Автор: Никитина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ" Центр развития ребенка детский сад №100"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Наглядно-конструктивный метод с использованием ИКТ при изучении геометрических фигур как средство развитие пространственного воображения у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Наглядно-конструктивный метод с использованием ИКТ при изучении
геометрических фигур как средство развитие пространственного
воображения у дошкольников.
Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку представление об
окружающем мире, является форма предметов. Знание фигур необходимо для
развития
логики,
пространственного
мышления
и
математических
способностей, поэтому очень важно вовремя начать знакомить ребёнка с
геометрическими фигурами.
Продолжив свою педагогическую деятельность в дошкольном учреждении,
мы также продолжили работу по использованию наглядно-конструктивного
метода,
как
средство
развития
пространственного
мышления,
но
уже
с
дошкольниками (публикация: Михальченко Н.Ю. Наглядно-конструктивный
метод
при
обучении
многогранникам
как
средство
р а з в и т и я
пространственного
мышления
школьника//
Молодежь,
наука,
творчество-
2005.
Межвузовская
научно-
практическая
конференция
студентов
и
аспирантов : Под общ. Ред. Н.У.Казачунова- Омск ОГИС, 2005. - С. 30-31) и
реализуя
его
с
использованием
ИКТ,
так
как
стремительное
развитие
информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых
технологий
позволяют
расширить
возможности
использования
ИКТ
не
только в школе, но и в дошкольных учреждениях.
Одной
из
главных
задач
всего
курса
математики
является
развитие
пространственного
мышления
у
детей.
Поэтому
в
научной
литературе
уделяется
немалое
внимание
проблеме
развития
пространственного
мышления.
Анализ методических находок и опыта учителей и воспитателей показывает,
что успешное формирование элементарных математических представлений
невозможно без использования наглядно-конструктивного метода, который
приобретает
здесь
не
только
особое
значение,
но
и
характерные
формы
применения.
Г.П.Семенников
выделяет
четыре
формы
применения
наглядно-
конструктивного метода (Семенников Г.П. Наглядно-конструктивный метод
обучения геометрии и развитие пространственных представлений учащихся //
Некоторые вопросы воспитания в связи с обучением математике в школе:
Ученые записки. Выпуск 72.- Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1967.-
С. 79-137).
Опишем эти формы, при использовании последних на занятиях НОД по
ФЭМН.
Все
занятия
по
ФЭМН
строится
на
наглядности,
поэтому
грамотно
подобранный и правильно представленный наглядный материал повышает
эффективность обучения.
Первая
форма
характерна
сочетанием
демонстрационных
моделей
и
индивидуального
моделирования
и
конструирования
пространственных
фигур и их отношений, с иллюстративным рисованием.
Весёлые игровые
задания
познакомят
ребят
с
названиями
геометрических
форм,
помогут
запомнить, как выглядит каждая фигура, а также научат отличать их друг от
друга. Здесь простейшее моделирование, выполняемое детьми в сочетании с
зарисовками, обогащает память и воображение представлениями.
Вторая форма применения данного метода характерна тем, что воспитатель
имея
готовую
модель,
выполняет
над
моделью
определенные
операции.
Данная форма при обучении реализует цель-дать понять, что плоскостные
фигуры
являются
неотъемлемой
частью
пространственных(сечением).
Обучающие игры-занятия помогут ребятам подготовиться к школе, так как
дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то
новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие
навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Третья форма применения наглядно-конструктивного метода, чаще всего
используемая- изучение вопроса с опорой на чертеж или рисунок. К ней
относится работа с иллюстративным материалом, построение по образцу.
Четвертая форма- образы мысленно воспроизводятся или воссоздаются на
основе словесного описания ситуации, и вся дальнейшая работа с этими
образами
строится
без
использования
готовых
моделей
или
рисунков.
Увлекательные логические
игры
онлайн научат
ребёнка
сравнивать,
анализировать,
сопоставлять
полученную
информацию,
а
также
устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически
мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных
задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.
Когда
пространственный
образ
тела
возникает
на
основе
изображения
настолько отчетливо, что воспитанник может уверенно решать поставленную
задачу, не используя модель, его мышление становится конструктивным. А
это означает, что развитие пространственных представлений и воображения
достигло высокого уровня.
Применение
же
четвертой
формы
настолько
актуально,
так
как
устное
решение
и
исследование
математических
вопросов
и
задач-
это
исключительно сильное средство дальнейшего развития пространственного
мышления.
В заключении отметим, что рассмотренные четыре формы применения могут
применяться как в сочетании при решении конкретного вопроса, так и
последовательно сменять одна другую на протяжении нескольких занятий