Напоминание

"Проблема сенсорного развития у детей раннего возраста"


Автор: Дресвянникова Мария Павловна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО Вятский Государственный Гуманитарный Университет
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема сенсорного развития у детей раннего возраста"
Раздел: высшее образование





Назад




Проблема сенсорного развития у детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Смысл сенсорного становления в раннем возрасте непросто переоценить. К ак раз данный возраст более удобен для улучшения работы органов чувств, ск опления представлений о находящемся вокруг ребенка мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители Российской дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Н. П. Саккулина и др.) верно считали, собственно что сенсорное образование, нацеленное на обеспечивание полноценного сенсорного становления, считается одной из ведущих сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной из сторон, составляет фундамент обшего становления личности малыша, с иной стороны, содержит самостоятельный смысл,например как полноцен ное восприятие нужно для удачного развития малыша в детском саду, школе и для множества видов труда. С восприятия предметов и явлений находящегося вокруг нас мира наступает познание. Все иные формы познания – мышление, запоминание, воображение – возводятся на базе образов восприятия, считаются итогом их переработки. Вследствие этого нормальное становление общей культуры личности нельзя осущетствлять без опоры на полноценное восприятие. Развитие общей культуры личности во всех областях настоятельно просит неизменного интереса к наружным свойствам предметов, их учета и применения. Так, конструирование настоятельно просит изучения формы предмета (образца, его строения.) Малыш узнает взаимоотношения частей в пространстве и соотносит качества эталона с качествами имеющегося материала. Без неизменной ориентировки во внешних свойствах предметов нельзя получить четкие представления о геометрических формах и их разновидностях, сопоставить объекты по величине.
Сенсорное развитие, нацеленное на составление у малыша процессов в осприятия, ощущения, приятного представления и т. д. – важные элементы становления развития общей культуры личности малыша. Так же важное значение оно преобретает на ранних ступенях в развитии малыша – преддошкольное детство. Играя значительную роль в развитии познания, развитие сенсорных процессов имеет значительное значение для улучшения практической деятельности малыша, также как всякое целенаправленное воздействие, как показывал ещё И. Н. Сеченов, регулируется чувствованиями и его управление, выражаясь современным языком, исполняется с поддержкой сложнейших систем. Временами проводятся неправильные рассуждения о том, что в наше время роль чувственных факторов в людском познании и в трудовых процессах человека неизбежно понижается и что в связи с данным, будто бы, нет смысла уделять значительное внимание сенсорному развитию. На самом деле - как верно отмечал ещё Б. Г. Ананьев - эта постановка вопроса неверна как в отношении познания, так же как и в отношении трудовых процессов. Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на думающего, но и на ощущающего человека, настоятельно требуют от работника высочайшей сенсорной культуры. Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе духовного развития малыша, нужно рассматривать их смысл не только для развития общей культуры личности, но и для формирования общих способностей малыша. В случае если принять во внимание,что основная масса из этих способностей содержит ярко выраженную сенсорную основу (например, развитое зрительное восприятие форм - сенсорной основой конструктивных способностей) и собственно что данная сенсорная основа способностей активно складывается в раннем детстве, то будет понятно, какое весомое значение содержит сенсорное развитие для всего дальнейшего развития малыша и для подготовки его к грядущей творческой деятельности. Развитие сенсорных способностей, развитие анализаторов – доля познания, вследствие того что через развитие ощущения,
восприятия идет формирование чувственного навыка ребят, идет развитие способностей к обследованию, абстрагированию, группировке и т.д. познание малыша станет тем ярче, , многообразнее, глубже, чем выше степень развития ощущения, восприятия. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д.) . Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное познание действительности. В раннем возрасте становление восприятия и ощущений происходит активно. При этом верные представления о предметах складываются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного,так и например и осязательного, в процессе разного рода действий с предметами. Познание наступает с чувственного ознакомления с предметами и явлениями находящегося вокруг нас мира, с ощущений и восприятия.Первый источникзнания о мире – ощущения. С помощью ощущений малыш узнает отдельные свойства, признаки предметов, которые непосредственно влияют на его органы чувств. Так ребенок узнает о том, что предметы имеют свою величину, форму, цвет и др. Более сложным процессом познания является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует. И. М. Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К. Д. Ушинский) . Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, цвета, величины, объема и других свойств, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного развития, так или иначе все это воспринимет. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства с стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию,
совершенствованию, особенно в период раннего детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание. Сенсорное развитие в нашей стране опирается на теорию, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, А. В. Запорожцем, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Л. А. Венгером и другими. Для развития восприятия ребенок должен овладеть сенсорным опытом, который накоплен предшествующими поколениями, включающими в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Согласно новейшим исследованиям, ощущения и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются целенаправленными действиями. С помощью целенаправленных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность; прокатывает предмет, чтобы узнать форму; прикладывает, чтобы узнать размер. и т. д. Главная задача развития сенсорных способностей – своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, геометрических фигур, цвета, величины и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: цветовой спектр, меры длины, веса, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др. Нужны ли сенсорные эталоны ребенку раннего возраста? А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в раннем возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства
конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсорные предэталоны. В этот период малыш отражает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение и формируются в том числе и в конструктивной деятельности (некоторые особенности формы, величины предметов, их пространственного расположения). Затем ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (квадрат определяет через форму кармашка, платочка, оранжевый цвет называет «как морковка»). Далее по мере развития ребенка он может соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами. Итак, в развитии сенсорных способностей немалая роль отводится конструктивной деятельности. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Уже с раннего возраста дети начинают познавать, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — стены, окна, двери, крыша; в машинах — кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине. Зависят эти различия от назначения: домик для большой матрешки будет большим с высокими стенами; домик для маленькой матрешки будет маленьким с низкими стенами. Форма и величина частей различная, однако, основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.
В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб (кубик, призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д. Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале. Таким образом, проблема сенсорного развития детей раннего возраста является актуальной и в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Список использованной литературы
1.Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание – 1995 - №1 2.Пере-Клерман А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. А.Л. Шаталова - М.: Педагогика, 1994 – 284 с. 3.Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 – с. 303-310. 4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.


В раздел образования