Напоминание

"Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через устное народное творчество "


Автор: Макарова Вера Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №2 "Теремок"
Населённый пункт: Республики Саха (Якутия) Верхневилюйского улуса с. Верхневилюйск
Наименование материала: доклад
Тема: "Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через устное народное творчество "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №2 «Теремок» муниципального района

«Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

ДОКЛАД

«Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через

устное народное творчество »

Выполнила: Макарова Вера Анатольевна

старший воспитатель, 1 категории

Верхневилюйск, 2016

Содержание:

1.Введение

1.1. Теоретические основы исследования двуязычия

1.2

Особенности

формирования

двуязычия

детей

в

дошкольных

образовательных

учреждениях

1.3 Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через

устное народное творчество (из опыта работы)

2. Заключение

3. Использованная литература

1.

Введение

В

постановке

проблемы

двуязычия

мы

различаем

билингвизм

как

объект

исследования и аспекты исследования двуязычия.

Билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в

зависимости от условий речевого общения С позиций психолингвистики, билингвизм -

способность употреблять для общения две языковые системы. Билингвизм стал одним из

самых ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как "общение людей,

представляющих разные культуры"

Двуязычие анализируется как развивающееся явление: при этом имеется в виду, что

целью

билингва

является

стремление

к

овладению

двумя

языками

в

известном

совершенстве.

Двуязычие в прямом смысле слова означает «знание двух языков». Термин «двуязычие»

отражает особое понятие и нуждается в научном определении. В значении двуязычия

употребляется и слово «билингвизм» (лат. bi ‘два’, lingua ‘язык’).

В

специальной

литературе

представлены

самые

различные

определения

двуязычия.

Ограничиваясь рассмотрением лишь некоторых из них, выделим:

общие определения двуязычия,

определения двуязычия, конкретизированные по тем или иным признакам,

определения двуязычия, основанные на том или ином аспекте его исследования.

В.А.Аврорин: «Двуязычием следует признать одинаково свободное активное владение

двумя языками. Иначе говоря, двуязычие начинается тогда, когда степень знания второго

языка приближается вплотную к степени знания первого».

Исследования, посвященные разнообразным типам двуязычия, убедительно показывают,

что с теоретической и практической точки зрения невозможно абсолютно одинаково

совершенное знание двух языков.

Под достаточно совершенным знанием двух языков надо понимать свободное владение

общеупотребительными

устной

и

письменной

формами

существования

обоих

литературных языков без проявления резко выраженной интерференции на каком-нибудь

уровне их структур.

Двуязычие анализируется как развивающееся явление: при этом имеется в виду, что целью

билингва является стремление к овладению двумя языками в известном совершенстве.

1.1. Теоретические основы исследования двуязычия

Психологический аспект исследования двуязычия

При исследовании процессов овладения и владения вторым языком с психологической

точки зрения должны различаться по меньшей мере факты троякого рода:

а) лексико-грамматические и грамматические категории, эквивалентные в родном

и втором языках, учитывая, что при изучении неродного языка, как писал Л.В.Щерба,

«полное

понимание

наступает

обыкновенно

только

тогда,

когда

учащиеся

находят

соответствующий эквивалент на родном языке»;

б) лексико-грамматические и грамматические категории, отсутствующие в родном

языке, но функционирующие в структуре второго языка;

в) лексико-грамматические и грамматические категории, характерные для родного

языка, следовательно, и для языкового сознания его носителей, но отсутствующие во

втором языке и в языковом сознании носителей последнего.

Педагогический аспект исследования двуязычии

Основной

задачей

педагогического

аспекта

является

разработка

и

применение

наиболее

рациональных

методов

изучения

процессов

овладения

и

владения

двумя

языками в условиях двуязычия, а также методов обучения двуязычию

1.2.

Особенности формирования двуязычия детей в дошкольных

образовательных учреждениях

Изучив

теоретические

основы

двуязычия

надо

отметить,

что

в

дошкольных

образовательных

организациях

дошкольного

образования,

необходимо

введения

и

изучения русского языка, как второго языка для детей раннего и дошкольного возраста

Для организации воспитательно-образовательного процесса детского сада в

условиях двуязычия, есть некоторые варианты обучения дошкольников русскому языку

как второму, это раскрыть особенности деятельности педагога, ведущего обучение детей

русскому языку, и специфика проведения процедуры, оценки уровня владения вторым

языком

у

дошкольников.

Русский

язык

является

основным

языком

педагогического

общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в

общий

воспитательно-образовательный

процесс,

ребенок

должен

владеть

русским

языком.. Дети должны усваивать русский язык, но одновременно и поддерживать свой

родной, т.е. становиться билингвами (двуязычными). Педагогам уже давно приходится

практически

решать

проблемы

координации

двух

или

более

языков

в

учебно-

воспитательном процессе. Во всех детских садах, где воспитываются двуязычные дети,

следует знать, каковы особенности их развития и как воспитателям нужно относиться к

становлению речи у таких детей, какие советы давать родителям. Двуязычие развивается

нормально, если хотя бы на одном языке человек может выразить любую свою мысль в

адекватной форме. Если же речь не сформирована полноценно ни на одном языке, то

разрушается структура мысли, ребенок не может ни контролировать, ни выразить свои

эмоции и потребности важнее правильно организовать коррекцию речевого развития

двуязычного индивида уже на раннем этапе. Иногда педагоги добиваются значительных

результатов в обучении за счет принуждения, но это недопустимо в случае преподавания

русского языка и культуры. Навязывание своего мировоззрения, русской картины мира и

традиций не должно противоречить положительному образу родителей и собственной

культуры. Интересы семьи не должны страдать от того, что ребенок изучает русский язык.

Только

подлинное

уважение

к

представителям

иной

национальности

может

стать

фундаментом сбалансированного двуязычия.

1.3.

Формирование якутско – русского двуязычия у детей

дошкольного возраста через устное народное творчество (из опыта

работы)

Обучение русскому языку

в условиях нашего

ДОУ происходит следующим

образом: воспитатели занимаются обучением детей второму языку в ходе ООД. Занятия

проводятся

специально

отведенном

для

занятий

кабинете

под

названием

«Русская

горница»

начиная

со

средней

группы

один

раз

в

неделю.

В

послеобеденное

время

проводятся кружки в старшей и подготовительной группе «Родничок» В послеобеденное

время проводятся кружки в старшей и подготовительной группе «Родничок». Каждый

понедельник недели объявлен в ДОУ днем якутского фольклора, дети и педагоги приходят

в национальных якутских одеждах, каждый четверг – День русского фольклора, дети,

педагоги и родители общаются на русском языке и приходят в национальных русских

костюмах. При помощи анкет, опросов мы выяснили заинтересованность родителей, их

знание русского языка, готовность помогать и поддерживать начинания дошкольного

учреждения.

Перегружать

дошкольников

не

следует,

обучение

второму

языку

у

нас

происходит не в жесткой форме, а в играх и в повседневной деятельности. В ситуациях

повседневной

жизни:

дети

знакомятся

с

коммуникативными

формулами

приветствия,

прощания,

поздравления

и

т.д.;

с

речевыми

высказываниями,

описывающими

жизнь

ребенка в ходе свободной игры и в режимные моменты. Основные цели обучения второму

языку в нашем ДОУ:

1.

развитие

у

дошкольников

способности

ориентироваться

в

звучащей

речи,

понимать и адекватно реагировать на слова воспитателя в различных видах детской

деятельности,

задавать

вопросы,

если

что-то

непонятно,

просить

повторить

или

объяснить;

2. обучение умению формулировать свои мысли и желания на втором языке, гибко

пользуясь

сформированными

языковыми

и

речевыми

умениями

в

новых,

спонтанно

возникающих ситуациях коммуникации как с взрослым, так и со сверстником;

3.

привитие

навыков

перевода,

способности

соотносить

один

язык

с

другим,

поощрение металингвистических высказываний и оценок;

4. формирование коммуникативной компетенции, умений поддерживать разговор,

отвечать собеседнику и получать от него нужную информацию;

5. формирование личности двуязычного индивида, уверенно чувствующего себя в

двух языках и двух культурах, уважающих обе традиции.

В поиске более оптимальных средств речевого развития именно в дошкольном

возрасте

мы решили использовать произведения русского

фольклора, как наиболее

простой и доступный для восприятия детьми материал. Мы отметили преимущества

произведений фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения

легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.

Произведения малого русского

фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в

непосредственно образовательной деятельности. По данному направлению перед нашим

педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

1. Развивать интерес к богатству якутского и русского языков.

2.

Формировать

восприятие

звуковой

культуры

речи

на

основе

ритмико-

мелодической структуры языка в малых формах фольклора

3 . Р а з в и в а т ь

с л у х о в о е

в н и м а н и е ,

п о н и м а н и е

речи, звукоподражание, активизацию словаря.

4. Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способность к

целостному

восприятию

произведений

разных

жанров,

способствовать

усвоению

с од е р ж а н и я

п р о и з в е д е н и й

и

э м о ц и о н а л ь н о й

о т з ы вч и в о с т и

н а

н е г о .

5.Привлечь родителей к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.

В связи с этим в ДОУ имеются кабинет русского фольклора «Русская горница» и

музей «Унугэсчээн» где дети знакомятся с бытом с традициями двух культур: русского и

якутского. В нашем детском саду стало традицией проводить такие мероприятия как День

Масленицы, ысыах, конференции для родителей под названием « Калейдоскоп

фольклора», где дети более тесно знакомятся с традициями двух народов. Результатом

нашей

работы

является

участие

и

достижения

наших

воспитанников

в

различных

республиканских и улусных конкурсах по данному направлению:

Участие в республиканских и улусных конкурсах:

Достижения воспитанников

за 2013 -2014учебный год

Участие в республиканских конкурсах:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

1 место

1 место

турнир

- Григорьева Алена, 6 лет - 1 место

- Григорьева Алена, 6 лет – 5

Чыбыкова Э.П. –

педагог по физ.

культуре

«Русские шашки»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2 место

4место

турнир

Хобуев Денис, 6 лет - 2 место

Рожина Марианна, 6 лет

Рожина Н.В.

Участие в улусных конкурсах:

Олимпиады

Математика:

Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия, И.О.)

2 место

4 место

Федорова Ариадна, 6 лет

Поскачин Ярослав, 6 лет

Николаева Р. И.– педагог доп.

образования

Русский язык:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1 место

1 место

- Федорова Ариадна, 6 лет

- Рожина Марианна, 6 лет

Прокопьева Л. И. педагог

по обучению русскому

языку

Конкурс разговорный жанр «Чобуо чооруостар»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1 место

1 место

2 место

Романов Аксен, 5 лет (жанр «Стихи»)- -

Сивцева Элина, 4 года(жанр «Стихи»).);

- Мачахов Дамир, Попов Артем, 5 лет (жанр

«Чабырхах)

Старостина Р.А.-

Николаева Г.И

Старостина Р.А.-

.

Конкурс «Чугдаарын комус чуораанчыктар»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1 место

2 место

2 место

3 место

3 место

3 место

2 место

Сивцева Элина, Григорьев Ваня, 4 года

(жанр «Парный танец»)–

- Рожина Марианна, Руфова Алина, 6 лет

(жанр «Хомус»)

- Давыдова Вика, Руфова Алина (жанр

«Вокал»)

;- Сивцева Элина, 4 года (жанр «Вокал»)

Руфова Алина, Ильина Света (жанр «Вокал»)

- Ким Пелагея, 6 лет (жанр «Хомус») – 3

место;

- Сивцева Элина, 4 года (жанр «Сольные

танцы»)

Николаева Г.И. муз рук

Петрова П.В. психолог

Николаева Г.И. муз рук

Николаева Г.И. муз рук

Петрова П.В. психолог

Николаева Г.И. муз рук

);

НПК «Юный исследователь»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1 место

1 место

1 место

1 место

2 место

2 место

2 место

3 место

- Николаев Максим, 5 лет

- Федорова Ариадна, 6 лет

- Васильева Карина, 6 лет

- Колосов Саша, 6 лет –

- Поскачин Ярослав, 6 лет

- Васильева Санаайа, 6 лет

- Саввинова Валерия, 6 лет

- Никифорова Жанна, 5 лет

Михайлова А.С.

Егорова В .В.

Егорова В .В.

Егорова В .В.

Рожина Н.В

Егорова В .В.

Егорова В .В.

Егорова В .В.

Платонова Е.Х.

.

Достижения воспитанников

за 2014- 2015 учебный год

Участие в республиканских конкурсах:

Республиканский Фестиваль «Бриллиантовые нотки»

Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

Лауреат 1 степени

Лауреат 1 степени

Грузинский танец - старшая

группа

Танец Лебедят – старшая группа

Егорова В.В. –

воспитатель

Республиканский конкурс «Полярная Звезда»

Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

Дипломант

1 степени

Лауреат 1

степени

Грузинский танец – старшая группа

«Быль для детей» жанр «Стихи» - Хайми

Саша (5 лет)

Егорова В.В. -

воспитатель

Республиканское соревнование по триатлону

Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1

3 место

Сивцева Элина – 6 лет

Чыбыкова Э.П.

педагог по физ.

культуре

Республиканское соревнование по ДИП сонору (олимпиада)

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

1 место

Макаров Марк – 6 лет

Чыбыкова Э.П. –

педагог по физ.

культуре

Республиканское соревнование по ДИП сонору (Мистер и Мисс Жипто)

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

2 место

Победитель в

номинации

«Лучший хомусист»

Макаров Марк

Сивцева Элина

Чыбыкова Э.П. –

педагог по физ.

культуре

Республиканское интеллектуальная олимпиада «Белочка»

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1

2

1 место

Участие

Николаева Настя - 5 лет

Иванова Алиса – 6 лет

Николаева Р.И.

Николаева Р.И.

Участие в улусных конкурсах:

Олимпиады

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия,

И.О.)

1.

2.

Математика:

1 место

Русский язык:

1 место

Сивцева Элина – 6 лет

Макаров Марк – 6 лет

Николаева Р. И. -педагог

доп. обр.

Прокопьева Л. И.-

воспитатель

КМО Конкурс ДИП «Сонор:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия,

И.О.)

1.

2.

1 место

1 место

Сивцева Элина – 6 лет

Макаров Марк – 6 лет

Чыбыкова Э.П. –

педагог по физ. культуре

Улусное соревнование по Дип – сонор

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

1 место

1 место

Сивцева Элина – 6 лет

Макаров Марк – 6 лет

Чыбыкова Э.П. –

педагог по физ.

культуре

КМО Соревнование «Русские шашки»

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

1 место

2 место

Сивцева Элина – 6 лет

Макаров Марк – 6 лет

Чыбыкова Э.П. –

педагог по физ.

культуре

Улусный конкурс разговорный жанр «Чобуо чооруостар»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

жанр «Сказка»

1.

1 место

Отрывок из сказки «Сказка о царе

Салтане»

Прокопьева Богдана (4 года)

Старостина Р.А. -

воспитатель

жанр «Монолог»

2.

2 место

«Тулаайах о5о»

Мегежекская Сахаайа (6 лет)

Петрова П.В. -

психолог

жанр «Стихи»

3.

2 место

«Быль для детей»

Хайми Саша (5 лет)

Егорова В.В. –

воспитатель

жанр «Угэ»

4.

3 место

«Стрекоза и Муравей»

Сивцева Элина (6 лет)

Прокопьева Л.И. –

воспитатель

Улусный конкурс «Чугдаарын комус чуораанчыктар»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

Соло

1.

Гран- при

Макаров Марк(6 лет)

Чыбыкова Э.П. педагог

по физ. культуре

Соло

2.

Лауреат 2 степени

Астанова Алина (5 лет)

Рожина Н.В.-

воспитатель

Ансамбль мальчиков

3.

Гран- при

Подготовительная группа

Чыбыкова Э.П.- педагог

по физ. культуре

Спортивный танец

4.

Лауреат 1 степени

Вересова Яна (6 лет)

Прокопьева Л.И.-

воспитатель

Ансамбль «Игра на хомусе»

5.

Лауреат 3 степени

Старшая и подготовительная

группы

Петрова П.В.- психолог

НПК «Юный исследователь»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

Секция «Познавательное»

1.

1 место

«Космос» Макаров Марк (6 лет)

Макарова В.А.-

Ст. воспитатель

Секция «День Победы»?

2.

1 место

«Кыайыыны уйансыбыт хаан – уруу

аймахтарым » Акимов Саша (5 лет)

Акимова О.М.-

бабушка

Секция « Здоровье»

3.

2 место

«Кока – кола буортута уонна

туьата» Гаврильев Мирослав(6 лет)

Прокопьева Л.И.-

воспитатель

Секция «Познавательное»

4.

2 место

«Динозаврдар»

Никифорова Лариса (5 лет)

Егорова В.В. -

воспитатель

Секция «ОБЖ»

5.

1 место

«Уоттан сэрэхтээх буолуу»

Ильин Коля (5 лет)

Егорова В.В. -

воспитатель

Достижения воспитанников

за 2015 -2016 учебный год

Участие в республиканских конкурсах:

Республиканский конкурс юных талантов «Сулусчаан»

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

3.

Лауреат 2 степени

Лауреат 3 степени

Песни «Мэнигийээн» «Эбээ»

-ансамбль мальчиков подг. группы

Песня «Току току ньээм» - Астанова

Алина

Игра на хомусе -Хайми Саша, 6 лет

Рожина Н.В. -

воспитатель

Егорова В.В. -

воспитатель

Республиканский телеконкурс «Полярная Звезда»

Место

Ф.И. ребенка

Руководитель

(Фамилия, И.О.)

1.

2.

Лауреат 2 степени

Песни «Мэнигийээн» «Эбээ»

-ансамбль мальчиков подг. группы

Песня «Току току ньээм» - Астанова

Алина

Рожина Н.В. -

воспитатель

Николаева М.Ф. -

музрук

Республиканское интеллектуальная олимпиада «Белочка»

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия,

И.О.)

1

2

1 место

Участие

Николаева Настя - 5 лет

Иванова Алиса – 6 лет

Николаева Р.И.

Николаева Р.И.

Республиканское соревнование по шахматам

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия,

И.О.)

1

1 место

Бочетов Рома – 6 лет

Чыбыкова Э.П. - физрук

ХIII региональный смотр- конкурс семейных экологических проектов среди

учащихся начальных классов «Кэнчээри»

№ Место

Ф.И.

ребенка

Руководитель (Ф.И.О.)

Секция «Пропаганда Охраны природы»

1.

2 место

Иванова Алиса – 6 лет

Егорова В.В. –

воспитатель

Участие в улусных конкурсах:

Улусное соревнование по Дип – сонор

№ Место

Ф.И.

ребенка

Руководитель (Фамилия, И.О.)

1.

3 место

Кондратьева Саяника– 6 лет

Рожина Н. В. - воспитатель

Улусное соревнование «Русские шашки»

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Ф, И.О.)

1.

2.

1 место

2 место

Кондратьева Саяника– 6 лет

Бочетов Рома – 6 лет

Рожина Н. В. - воспитатель

Улусный конкурс разговорный жанр «Чобуо чооруостар»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия, И.О.)

жанр «Чабырхах»

1.

2 место

Жендорусов Саша – 6 лет

Егорова В.В- воспитатель

жанр «Стихи»

3.

2 место

«Гимн Якутии»

Подготовительная группа

Егорова В.В. –

воспитатель

Улусный конкурс «Чугдаарын комус чуораанчыктар»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Фамилия,

И.О.)

Групповое исполнение песни

1.

Гран- при

Ансамбль мальчиков «Уоланнар»

Николаева М.Ф. – музрук

Рожина Н.В.- воспитатель

«Фольклор» Игра на хомусе

2.

Лауреат 2 степени

Хайми Саша – 6 лет

Егорова В.В. –

воспитатель

Трио

3.

Дипломант

Песня «Бахарабын»

Чоросова Саша

Степанова Ализа

Николаева Настя

Васильева В.М. –

воспитатель

Федорова Л.А.-

воспитатель

Спортивный танец

4.

Дипломант 1

степени

Прокопьева Карина – 4 года

Прокопьева Л.И.-

воспитатель

5

Дипломант 1

степени

Яковлева Арина

Иванова Алиса

Валерия

Чыбыкова Э.П.- педагог

по физ. культуре

Хор

5.

Лауреат 3 степени

Подготовительная группа

Максимова Т.П.- психолог

НПК «Юный исследователь»:

№ Место

Ф.И. ребенка

Руководитель (Ф, И.О.)

Секция «Познавательное»

1.

1 место

«Космос» Макаров Марк (6 лет)

Макарова В.А.-

Ст. воспитатель

Секция «День Победы»?

2.

1 место

«Кыайыыны уйансыбыт хаан –

уруу аймахтарым » Акимов Саша

(5 лет)

Акимова О.М.-

бабушка

Секция « Здоровье»

3.

2 место

«Кока – кола буортута уонна

туьата» Гаврильев Мирослав(6

лет)

Прокопьева Л.И.-

воспитатель

Секция «Познавательное»

4.

2 место

«Динозаврдар»

Никифорова Лариса (5 лет)

Егорова В.В. -

воспитатель

Секция «ОБЖ»

5.

1 место

«Уоттан сэрэхтээх буолуу»

Ильин Коля (5 лет)

Егорова В.В. -

воспитатель

Хочется

отметить

о

том,

что

в

такой

положительной

обстановке

воспитываются

дружеские

чувства

к

другим

национальностям

и

культурам.

С

детства

привыкнув

считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче

найдет свое место в мультикультурном мире. Тот, кто однажды выучил второй язык,

овладевает способностью учить и другие языки

2.

Заключение

В заключении хочется отметить

о том, что уровень приобретенных умений и

навыков

понимания

и

говорения

зависит

от

количества

времени,

которое

ребенок

фактически находился в детском саду, от установок семьи на изучение или поддержание

русского языка и русской культуры, от индивидуального склада и особенностей развития

детской

личности.

Успешное

овладение

детьми

вторым

языком

в

детском

саду

определяется в значительной степени тем, как воспитатель пользуется своей речью в

общении с детьми. Успех зависит:

1)

от

установления

первичного

доброжелательного

контакта

с

ребенком,

при

котором важную роль играют жесты, мимика, действия воспитателя;

2) от того, насколько воспитатель добивается понимания своей речи, используя

речевые

варианты

и

повторы

при

тех

или

иных

объяснениях,

следя

за

четкостью

произношения.

3) от того, насколько воспитатель учитывает уровень развития каждого из языков у

конкретного ребенка;

4) от того, насколько воспитатель справляется с задачей постепенного усложнения

своей речи.

В результате нашей работы мы получили::

-Словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.

-

Сформировался

первоначальный

интерес

к

русскому

устному

народному

творчеству, художественной литературе.

-Дети владеют навыками общения на якутском и русском языках со взрослыми и

сверстниками.

-

У

родителей

сформировано

понимание

необходимости

использования

малых

форм фольклора в развитии речи детей

3. Список литературы:

1. Аврорин В. А. Проблемы двуязычия и многоязычия // Двуязычие и школа. – 2002. - №6.

2. Вишневская Г. М. Билингвизм и его аспекты. Иваново, 1997.

3. Краткий словарь иностранных слов: ок. 8000 единиц / авт. – сост. Е. Е. Гришина. – М. :

Астрель: АСТ, 2005. – 638, [2]

4. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия / Под. Ред.

Л. Е. Курнешовой. – М. : Центр «Школьная книга», 2007.

5. Протасова Е. Ю. Общение и взаимодействие в условиях двуязычного детского сада

(рус., англ.) // Состояние и перспек тивы многоязычного обучения

в школе. - М. : Пушкино, 1991.

6.

Протасова

Е.

Ю.,

Родина

Н.

М.

Многоязычие

в

детском

возрасте.

Книга

для

преподавателей и родителей. М. : Издательский центр «Академия», 2003.

7. Чиршева Г. Н. Особенности формирования лексикона ребенка-билингвина// Проблемы

детской речи. - Спб. : Образование, 2001. - №5.



В раздел образования