Напоминание

Специфика активизации познавательного интереса у дошкольников


Автор: Кураева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №244"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика активизации познавательного интереса у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика активизации познавательного интереса у дошкольников

Проблема

интереса

очень

широко

исследовалась

в

современной

педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из

«загадочных» категорий,

до сих пор не существует единого определения

этого понятия, разделяемого всеми исследователями.

Существует несколько направлений в понимании сущности интереса.

Одни ученые рассматривают интересы в связи с инстинктами, присущими

человеку

в

силу

наследственной

предрасположенности

(теория

Берли).

Другие рассматривают интерес, как высшую духовную сущность (Герберт,

Остерман и другие). Так, рассматривая вопросы духовного мира человека,

философ К.А. Гельвеций пишет: «Если физический мир подчинен закону

движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле

интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ

вид всякого предмета».

Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как

личностное,

образование,

психический

процесс,

имеющий

социальный

характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами.

Психологи В.З. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов дают такое

определение интересу. Интерес – потребностное отношение человека к миру,

реализуемое

в

познавательной

деятельности

по

усвоению

окружающего

предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях

формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может

все

более

обогащаться,

включая

в

себе

новые

связи

предметного

мира.

Анализ

философской

и

психолого-педагогической

литературы

дает

возможность

охарактеризовать

интерес

как

сложное

психическое

образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью,

органическим

единством

интеллектуальных,

эмоциональных

и

волевых

компонентов.

Такая

же

сложная

структура

присуща

и

разновидности

интереса — познавательному интересу .

Дошкольный

возраст

является

уникальным

периодом

развития

личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка

об

окружающем

мире,

происходит

его

интенсивное

физическое

и

психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у

него

познавательных

интересов. Среди характерных черт познавательного

интереса

особую

значимость

для

нас

приобретает

такая

черта,

как

действенность,

выражающаяся

в

активной

деятельности

ребенка,

направленной

на

ознакомление

с

предметами

и

явлениями

социальной

действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий

для достижения цели. Проблеме формирования познавательного интереса у

дошкольников

посвящен

целый

ряд

исследований

(К.М.

Рамонова,

Н.К.

Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова,

Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.), рассматривающих его

как мотив познавательной деятельности.

А.В. Петровский, М.Т. Ярошевский определяют интерес, как форму

проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность

личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с

новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Рассматривая

структуру

познавательного

интереса,

мы

видим,

что

его

формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления,

памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы, что иллюстрирует рисунок

«Ядром

познавательного

интереса,

-

пишет

Г.И.

Щукина,

-

является

мыслительные процессы. Этот интерес придает мыслительной деятельности

эмоциональную

окрашенность

и

повышает

ее

продуктивности.

Человек

оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности

внимания и волевому усилию при решении умственной или практической

задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость

успеха, гордость в случае разрешения задачи – создают уверенность в своих

силах, побуждают к новому поиску.

Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать

новое,

непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности; в

желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и

связи. Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им

знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны,

благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется

кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал»,

который

является

фундаментом

развития

познавательного

интереса.

Прочные

знания

основа

активности

ребенка,

они

способствуют

проявлению

живого

интереса

к

действительности.

Под

влиянием

познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся

более

полными,

яркими,

образными.

Процесс

их

приобретения

также

претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес

активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память,

воображение.

При

наличии

интереса

восприятие

ребенком

предметов,

явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и

точнее

запоминает

интересный

материал,

быстро

и

образно

его

воспроизводит.

Чем

богаче

кладовая

памяти

у

дошкольника,

тем

более

развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения

последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь

приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом

предмете, новых сторон, свойств, отношений.

Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка

активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения

«жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает

взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного

характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний,

сведений, проявляется его пытливость, любознательность. «Возникновение

вопроса», - пишет известный психолог С.Л. Рубинштейн, - есть верный

признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания». По

свидетельству ученых, нет ни одной области действительности, которой не

интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы

меняются

по

форме

и

по

содержанию.

Малышей

интересует

название

действий,

предметов,

их

качества

и

свойства.

Вопросы

возникают

при

непосредственном

восприятии

предметов

и

явлений.

Для

старшего

дошкольника

характерна

активная

умственная

переработка

впечатлений.

Вопросы ребенка этого возраста направлены на усиление связей, отношений

между

предметами

и

явлениями

действительности,

на

систематизацию

своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного.

Все

вышесказанное

дает

основание

сделать

вывод

о

том,

что

активизация

познавательного

интереса

является

актуальной

задачей

умственного восприятия детей дошкольного возраста. Основными условиями

для

развития

познавательной

активности

детей

являются:

интересы

и

потребности

детей,

осмысление

и

осознание

себя

в

окружающем

мире,

индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Литература:

1.

Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе

ознакомления с явлениями природы.// Дошкольное воспитание, 1988,

№10, С. 22-25.

2.

Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская

педагогика. 1991, №3.

3.

Дьяченко О. Цепная реакция любознательности: отвечайте на вопросы

малышей // Семья и школа. 1978, №6.



В раздел образования