. Интерес – потребностное отношение человека к миру,
реализуемое
в
познавательной
деятельности
по
усвоению
окружающего
предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях
формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может
все
более
обогащаться,
включая
в
себе
новые
связи
предметного
мира.
Анализ
философской
и
психолого-педагогической
литературы
дает
возможность
охарактеризовать
интерес
как
сложное
психическое
образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью,
органическим
единством
интеллектуальных,
эмоциональных
и
волевых
компонентов.
Такая
же
сложная
структура
присуща
и
разновидности
интереса — познавательному интересу .
Дошкольный
возраст
является
уникальным
периодом
развития
личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка
об
окружающем
мире,
происходит
его
интенсивное
физическое
и
психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у
него
познавательных
интересов. Среди характерных черт познавательного
интереса
особую
значимость
для
нас
приобретает
такая
черта,
как
действенность,
выражающаяся
в
активной
деятельности
ребенка,
направленной
на
ознакомление
с
предметами
и
явлениями
социальной
действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий
для достижения цели. Проблеме формирования познавательного интереса у
дошкольников
посвящен
целый
ряд
исследований
(К.М.
Рамонова,
Н.К.
Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова,
Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.), рассматривающих его
как мотив познавательной деятельности.
А.В. Петровский, М.Т. Ярошевский определяют интерес, как форму
проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность
личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с
новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Рассматривая
структуру
познавательного
интереса,
мы
видим,
что
его
формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления,
памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы, что иллюстрирует рисунок
«Ядром
познавательного
интереса,
-
пишет
Г.И.
Щукина,
-
является
мыслительные процессы. Этот интерес придает мыслительной деятельности
эмоциональную
окрашенность
и
повышает
ее
продуктивности.
Человек
оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности
внимания и волевому усилию при решении умственной или практической
задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость
успеха, гордость в случае разрешения задачи – создают уверенность в своих
силах, побуждают к новому поиску.
Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать
новое,
непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности; в
желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и
связи. Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им
знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны,
благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется
кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал»,
который
является
фундаментом
развития
познавательного
интереса.
Прочные
знания
–
основа
активности
ребенка,
они
способствуют
проявлению
живого
интереса
к
действительности.
Под
влиянием
познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся
более
полными,
яркими,
образными.
Процесс
их
приобретения
также
претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес
активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память,
воображение.
При
наличии
интереса
восприятие
ребенком
предметов,
явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и
точнее
запоминает
интересный
материал,
быстро
и
образно
его
воспроизводит.
Чем
богаче
кладовая
памяти
у
дошкольника,
тем
более
развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения
последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь
приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом
предмете, новых сторон, свойств, отношений.
Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка
активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения
«жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает
взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного
характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний,
сведений, проявляется его пытливость, любознательность. «Возникновение
вопроса», - пишет известный психолог С.Л. Рубинштейн, - есть верный
признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания». По
свидетельству ученых, нет ни одной области действительности, которой не
интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы
меняются
по
форме
и
по
содержанию.
Малышей
интересует
название
действий,
предметов,
их
качества
и
свойства.
Вопросы
возникают
при
непосредственном
восприятии
предметов
и
явлений.
Для
старшего
дошкольника
характерна
активная
умственная
переработка
впечатлений.
Вопросы ребенка этого возраста направлены на усиление связей, отношений
между
предметами
и
явлениями
действительности,
на
систематизацию
своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного.
Все
вышесказанное
дает
основание
сделать
вывод
о
том,
что
активизация
познавательного
интереса
является
актуальной
задачей
умственного восприятия детей дошкольного возраста. Основными условиями
для
развития
познавательной
активности
детей
являются:
интересы
и
потребности
детей,
осмысление
и
осознание
себя
в
окружающем
мире,
индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Литература:
1.
Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе
ознакомления с явлениями природы.// Дошкольное воспитание, 1988,
№10, С. 22-25.
2.
Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская
педагогика. 1991, №3.
3.
Дьяченко О. Цепная реакция любознательности: отвечайте на вопросы
малышей // Семья и школа. 1978, №6.