Напоминание

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.


Автор: Якименко Нина Валентиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова"
Населённый пункт: Белгородская область, пгт. Борисовка
Наименование материала: Электронный образовательный ресурс "Конспект урока"
Тема: Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Раздел: среднее образование





Назад




"

.

Урок физики по теме

Электризация тел

.

". 8-

Взаимодействие тел Два рода зарядов

й класс

,

Якименко Нина Валентиновна

учитель физики

:

Цели

"

".

начать формирование знаний по теме Электрические явления

Учащиеся должны углубить

,

;

знания о явлении электризации

свойствах наэлектризованных тел

,

развивать экспериментальные умения умение делать выводы по результатам

;

экспериментов

.

показать учет и использование знаний о электризации тел в жизни

:

Учитель

- "

".

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел

Электрические явления

Мы остановимся

,

,

,

,

.

на вопросах связанных с электрическим током узнаем его природу характеристики действия

.

.

.

История изучения электричества уходит далеко в прошлое В пятом веке до н э к греческому

ученому Фалесу обратился один

,

человек с просьбой объяснить необычное явление которое

,

.

наблюдала его дочь во время прядения пряжи веретеном сделанным из янтаря Девочка

,

заметила что янтарное веретено после соприкосновения с шерстью начинало притягивать к себе

,

,

.

пушинки соломинки нитки и другие мелкие частички Веретена из янтаря

,

у меня нет а браслет из

.

-

.

янтаря имеется Приблизим янтарь к мелким телам

нет никакого взаимодействия Натрем янтарь

-

.

,

о шерсть и снова приблизим

пушинки и соломинки притянулись к янтарю Фалес пришел к выводу

,

,

.

-

- "

",

что янтарь потертый о шерсть электризуется По гречески янтарь

электрон

отсюда и название

"

".

,

электричество

Итак

,

,

явление в результате которого тело после соприкосновения с другим телом

,

.

приобретает свойство притягивать к себе различные предметы называют электризацией

,

"

.

.

Откройте тетради запишите тему урока Электризация тел Взаимодействие заряженных тел Два

"

рода зарядов

.

Попробуем все сведения об электризации получить из опыта Каждая группа получит свое

.

.

задание После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты Внимательно прочитайте

,

,

.

свои задания постарайтесь не отвлекаться все результаты записывайте в тетрадь На

5-7

. (

выполнение опытов отводится

минут

Ученики получают карточки с заданиями и оборудование

.

,

,

,

,

для их выполнения Столы за которыми сидят ученики рекомендую поставить если это возможно

"

",

.

.

амфитеатром

т к во время обсуждения своих заданий ученики смогут демонстрировать опыт

,

,

).

всему классу не выходя к демонстрационному столу что сэкономит время урока

1.

Задание

Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из

.

?

.

эбонита и сухой мех Что вы наблюдаете

Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе

?

?

Что вы наблюдаете теперь

Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом

.

Сделайте вывод об электризации меха и эбонита

Каким способом можно наэлектризовать мех и

.

эбонитовую палочку

:

Оборудование

,

,

,

гильза из фольги подвешенная на шелковой нити на штативе эбонитовая палочка

кусочек меха

2.

Задание

Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из

.

?

стекла и кусочек шёлка Что вы наблюдаете

Потрите стеклянную палочку о шёлк и вновь

.

?

поднесите их к гильзе Что вы наблюдаете теперь

Как взаимодействует гильза с шёлком и

?

.

стеклянной палочкой

Сделайте вывод об электризации шёлка и стеклянной палочкой Каким

?

способом можно их наэлектризовать

:

Оборудование

,

,

гильза из фольги подвешенная на шелковой нити на штативе палочка из стекла и

кусочек шёлк

3.

Задание

Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из

.

?

пенопласта и кусочек полиэтилена Что вы наблюдаете

.

Потрите палочку из пенопласта о полиэтилен и вновь поднесите их к гильзе Что вы наблюдаете

?

?

теперь

Как взаимодействует гильза с полиэтиленом и пенопластом

Сделайте вывод об

.

?

электризации пенопласта и полиэтилена

Каким способом можно их наэлектризовать

4.

Задание

(

Укрепите на острие кусок водопроводной трубы посредине трубы просверлено

)

несквозное отверстие для острия и поднесите к трубе наэлектризованную о мех эбонитовую

.

?

палочку Что вы наблюдаете

Сделайте вывод о действии наэлектризованных тел на тяжёлые

.

тела

:

Оборудование

,

,

,

штатив с остриём кусок водопроводной трубы просверленный посредине

,

.

эбонитовая палочка кусок меха

5.

Задание

,

Поднесите наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку к струйке воды

.

?

.

вытекающей из водопровода Что вы наблюдаете

Сделайте вывод о электризации воды

6.

Задание

Зажгите свечу и поднесите к ней наэлектризованную трением о бумагу пластмассовую

.

?

.

палочку Что вы наблюдаете

Сделайте вывод о электризации пламени свечи

7.

Задание

,

,

Уравновесьте пластмассовую линейку на электрической лампе ввёрнутой в патрон и приблизите к

.

?

ней другую такую же линейку Что вы наблюдаете

Затем наэлектризуйте трением о фланель

.

?

поочередно эти линейки и опыт повторите Что вы наблюдаете

Как взаимодействуют заряды

?

одного рода

:

Оборудование

,

,

.

электрическая лампа на подставке две пластмассовые линейки кусок фланели

8.

Задание

,

Линейку из оргстекла уравновесьте на электрической лампе ввёрнутой в патрон и преподнесите к

.

?

ней кусок фланели Что вы наблюдаете

Затем наэлектризуйте трением о фланель линейку и

.

?

:

,

повторите опыт Что вы наблюдаете

Сделайте вывод одинаков ли вид заряда приобретаемый

?

2-

?

линейкой и кусочком фланели путём трения

Как взаимодействуют заряды

х различных видов

:

Оборудование

,

,

.

электрическая лампа на подставке линейка из оргстекла кусок фланели

,

.

Заканчиваем работу переходим к обсуждению результатов

,

.

,

Фалес считал что электризоваться может только янтарь А что наблюдали ребята выполнявшие

1-

.

ое задание

:

Ученик А

.

Мы поочерёдно поднесли к гильзе из фольги кусок меха и эбонитовую палочку Никакого

.

.

взаимодействия не наблюдалось Затем потёрли палочку о мех и снова поднесли их к гильзе Мы

,

,

.

заметили что гильза притягивается как к эбонитовой палочке так и к меху

(

).

Ученики показывают опыт всему классу

:

Учитель

,

,

Тело которое после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела

,

.

называют наэлектризованным заряженным или имеющим эклектический заряд

,

,

Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки потёртой о мех назвали

.

отрицательным

?

Можно ли наэлектризовать другие тела трением

:

Ученик В

,

.

,

Да можно Например после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк

.

притягивают лёгкую гильзу из фольги

:

Учитель

,

,

Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки потёртой о шёлк назвали

.

положительным

:

Ученик С

,

.

А мы к гильзе поднесли пенопласт потёртый о полиэтилен Гильза притянулась и к

.

пенопласту и к полиэтилену

:

Учитель

.

В рассмотренных опытах мы наблюдали действие электрических сил на мелкие тела

,

.

Посмотрим действуют ли электрические силы на более тяжелые тела

:

Ученик Д

,

,

В нашем опыте к тяжёлой водопроводной трубе укреплённой на острие мы поднесли

.

,

.

наэлектризованную палочку Мы увидели что труба медленно поворачивается к палочке

Учетель

:

.

Во всех рассмотренных случаях наэлектризованная палочка притягивала твёрдые тела

?

Могут ли электризоваться жидкости и газы

:

Ученик Е

,

.,

.

Если к струйке воды поднести наэлектризованную палочку то она искривиться

т к

.

начнёт притягиваться к палочке

:

Ученик Ж

.

Наэлектризованная палочка притягивает и пламя свечи Пламя отклоняется при

.

приближении заряженной палочки

:

Учитель

,

На самом деле

.

электризуются все тела

.

,

,

Рассмотрим свойства заряженных тел более подробно Выясним как взаимодействуют тела

.

.

?

имеющие заряды одного знака

Ребята проводили такой эксперимент Что же у них получилось

:

Ученик З

,

Две линейки из оргстекла мы наэлектризовали трением о фланель тем самым сообщив

.

,

,

,

им заряды одного знака Первую линейку укрепили на лампочке укреплённой в патроне вторую

,

.

,

,

держа в руке поднесли к первой Мы заметили что палочка находящаяся на лампочке

,

.

,

отталкивается от той которая в руке Таким образом

,

,

тела имеющие заряды одного вида

.

отталкиваются

:

Учитель

,

,

Возникает вопрос одинаков ли вид заряда приобретаемый линейкой и кусочком фланели

?

путём трения

Послушаем ответы ребят

:

Ученик И

.

,

Мы приблизили кусочек фланели к наэлектризованной им линейке Мы увидели что

.

.

линейка притягивается к фланели Значит заряды на линейке и кусочке фланели разных видов

,

,

.

Тела имеющие заряды разного вида притягиваются друг к другу

:

Учитель

(

)

Заряды одного знака оба положительные или оба отрицательные называют

,

-

.

,

одноимёнными а заряды разных знаков разноимёнными Таким образом одноимённо заряженные

,

-

.

тела отталкиваются а разноимённо заряженные притягиваются

.

В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом Так

.

обстоит дело с электрическим котом

:

Ученик Д

,

Вы наверное слышали что существует на свете электрический угорь и электрический

.

,

.

,

?

скат Охотясь они поражают свои жертвы электрическим разрядом Ну а электрический кот

Где

?

, "

"

водится это загадочное животное

Оказывается

электротехнические способности есть у

.

.

,

каждого самого обычного кота Но не каждый кот годится для опытов Кот нужен смирный

.

-

:

.

добродушный и чистый Кот неряха не подойдет его шерсть плохо электризуется

В

сухой

,

морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления чтобы его шубка стала вполне

.

,

,

сухой Вымойте руки вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку а правой рукой

"

":

.

быстро гладьте кота по шерсти

от головы к хвосту Скоро вы почувствуете в руках легкое

.

,

,

,

покалывание и услышите тихий треск Если делать этот опыт в темноте то когда глаза привыкнут

,

.

вы увидите как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками Кота этот опыт не особенно

.

.

беспокоит Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент И тогда вместо

!

искр в вашу руку вонзятся острые когти

,

,

,

Знаменитый американский изобретатель Эдисон тот самый что изобрел фонограф сделал много

.

,

,

важных изобретений и в области электротехники Он изобрел лампочку накаливания патрон к ней

.

,

выключатель и создал первую систему электрического освещения Так вот еще мальчишкой Томми

,

.

,

Эдисон делал опыты с электричеством добытым из котика Можно сказать что это симпатичное

.

животное мурлыкало у колыбели электротехники

:

Ученик Е

.

Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху При

,

,

этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли о воздух а также за

.

.

счет столкновения частиц друг с другом В воздухе можно видеть искры

Ученик

Ж

:

В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень

,

,

электризуется а от этого закручивается и рвется поэтому воздух в производственных помещениях

,

.

увлажняют делая его проводником электричества Благодаря этому заряды на бумаге не

,

"

"

,

.

скапливаются а стекают с нее предохраняя от порчи

3:

Ученик

Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических

.

отпечатков При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные

,

,

.

частицы золотой пыли наносимой на купюру создавая видимые отпечатки

:

Учитель

В качестве закрепления предлагаю вам ответить на вопросы теста

.

Тест

.

.

.

Электризация тел Взаимодействие заряженных тел Два рода зарядов

1.

,

:

Тело которое наэлектризовано

:

.

нагревается

:

:

охлаждается

:

.

приходит в движение

:

.

притягивает к себе другие тела

2.

:

Электрические заряды бывают

:

.

положительными

:

.

отрицательными

:

.

положительными и отрицательными

:

.

разными

3.

?

Как взаимодействуют наэлектризованные тела

.

Тела с зарядами одного знака притягиваются

.

Тела с зарядами разного знака отталкиваются

,

,

-

.

Если у тел заряды одного знака они отталкиваются если разного притягиваются

4.

?

В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел

№ 1.

№ 2.

№ 3.

.

Нет правильного изображения

5.

,

,

,

Какие бумажные цилиндрики показанные на рисунке не заряжены а каким сообщены

?

одноименные заряды

№ 3; № 1.

№ 3; № 2.

№ 1; № 3.

№ 1; № 2.

6.

?

В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться

№ 1

№ 3.

и

№ 2

№ 4.

и

№ 2

№ 4.

и

№ 2 № 3.

и

7.

,

,

.

,

Два тела обладая положительным зарядом отталкиваются Как они будут взаимодействовать

?

если одно из них приобретет отрицательный заряд

Если отрицательно наэлектризованными

?

станут оба тела

.

Притянутся в обоих случаях

.

В том и другом случае оттолкнутся

;

.

Притянутся оттолкнутся

;

.

Оттолкнутся притянутся

8.

,

,

К наэлектризованным шарам знаки зарядов которых неизвестны подносят палочки с зарядом

.

,

?

известного знака На каком рисунке показан шар имеющий отрицательный заряд

№ 1.

№ 2.

№ 3.

№1169, №1170

.

.

,

.

.

Затем можно разобрать в качестве закрепления материала

В И Лукашик Е В

"

".

Иванова Сборник задач по физике

.

Подвести итоги урока и задать домашнее задание

.

Список использованной литературы

1.

.

"

"

, "

" 1993

.

Л Гальперштейн Забавная физика Москва

Детская литература

г

2.

.

.

"

"

"

" 1988

.

Л В Тарасов Физика в природе Москва Просвещение

г

3.

.

.

"

10

"

"

" 2001

.

В А Касьянов Физика

класс Москва Дрофа

г



В раздел образования