Автор: Макарова Вера Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №2 "Теремок"
Населённый пункт: Республики Саха (Якутия) Верхневилюйского улуса с. Верхневилюйск
Наименование материала: доклад
Тема: "Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через устное народное творчество "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №2 «Теремок» муниципального района
«Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
ДОКЛАД
«Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через
устное народное творчество »
Выполнила: Макарова Вера Анатольевна
старший воспитатель, 1 категории
Верхневилюйск, 2016
Содержание:
1.Введение
1.1. Теоретические основы исследования двуязычия
1.2
Особенности
формирования
двуязычия
детей
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
1.3 Формирование якутско – русского двуязычия у детей дошкольного возраста через
устное народное творчество (из опыта работы)
2. Заключение
3. Использованная литература
1.
Введение
В
постановке
проблемы
двуязычия
мы
различаем
билингвизм
как
объект
исследования и аспекты исследования двуязычия.
Билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в
зависимости от условий речевого общения С позиций психолингвистики, билингвизм -
способность употреблять для общения две языковые системы. Билингвизм стал одним из
самых ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как "общение людей,
представляющих разные культуры"
Двуязычие анализируется как развивающееся явление: при этом имеется в виду, что
целью
билингва
является
стремление
к
овладению
двумя
языками
в
известном
совершенстве.
Двуязычие в прямом смысле слова означает «знание двух языков». Термин «двуязычие»
отражает особое понятие и нуждается в научном определении. В значении двуязычия
употребляется и слово «билингвизм» (лат. bi ‘два’, lingua ‘язык’).
В
специальной
литературе
представлены
самые
различные
определения
двуязычия.
Ограничиваясь рассмотрением лишь некоторых из них, выделим:
общие определения двуязычия,
определения двуязычия, конкретизированные по тем или иным признакам,
определения двуязычия, основанные на том или ином аспекте его исследования.
В.А.Аврорин: «Двуязычием следует признать одинаково свободное активное владение
двумя языками. Иначе говоря, двуязычие начинается тогда, когда степень знания второго
языка приближается вплотную к степени знания первого».
Исследования, посвященные разнообразным типам двуязычия, убедительно показывают,
что с теоретической и практической точки зрения невозможно абсолютно одинаково
совершенное знание двух языков.
Под достаточно совершенным знанием двух языков надо понимать свободное владение
общеупотребительными
устной
и
письменной
формами
существования
обоих
литературных языков без проявления резко выраженной интерференции на каком-нибудь
уровне их структур.
Двуязычие анализируется как развивающееся явление: при этом имеется в виду, что целью
билингва является стремление к овладению двумя языками в известном совершенстве.
1.1. Теоретические основы исследования двуязычия
Психологический аспект исследования двуязычия
При исследовании процессов овладения и владения вторым языком с психологической
точки зрения должны различаться по меньшей мере факты троякого рода:
а) лексико-грамматические и грамматические категории, эквивалентные в родном
и втором языках, учитывая, что при изучении неродного языка, как писал Л.В.Щерба,
«полное
понимание
наступает
обыкновенно
только
тогда,
когда
учащиеся
находят
соответствующий эквивалент на родном языке»;
б) лексико-грамматические и грамматические категории, отсутствующие в родном
языке, но функционирующие в структуре второго языка;
в) лексико-грамматические и грамматические категории, характерные для родного
языка, следовательно, и для языкового сознания его носителей, но отсутствующие во
втором языке и в языковом сознании носителей последнего.
Педагогический аспект исследования двуязычии
Основной
задачей
педагогического
аспекта
является
разработка
и
применение
наиболее
рациональных
методов
изучения
процессов
овладения
и
владения
двумя
языками в условиях двуязычия, а также методов обучения двуязычию
1.2.
Особенности формирования двуязычия детей в дошкольных
образовательных учреждениях
Изучив
теоретические
основы
двуязычия
надо
отметить,
что
в
дошкольных
образовательных
организациях
дошкольного
образования,
необходимо
введения
и
изучения русского языка, как второго языка для детей раннего и дошкольного возраста
Для организации воспитательно-образовательного процесса детского сада в
условиях двуязычия, есть некоторые варианты обучения дошкольников русскому языку
как второму, это раскрыть особенности деятельности педагога, ведущего обучение детей
русскому языку, и специфика проведения процедуры, оценки уровня владения вторым
языком
у
дошкольников.
Русский
язык
является
основным
языком
педагогического
общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в
общий
воспитательно-образовательный
процесс,
ребенок
должен
владеть
русским
языком.. Дети должны усваивать русский язык, но одновременно и поддерживать свой
родной, т.е. становиться билингвами (двуязычными). Педагогам уже давно приходится
практически
решать
проблемы
координации
двух
или
более
языков
в
учебно-
воспитательном процессе. Во всех детских садах, где воспитываются двуязычные дети,
следует знать, каковы особенности их развития и как воспитателям нужно относиться к
становлению речи у таких детей, какие советы давать родителям. Двуязычие развивается
нормально, если хотя бы на одном языке человек может выразить любую свою мысль в
адекватной форме. Если же речь не сформирована полноценно ни на одном языке, то
разрушается структура мысли, ребенок не может ни контролировать, ни выразить свои
эмоции и потребности важнее правильно организовать коррекцию речевого развития
двуязычного индивида уже на раннем этапе. Иногда педагоги добиваются значительных
результатов в обучении за счет принуждения, но это недопустимо в случае преподавания
русского языка и культуры. Навязывание своего мировоззрения, русской картины мира и
традиций не должно противоречить положительному образу родителей и собственной
культуры. Интересы семьи не должны страдать от того, что ребенок изучает русский язык.
Только
подлинное
уважение
к
представителям
иной
национальности
может
стать
фундаментом сбалансированного двуязычия.
1.3.
Формирование якутско – русского двуязычия у детей
дошкольного возраста через устное народное творчество (из опыта
работы)
Обучение русскому языку
в условиях нашего
ДОУ происходит следующим
образом: воспитатели занимаются обучением детей второму языку в ходе ООД. Занятия
проводятся
специально
отведенном
для
занятий
кабинете
под
названием
«Русская
горница»
начиная
со
средней
группы
один
раз
в
неделю.
В
послеобеденное
время
проводятся кружки в старшей и подготовительной группе «Родничок» В послеобеденное
время проводятся кружки в старшей и подготовительной группе «Родничок». Каждый
понедельник недели объявлен в ДОУ днем якутского фольклора, дети и педагоги приходят
в национальных якутских одеждах, каждый четверг – День русского фольклора, дети,
педагоги и родители общаются на русском языке и приходят в национальных русских
костюмах. При помощи анкет, опросов мы выяснили заинтересованность родителей, их
знание русского языка, готовность помогать и поддерживать начинания дошкольного
учреждения.
Перегружать
дошкольников
не
следует,
обучение
второму
языку
у
нас
происходит не в жесткой форме, а в играх и в повседневной деятельности. В ситуациях
повседневной
жизни:
дети
знакомятся
с
коммуникативными
формулами
приветствия,
прощания,
поздравления
и
т.д.;
с
речевыми
высказываниями,
описывающими
жизнь
ребенка в ходе свободной игры и в режимные моменты. Основные цели обучения второму
языку в нашем ДОУ:
1.
развитие
у
дошкольников
способности
ориентироваться
в
звучащей
речи,
понимать и адекватно реагировать на слова воспитателя в различных видах детской
деятельности,
задавать
вопросы,
если
что-то
непонятно,
просить
повторить
или
объяснить;
2. обучение умению формулировать свои мысли и желания на втором языке, гибко
пользуясь
сформированными
языковыми
и
речевыми
умениями
в
новых,
спонтанно
возникающих ситуациях коммуникации как с взрослым, так и со сверстником;
3.
привитие
навыков
перевода,
способности
соотносить
один
язык
с
другим,
поощрение металингвистических высказываний и оценок;
4. формирование коммуникативной компетенции, умений поддерживать разговор,
отвечать собеседнику и получать от него нужную информацию;
5. формирование личности двуязычного индивида, уверенно чувствующего себя в
двух языках и двух культурах, уважающих обе традиции.
В поиске более оптимальных средств речевого развития именно в дошкольном
возрасте
мы решили использовать произведения русского
фольклора, как наиболее
простой и доступный для восприятия детьми материал. Мы отметили преимущества
произведений фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения
легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.
Произведения малого русского
фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в
непосредственно образовательной деятельности. По данному направлению перед нашим
педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
1. Развивать интерес к богатству якутского и русского языков.
2.
Формировать
восприятие
звуковой
культуры
речи
на
основе
ритмико-
мелодической структуры языка в малых формах фольклора
3 . Р а з в и в а т ь
с л у х о в о е
в н и м а н и е ,
п о н и м а н и е
речи, звукоподражание, активизацию словаря.
4. Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способность к
целостному
восприятию
произведений
разных
жанров,
способствовать
усвоению
с од е р ж а н и я
п р о и з в е д е н и й
и
э м о ц и о н а л ь н о й
о т з ы вч и в о с т и
н а
н е г о .
5.Привлечь родителей к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.
В связи с этим в ДОУ имеются кабинет русского фольклора «Русская горница» и
музей «Унугэсчээн» где дети знакомятся с бытом с традициями двух культур: русского и
якутского. В нашем детском саду стало традицией проводить такие мероприятия как День
Масленицы, ысыах, конференции для родителей под названием « Калейдоскоп
фольклора», где дети более тесно знакомятся с традициями двух народов. Результатом
нашей
работы
является
участие
и
достижения
наших
воспитанников
в
различных
республиканских и улусных конкурсах по данному направлению:
Участие в республиканских и улусных конкурсах:
Достижения воспитанников
за 2013 -2014учебный год
Участие в республиканских конкурсах:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
1 место
1 место
турнир
- Григорьева Алена, 6 лет - 1 место
- Григорьева Алена, 6 лет – 5
Чыбыкова Э.П. –
педагог по физ.
культуре
«Русские шашки»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2 место
4место
турнир
Хобуев Денис, 6 лет - 2 место
Рожина Марианна, 6 лет
Рожина Н.В.
Участие в улусных конкурсах:
Олимпиады
Математика:
№
Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия, И.О.)
2 место
4 место
Федорова Ариадна, 6 лет
Поскачин Ярослав, 6 лет
Николаева Р. И.– педагог доп.
образования
Русский язык:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1 место
1 место
- Федорова Ариадна, 6 лет
- Рожина Марианна, 6 лет
Прокопьева Л. И. педагог
по обучению русскому
языку
Конкурс разговорный жанр «Чобуо чооруостар»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1 место
1 место
2 место
Романов Аксен, 5 лет (жанр «Стихи»)- -
Сивцева Элина, 4 года(жанр «Стихи»).);
- Мачахов Дамир, Попов Артем, 5 лет (жанр
«Чабырхах)
Старостина Р.А.-
Николаева Г.И
Старостина Р.А.-
.
Конкурс «Чугдаарын комус чуораанчыктар»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1 место
2 место
2 место
3 место
3 место
3 место
2 место
Сивцева Элина, Григорьев Ваня, 4 года
(жанр «Парный танец»)–
- Рожина Марианна, Руфова Алина, 6 лет
(жанр «Хомус»)
- Давыдова Вика, Руфова Алина (жанр
«Вокал»)
;- Сивцева Элина, 4 года (жанр «Вокал»)
Руфова Алина, Ильина Света (жанр «Вокал»)
- Ким Пелагея, 6 лет (жанр «Хомус») – 3
место;
- Сивцева Элина, 4 года (жанр «Сольные
танцы»)
Николаева Г.И. муз рук
Петрова П.В. психолог
Николаева Г.И. муз рук
Николаева Г.И. муз рук
Петрова П.В. психолог
Николаева Г.И. муз рук
);
НПК «Юный исследователь»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1 место
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
2 место
3 место
- Николаев Максим, 5 лет
- Федорова Ариадна, 6 лет
- Васильева Карина, 6 лет
- Колосов Саша, 6 лет –
- Поскачин Ярослав, 6 лет
- Васильева Санаайа, 6 лет
- Саввинова Валерия, 6 лет
- Никифорова Жанна, 5 лет
Михайлова А.С.
Егорова В .В.
Егорова В .В.
Егорова В .В.
Рожина Н.В
Егорова В .В.
Егорова В .В.
Егорова В .В.
Платонова Е.Х.
.
Достижения воспитанников
за 2014- 2015 учебный год
Участие в республиканских конкурсах:
Республиканский Фестиваль «Бриллиантовые нотки»
№
Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
Лауреат 1 степени
Лауреат 1 степени
Грузинский танец - старшая
группа
Танец Лебедят – старшая группа
Егорова В.В. –
воспитатель
Республиканский конкурс «Полярная Звезда»
№
Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
Дипломант
1 степени
Лауреат 1
степени
Грузинский танец – старшая группа
«Быль для детей» жанр «Стихи» - Хайми
Саша (5 лет)
Егорова В.В. -
воспитатель
Республиканское соревнование по триатлону
№
Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1
3 место
Сивцева Элина – 6 лет
Чыбыкова Э.П.
педагог по физ.
культуре
Республиканское соревнование по ДИП сонору (олимпиада)
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
1 место
Макаров Марк – 6 лет
Чыбыкова Э.П. –
педагог по физ.
культуре
Республиканское соревнование по ДИП сонору (Мистер и Мисс Жипто)
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
2 место
Победитель в
номинации
«Лучший хомусист»
Макаров Марк
Сивцева Элина
Чыбыкова Э.П. –
педагог по физ.
культуре
Республиканское интеллектуальная олимпиада «Белочка»
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1
2
1 место
Участие
Николаева Настя - 5 лет
Иванова Алиса – 6 лет
Николаева Р.И.
Николаева Р.И.
Участие в улусных конкурсах:
Олимпиады
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия,
И.О.)
1.
2.
Математика:
1 место
Русский язык:
1 место
Сивцева Элина – 6 лет
Макаров Марк – 6 лет
Николаева Р. И. -педагог
доп. обр.
Прокопьева Л. И.-
воспитатель
КМО Конкурс ДИП «Сонор:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия,
И.О.)
1.
2.
1 место
1 место
Сивцева Элина – 6 лет
Макаров Марк – 6 лет
Чыбыкова Э.П. –
педагог по физ. культуре
Улусное соревнование по Дип – сонор
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
1 место
1 место
Сивцева Элина – 6 лет
Макаров Марк – 6 лет
Чыбыкова Э.П. –
педагог по физ.
культуре
КМО Соревнование «Русские шашки»
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
1 место
2 место
Сивцева Элина – 6 лет
Макаров Марк – 6 лет
Чыбыкова Э.П. –
педагог по физ.
культуре
Улусный конкурс разговорный жанр «Чобуо чооруостар»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
жанр «Сказка»
1.
1 место
Отрывок из сказки «Сказка о царе
Салтане»
Прокопьева Богдана (4 года)
Старостина Р.А. -
воспитатель
жанр «Монолог»
2.
2 место
«Тулаайах о5о»
Мегежекская Сахаайа (6 лет)
Петрова П.В. -
психолог
жанр «Стихи»
3.
2 место
«Быль для детей»
Хайми Саша (5 лет)
Егорова В.В. –
воспитатель
жанр «Угэ»
4.
3 место
«Стрекоза и Муравей»
Сивцева Элина (6 лет)
Прокопьева Л.И. –
воспитатель
Улусный конкурс «Чугдаарын комус чуораанчыктар»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
Соло
1.
Гран- при
Макаров Марк(6 лет)
Чыбыкова Э.П. педагог
по физ. культуре
Соло
2.
Лауреат 2 степени
Астанова Алина (5 лет)
Рожина Н.В.-
воспитатель
Ансамбль мальчиков
3.
Гран- при
Подготовительная группа
Чыбыкова Э.П.- педагог
по физ. культуре
Спортивный танец
4.
Лауреат 1 степени
Вересова Яна (6 лет)
Прокопьева Л.И.-
воспитатель
Ансамбль «Игра на хомусе»
5.
Лауреат 3 степени
Старшая и подготовительная
группы
Петрова П.В.- психолог
НПК «Юный исследователь»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
Секция «Познавательное»
1.
1 место
«Космос» Макаров Марк (6 лет)
Макарова В.А.-
Ст. воспитатель
Секция «День Победы»?
2.
1 место
«Кыайыыны уйансыбыт хаан – уруу
аймахтарым » Акимов Саша (5 лет)
Акимова О.М.-
бабушка
Секция « Здоровье»
3.
2 место
«Кока – кола буортута уонна
туьата» Гаврильев Мирослав(6 лет)
Прокопьева Л.И.-
воспитатель
Секция «Познавательное»
4.
2 место
«Динозаврдар»
Никифорова Лариса (5 лет)
Егорова В.В. -
воспитатель
Секция «ОБЖ»
5.
1 место
«Уоттан сэрэхтээх буолуу»
Ильин Коля (5 лет)
Егорова В.В. -
воспитатель
Достижения воспитанников
за 2015 -2016 учебный год
Участие в республиканских конкурсах:
Республиканский конкурс юных талантов «Сулусчаан»
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
3.
Лауреат 2 степени
Лауреат 3 степени
Песни «Мэнигийээн» «Эбээ»
-ансамбль мальчиков подг. группы
Песня «Току току ньээм» - Астанова
Алина
Игра на хомусе -Хайми Саша, 6 лет
Рожина Н.В. -
воспитатель
Егорова В.В. -
воспитатель
Республиканский телеконкурс «Полярная Звезда»
№
Место
Ф.И. ребенка
Руководитель
(Фамилия, И.О.)
1.
2.
Лауреат 2 степени
Песни «Мэнигийээн» «Эбээ»
-ансамбль мальчиков подг. группы
Песня «Току току ньээм» - Астанова
Алина
Рожина Н.В. -
воспитатель
Николаева М.Ф. -
музрук
Республиканское интеллектуальная олимпиада «Белочка»
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия,
И.О.)
1
2
1 место
Участие
Николаева Настя - 5 лет
Иванова Алиса – 6 лет
Николаева Р.И.
Николаева Р.И.
Республиканское соревнование по шахматам
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия,
И.О.)
1
1 место
Бочетов Рома – 6 лет
Чыбыкова Э.П. - физрук
ХIII региональный смотр- конкурс семейных экологических проектов среди
учащихся начальных классов «Кэнчээри»
№ Место
Ф.И.
ребенка
Руководитель (Ф.И.О.)
Секция «Пропаганда Охраны природы»
1.
2 место
Иванова Алиса – 6 лет
Егорова В.В. –
воспитатель
Участие в улусных конкурсах:
Улусное соревнование по Дип – сонор
№ Место
Ф.И.
ребенка
Руководитель (Фамилия, И.О.)
1.
3 место
Кондратьева Саяника– 6 лет
Рожина Н. В. - воспитатель
Улусное соревнование «Русские шашки»
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Ф, И.О.)
1.
2.
1 место
2 место
Кондратьева Саяника– 6 лет
Бочетов Рома – 6 лет
Рожина Н. В. - воспитатель
Улусный конкурс разговорный жанр «Чобуо чооруостар»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия, И.О.)
жанр «Чабырхах»
1.
2 место
Жендорусов Саша – 6 лет
Егорова В.В- воспитатель
жанр «Стихи»
3.
2 место
«Гимн Якутии»
Подготовительная группа
Егорова В.В. –
воспитатель
Улусный конкурс «Чугдаарын комус чуораанчыктар»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Фамилия,
И.О.)
Групповое исполнение песни
1.
Гран- при
Ансамбль мальчиков «Уоланнар»
Николаева М.Ф. – музрук
Рожина Н.В.- воспитатель
«Фольклор» Игра на хомусе
2.
Лауреат 2 степени
Хайми Саша – 6 лет
Егорова В.В. –
воспитатель
Трио
3.
Дипломант
Песня «Бахарабын»
Чоросова Саша
Степанова Ализа
Николаева Настя
Васильева В.М. –
воспитатель
Федорова Л.А.-
воспитатель
Спортивный танец
4.
Дипломант 1
степени
Прокопьева Карина – 4 года
Прокопьева Л.И.-
воспитатель
5
Дипломант 1
степени
Яковлева Арина
Иванова Алиса
Валерия
Чыбыкова Э.П.- педагог
по физ. культуре
Хор
5.
Лауреат 3 степени
Подготовительная группа
Максимова Т.П.- психолог
НПК «Юный исследователь»:
№ Место
Ф.И. ребенка
Руководитель (Ф, И.О.)
Секция «Познавательное»
1.
1 место
«Космос» Макаров Марк (6 лет)
Макарова В.А.-
Ст. воспитатель
Секция «День Победы»?
2.
1 место
«Кыайыыны уйансыбыт хаан –
уруу аймахтарым » Акимов Саша
(5 лет)
Акимова О.М.-
бабушка
Секция « Здоровье»
3.
2 место
«Кока – кола буортута уонна
туьата» Гаврильев Мирослав(6
лет)
Прокопьева Л.И.-
воспитатель
Секция «Познавательное»
4.
2 место
«Динозаврдар»
Никифорова Лариса (5 лет)
Егорова В.В. -
воспитатель
Секция «ОБЖ»
5.
1 место
«Уоттан сэрэхтээх буолуу»
Ильин Коля (5 лет)
Егорова В.В. -
воспитатель
Хочется
отметить
о
том,
что
в
такой
положительной
обстановке
воспитываются
дружеские
чувства
к
другим
национальностям
и
культурам.
С
детства
привыкнув
считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче
найдет свое место в мультикультурном мире. Тот, кто однажды выучил второй язык,
овладевает способностью учить и другие языки
2.
Заключение
В заключении хочется отметить
о том, что уровень приобретенных умений и
навыков
понимания
и
говорения
зависит
от
количества
времени,
которое
ребенок
фактически находился в детском саду, от установок семьи на изучение или поддержание
русского языка и русской культуры, от индивидуального склада и особенностей развития
детской
личности.
Успешное
овладение
детьми
вторым
языком
в
детском
саду
определяется в значительной степени тем, как воспитатель пользуется своей речью в
общении с детьми. Успех зависит:
1)
от
установления
первичного
доброжелательного
контакта
с
ребенком,
при
котором важную роль играют жесты, мимика, действия воспитателя;
2) от того, насколько воспитатель добивается понимания своей речи, используя
речевые
варианты
и
повторы
при
тех
или
иных
объяснениях,
следя
за
четкостью
произношения.
3) от того, насколько воспитатель учитывает уровень развития каждого из языков у
конкретного ребенка;
4) от того, насколько воспитатель справляется с задачей постепенного усложнения
своей речи.
В результате нашей работы мы получили::
-Словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
-
Сформировался
первоначальный
интерес
к
русскому
устному
народному
творчеству, художественной литературе.
-Дети владеют навыками общения на якутском и русском языках со взрослыми и
сверстниками.
-
У
родителей
сформировано
понимание
необходимости
использования
малых
форм фольклора в развитии речи детей
3. Список литературы:
1. Аврорин В. А. Проблемы двуязычия и многоязычия // Двуязычие и школа. – 2002. - №6.
2. Вишневская Г. М. Билингвизм и его аспекты. Иваново, 1997.
3. Краткий словарь иностранных слов: ок. 8000 единиц / авт. – сост. Е. Е. Гришина. – М. :
Астрель: АСТ, 2005. – 638, [2]
4. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия / Под. Ред.
Л. Е. Курнешовой. – М. : Центр «Школьная книга», 2007.
5. Протасова Е. Ю. Общение и взаимодействие в условиях двуязычного детского сада
(рус., англ.) // Состояние и перспек тивы многоязычного обучения
в школе. - М. : Пушкино, 1991.
6.
Протасова
Е.
Ю.,
Родина
Н.
М.
Многоязычие
в
детском
возрасте.
Книга
для
преподавателей и родителей. М. : Издательский центр «Академия», 2003.
7. Чиршева Г. Н. Особенности формирования лексикона ребенка-билингвина// Проблемы
детской речи. - Спб. : Образование, 2001. - №5.