Напоминание

"Использование активных методов работы в старшем дошкольном возрасте"


Авторы: Шадрина Вера Петровна, Кузьмина Лилия Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ"ДСКВ №115"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных методов работы в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Активные методы обучения детей в старшем

дошкольном возрасте.

На современном этапе развития России происходят изменения в

системе образования: внедрение федеральных государственных

образовательных стандартов. В свою очередь вносит свои

коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя

внимание педагогов дошкольного образования на развитие

социально-коммуникативных, художественно-эстетических,

познавательных, речевых способностей детей, а также физической

сферы; на смену традиционным методам приходят активные

методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях

педагогу дошкольного образования необходимо уметь

ориентироваться в многообразии интегративных подходов к

развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Сущность современных педагогических технологий выражается в

организации индивидуально-ориентированного образовательного

процесса, предложении новых форм и методов формирования и

развития профессиональных знаний и умений педагога.

Сегодня я хотела бы привлечь внимание коллег к АМО – активным

методам обучения и воспитания детей старшего дошкольного

возраста

Активные методы обучения – это система методов,

обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и

практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Как известно к активным методам обучения относятся:

проблемные ситуации,

обучение через деятельность,

групповая и парная работа,

драматизация,

театрализация,

«Мозговой штурм»,

дискуссия,

метод проектов,

метод эвристических вопросов,

имитационный тренинг,

организационно-мыслительные игры и другие.

У активных методов обучения имеются свои отличительные

особенности это:

групповая форма организации работы участников образовательного

процесса;

использование деятельностного подхода к обучению;

практическая направленность деятельности участников

образовательного процесса;

игровой и творческий характер обучения;

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в

разных аспектах:

• формирование положительной учебной мотивации;

• повышение познавательной активности детей;

• активное вовлечение детей в образовательный процесс;

• стимулирование самостоятельной деятельности;

• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

• эффективное усвоение большого объема информации;

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности

ребенка;

• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого

ребенка;

• развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Активные методы обучения

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных

условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют

проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.

Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация,

азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика

сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют

отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты

коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС -

сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!»

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий

развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку

сформировать уверенность в собственных возможностях. Он

предусматривает такую систему обучения, когда дети получают

знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы

спланированных практических заданий. Это обучение через

деятельность

Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в

группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время

занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная

игра.

Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм

(мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ

продуцирования новых идей для решения научных и практических

проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной

деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой

активности.

Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и

мысленных представлений ребенок пытается «переселиться» в

изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться

в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других

образовательных объектов помогает применение словесных

предписаний типа: «Представьте себе, что вы, то растение.

Растение стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище —

стебель, руки — листья, ноги — корни…»

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной

задачей которых является создание учащимися новых

образовательных результатов: идей, сочинений, исследований,

поделок, конкурсов, художественных произведений и др. -

придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный,

словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты;

перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку,

определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску,

математическую фигуру, геометрический сад, вышивку,

фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

Примеры:

Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает,

какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи,

но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Таким образом, использование активных методов обучения в

образовательном процессе дошкольного образовательного

учреждения способствует успешному освоению образовательной

программе. В основе обучения лежат требования ФГОС, созданию

в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной

атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной

активности.



В раздел образования