Напоминание

Наглядно-конструктивный метод с использованием ИКТ при изучении геометрических фигур как средство развитие пространственного воображения у дошкольников.


Автор: Никитина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ" Центр развития ребенка детский сад №100"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Наглядно-конструктивный метод с использованием ИКТ при изучении геометрических фигур как средство развитие пространственного воображения у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наглядно-конструктивный метод с использованием ИКТ при изучении

геометрических фигур как средство развитие пространственного

воображения у дошкольников.

Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку представление об

окружающем мире, является форма предметов. Знание фигур необходимо для

развития

логики,

пространственного

мышления

и

математических

способностей, поэтому очень важно вовремя начать знакомить ребёнка с

геометрическими фигурами.

Продолжив свою педагогическую деятельность в дошкольном учреждении,

мы также продолжили работу по использованию наглядно-конструктивного

метода,

как

средство

развития

пространственного

мышления,

но

уже

с

дошкольниками (публикация: Михальченко Н.Ю. Наглядно-конструктивный

метод

при

обучении

многогранникам

как

средство

р а з в и т и я

пространственного

мышления

школьника//

Молодежь,

наука,

творчество-

2005.

Межвузовская

научно-

практическая

конференция

студентов

и

аспирантов : Под общ. Ред. Н.У.Казачунова- Омск ОГИС, 2005. - С. 30-31) и

реализуя

его

с

использованием

ИКТ,

так

как

стремительное

развитие

информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых

технологий

позволяют

расширить

возможности

использования

ИКТ

не

только в школе, но и в дошкольных учреждениях.

Одной

из

главных

задач

всего

курса

математики

является

развитие

пространственного

мышления

у

детей.

Поэтому

в

научной

литературе

уделяется

немалое

внимание

проблеме

развития

пространственного

мышления.

Анализ методических находок и опыта учителей и воспитателей показывает,

что успешное формирование элементарных математических представлений

невозможно без использования наглядно-конструктивного метода, который

приобретает

здесь

не

только

особое

значение,

но

и

характерные

формы

применения.

Г.П.Семенников

выделяет

четыре

формы

применения

наглядно-

конструктивного метода (Семенников Г.П. Наглядно-конструктивный метод

обучения геометрии и развитие пространственных представлений учащихся //

Некоторые вопросы воспитания в связи с обучением математике в школе:

Ученые записки. Выпуск 72.- Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1967.-

С. 79-137).

Опишем эти формы, при использовании последних на занятиях НОД по

ФЭМН.

Все

занятия

по

ФЭМН

строится

на

наглядности,

поэтому

грамотно

подобранный и правильно представленный наглядный материал повышает

эффективность обучения.

Первая

форма

характерна

сочетанием

демонстрационных

моделей

и

индивидуального

моделирования

и

конструирования

пространственных

фигур и их отношений, с иллюстративным рисованием.

Весёлые игровые

задания

познакомят

ребят

с

названиями

геометрических

форм,

помогут

запомнить, как выглядит каждая фигура, а также научат отличать их друг от

друга. Здесь простейшее моделирование, выполняемое детьми в сочетании с

зарисовками, обогащает память и воображение представлениями.

Вторая форма применения данного метода характерна тем, что воспитатель

имея

готовую

модель,

выполняет

над

моделью

определенные

операции.

Данная форма при обучении реализует цель-дать понять, что плоскостные

фигуры

являются

неотъемлемой

частью

пространственных(сечением).

Обучающие игры-занятия помогут ребятам подготовиться к школе, так как

дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то

новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие

навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Третья форма применения наглядно-конструктивного метода, чаще всего

используемая- изучение вопроса с опорой на чертеж или рисунок. К ней

относится работа с иллюстративным материалом, построение по образцу.

Четвертая форма- образы мысленно воспроизводятся или воссоздаются на

основе словесного описания ситуации, и вся дальнейшая работа с этими

образами

строится

без

использования

готовых

моделей

или

рисунков.

Увлекательные логические

игры

онлайн научат

ребёнка

сравнивать,

анализировать,

сопоставлять

полученную

информацию,

а

также

устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически

мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных

задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.

Когда

пространственный

образ

тела

возникает

на

основе

изображения

настолько отчетливо, что воспитанник может уверенно решать поставленную

задачу, не используя модель, его мышление становится конструктивным. А

это означает, что развитие пространственных представлений и воображения

достигло высокого уровня.

Применение

же

четвертой

формы

настолько

актуально,

так

как

устное

решение

и

исследование

математических

вопросов

и

задач-

это

исключительно сильное средство дальнейшего развития пространственного

мышления.

В заключении отметим, что рассмотренные четыре формы применения могут

применяться как в сочетании при решении конкретного вопроса, так и

последовательно сменять одна другую на протяжении нескольких занятий



В раздел образования