Напоминание

"Экономика" для специальности "Банковское дело"


Авторы: Столина Ирина Петровна, Дмитриева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Торгово-технологический техникум"
Населённый пункт: г.Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка рабочей программы
Тема: "Экономика" для специальности "Банковское дело"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАПОУ «Торгово-технологический техникум» г. Орск

Оренбургской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика

по подготовке специалистов среднего звена по специальности 38.02.07

«Банковское дело»

2015 г.

Одобрена цикловой

комиссией

Утверждаю:

Председатель:

________________Кербс Е.А.

Директор

ГАПОУ

Торгово-технологиче ский

техникум» г. Орска:

__________________________Л.И. Ермолина

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

компонента

государственного

стандарта

среднего

(полного)

общего

образования и примерной программы дисциплины среднего (полного) общего

образования в редакции от 31 января 2012 г. № 69.

Организация-разработчик:

ГАПОУ

«Торгово-технологический

техникум»

г. Орска Оренбургской области

Разработчик:

Столина Ирина Петровна – преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр

.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

3

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

профессиональной

образовательной

программы

по

программе

подготовки

специалистов среднего звена по специальности 38.02.07 Банковское дело

(базовая подготовка ).

1.2

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина Экономика относится к общеобразовательному циклу

основной профессиональной образовательной программы.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:

Программа

ориентирована

на

достижение

следующих

целей

и

задач дисциплины:

-освоение системы знаний об экономической деятельности человека,

организации/ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для

дальнейшего

изучения

экономических

дисциплин

в

системе

среднего

высшего профессионального образования и самообразования;

-овладение

умениями

находить

и

самостоятельно

применять

информацию,

содержащуюся

в

средствах

массовой

информации

и

статистических

публикациях,

выносить

аргументированные

суждения

по

экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

-развитие экономического мышления, способности критически

осмысливать

информацию

об

экономике,

государственной

экономической

политике

и

вырабатывать

собственное

аргументированное

мнение;

способности применять полученные знания для определения экономически

рационального поведения конкретных ситуациях;

- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к

труду и предпринимательской деятельности;

- формирование готовности использовать полученные знания и умения

для решения типичных экономических задач.

В результате изучения экономики на профильном уровне обучающийся

должен знать/понимать:

- смысл основных теоретических положений экономической науки;

- основные экономические принципы функционирования семьи,

фирмы,

рынка

и

государства,

а

также

международных

экономических

отношений.

В результате изучения экономики обучающийся должен уметь:

4

-

приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных

налогов, взаимовыгодной международной торговли;

-

описывать:

предмет

и

метод

экономической

науки,

факторы

производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему,

рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

-

объяснять:

экономические

явления

с

помощью

альтернативной

стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль

минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

-

сравнивать/различать:

спрос

и

величину

спроса,

предложение

и

величину

предложения,

рыночные

структуры,

безработных

и

незанятых,

организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и

предложения, изменение спроса/ предложения в зависимости от изменения

формирующих факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические

и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов;

спрос фирмы на труд;

реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,

уровень безработицы;

-

применять

для

экономического

анализа:

кривые

спроса

и

предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения

цен на факторы производства, товары заменители и дополняющие товары;

-

оценивать:

влияние

коррупции

на

распределение

и

расходование

государственных

средств

и

ресурсов,

коррупцию

как

фактор

снижения

экономического

роста

инвестиций,

предпринимательской

активности

и

общего благосостояния граждан.

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для:

- исполнение типичных экономических ролей;

- решение практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

- совершенствование собственной познавательной деятельности;

- оценка происходящих событий и поведения людей с экономической

точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования

экономической информации;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей

профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

2.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часов, в том числе:

обязательной

аудиторной

учебной

нагрузки

обучающегося

-

100

часов

в т.ч. практические -20 часов;

5

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

6

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Промежуточная аттестация экзамен

7

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь экономики с другими дисциплинами, с

теорией и практикой рыночной экономики.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.

Метод экономической науки

2.

Связь с другими науками

2

Раздел 1. Экономика и

экономическая наука

8

Тема 1.1 Предмет и метод

экономической науки

Потребности. Свободные и

экономические блага.

Основные экономические

проблемы. Ограниченность

ресурсов

Содержание

1

2

3

Понятие экономики. Предмет и метод экономической науки

Свободные и экономические блага общества.

Экономические потребности общества.

2

2

1

2

3

В а ж н е й ш и е

э ко н о м и ч е с к и е

р е с у р с ы :

т р уд ,

з е м л я ,

к а п и т а л ,

предпринимательство.

Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики.

Границы производственных возможностей.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов

2.Научные подходы к категории процент.

3.Общественные экономические блага

4.Дефицит и избыток

4

Тема 1.2.

Альтернативная стоимость

и экономический выбор

Содержание

2

1

2

Экономический выбор. Кривая производственных возможностей

Потребительная и меновая стоимость.

Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

2

Практическое занятие 1

8

Решение задач. Расчет альтернативных издержек

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Ценовая эластичность спроса.

2.Потребительская и меновая стоимость.

3.Реакция рынка на изменение спроса и предложения

4.Практическое применение теории эластичности

4

Радел 2. Рыночная

экономика.

18

Тема 2.1.Функционирование

рынка

Содержание

4

1

2

3

4

Спрос и закон спроса. Величина спроса . Индивидуальный и рыночный спрос.

Товары Гиффена. Факторы спроса.

Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.

Нормальные блага , товары первой необходимости и товары роскоши

Заменяющие товары, дополняющие товары.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Модели смешанной экономики.

2.Участие государства в хозяйственной деятельности.

2

Тема 2.2. Эластичность спроса

и предложения

Содержание

2

1

Эластичность спроса. Предложение и величина предложения. Закон

предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Факторы

предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие и равновесная

цена.

2

Практическое занятие № 2

2

1

Решение задач. Произвести расчет спроса и предложения

Самостоятельная работа обучающихся

1.Общая и предельная полезность

2.Факторы влияющие на эластичность спроса

2

Содержание

9

Тема 2.3. Рынок и семейный

бюджет.

2

1

Источники доходов семьи.

Основные статьи расходов.

Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы.

2

Практическое занятие № 3

2

1

Расчет семейного бюджета (доходов и расходов семьи).

Самостоятельная работа обучающихся

1.Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

2.Роль государства в урегулировании доходов населения

2

Тема 2.4. Рыночные

структуры

Содержание

4

1

2

Монополия и виды монополи. Совершенная конкуренция.

Олигополия. Монопсония.

Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.

Политика защиты конкуренции.

Антимонопольное законодательство.

2

Практическое занятие № 4

1

Решение задач. Совершенная конкуренция

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Два способа решения фундаментальных проблем

2. Монополистическая конкуренция

2

Раздел 3. Рынки факторов

производства

36

Тема 3.1. Фирма и ее цели

Содержание

2

1

Организационно- правовые формы предприятий по российскому

законодательству.

2

10

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Экономические и бухгалтерские затраты. Прибыль и рентабельность фирмы.

Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт

переменного фактора производсва.

Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления.

Постоянные и переменные издержки.

Средние и средне-переменные издержки.

Эффект масштаба.

Предельные издержки и предельная выручка фирмы.

Максимизация прибыли.

Практическое занятие № 5,6

1

2

Расчет прибыли и рентабельности фирмы

Расчет показателей работы фирмы и издержек

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Политика занятости молодежи в городе Орске

2. Труд и заработная плата

3.Оптимальный размер фирмы

4.В каких случаях фирме целесообразно инвестировать?

4

Тема 3.2.

Предпринимательство и его

виды и мотивы

Содержание

1

2

3

4

5

6

Основные источники финансирования бизнеса

Ценные бумаги и рынок ценных бумаг

Финансовые институты. Страховые услуги.

Основные принципы менеджмента.

Основные элементы маркетинга

Бизнес-план

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

11

1.Государственная система антиинфляционных мер.

2. Самозанятость населния

3. Менеджмент и его основные функции

4. Маркетинг и его элементы

4

Тема 3.3. Экономический

кругооборот в рыночной

экономике. Смешанная

экономика

Содержание

1

2

Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.

Кругооборот производства и обмена продукции в экономической системе.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Россия на рынке технологий.

2. Смешанная экономика

3.Предложение труда для отдельной фирмы

4.Рынок капитала

4

Тема 3.4. Производственный

спрос и рынок труда

Содержание

1

2

3

4

5

6

Рынки факторов производства. Производственный спрос.

Рынок труда. Спрос фирмы на труд .

Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда.

Дискриминация на рынке труда.

Рынки земли. Экономическая рента.

Рынок капитала. Дисконтирование .

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Специальные налоговые режимы.

2.Занятые и безработные.

Роль профсоюзов

2

Тема3.5. Роль государства

рыночной экономике

Содержание

12

1

2

3

4

5

6

Общественные блага и внешние эффекты

Распределение доходов.

Измерение неравенства доходов.

Государственный бюджет и государственный долг.

Налоги.

Фискальная политика государства.

6

2

Практическое занятие № 7

1

Распределение доходов

2

2

Измерение неравенства в распределении доходов

Самостоятельная работа обучающихся

1.Внешний долг России и проблемы его регулирования.

2.Национальный доход.

3.Располагаемый личный доход.

4.Интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста

4

Раздел. 4 Особенности

макроэкономического анализа

20

Тема 4.1. Система

национальных счетов и ВВП

Содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Понятие денег.

Денежные агрегаты.

Основы денежной политики

Закон денежного обращения.

Банки. Банковская система

Понятие валового внутреннего продукта.

ВВП. Номинальный и реальный ВВП

Система национальных счетов.

Основные факторы экономического роста.

Совокупный спрос и совокупное предложение

10

2

13

Практическое занятие № 8

2

1

Методика расчета ВВП

Самостоятельная работа обучающихся

1.Почему необходимо рассчитывать ВВП?

2.Национальный доход

3. Функции потребителя

4.Равновесие на рынке товаров и услуг

4

Тема 4.2. Инфляция и

дефляция

Содержание

1

2

3

4

5

6

Виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции

Безработица.

Дефляция.

Государственная политика в области занятости населения.

Экономические циклы.

Экономический рост

6

2

Практическое занятие № 9

2

Решение задач. Занятость, экономический рост и инфляция.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Кривая Филипса

2. Последствия инфляции для различных групп населения

2

Раздел 5. Международная

экономика

16

Тема 5.1. Международная

торговля. Государственная

политика в области

международной торговли

Содержание

1

2

3

4

Международная торговля и мировой рынок. Международные финансы.

Государственная международная торговая политика.

Причины ограничений в международной торговле.

Глобальные экономические проблемы

4

2

5

6

Фритредерство. Таможенная пошлина.

Государственная политика в области международной торговли.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

14

1.Проблемы вступления России в ВТО.

2. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО

3. Всемирная торговая организация как институт международной торговли, его

интересы в РФ

4. Проблемы прогнозирования основных параметров нелинейных социально-

экономических систем.

4

Тема 5.2. Валюта. Обменные

курсы валют. Глобальные

экономические проблемы

Содержание

1

2

3

4

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики.

Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты.

Динамика валютного курса.

Факторы, определяющие валютные курсы

4

2

Практическое занятие № 10

2

Решение задач. Валютный курс и факторы его определяющие

Самостоятельная работа обучающихся

1.Биржевые спекуляции. Биржи в России.

2. Глобальные экономические проблемы

2

Тема 5.3. Особенности

современной экономики

России

Содержание

1

Экономические реформы в России. Экономический рост.

Инвестиционный климат в современной России.

Россия и мировая экономика.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.

2.Либерализация экономии.

2

Тема 5.4. Основные проблемы

экономики России

Содержание

2

1. Коррупция- фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики

от коррупции.

ИТОГО

150

обязательная аудиторная работа, в том числе :

100

15

практические работы

20

Самостоятельная работа обучающихся:

50

16

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

3.1

Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению

Имеется в наличии учебный кабинет социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер со всеми их дополнительными устройствами;

- кинопроектор;

-интерактивная доска;

- калькуляторы.

3.2Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории: Учебник

для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования. –

16-е изд. дораб. - В 2-х книгах. Книга 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

2. Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории: Учебник

для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования. –

16-е изд. дораб. - В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

Дополнительные источники:

1. Соколова С.В. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф.

образования / С.В. Соколова. – 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2008.

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

17

Контроль и оценка освоения дисциплины осуществляется преподавателем в

процессе

проведения

практических

занятий

и

лабораторных

работ,

тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,

проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

Умения:

- приводить примеры:

взаимодействия рынков, прямых и

косвенных налогов, взаимовыгодной

международной торговли;

Самостоятельная

работа,

выполнение

индивидуальных заданий

- описывать: предмет и метод

экономической науки, факторы

производства, цели фирмы,

основные виды налогов, банковскую

систему, рынок труда,

экономические циклы, глобальные

экономические проблемы;

Тестирование, внеаудиторные

индивидуальные задания, практические

занятия.

- объяснять: экономические явления

с помощью альтернативной

стоимости; выгоды обмена; закон

спроса; причины неравенства

доходов; роль минимальной оплаты

труда; последствия инфляции;

Практические занятия, самостоятельная

работа, контрольная работа

- сравнивать/различать: спрос и

величину спроса, предложение и

величину предложения, рыночные

структуры, безработных и

незанятых, организационно-

правовые формы предприятий,

акции и облигации;

Тематический диктант, тестирование,

внеаудиторные индивидуальные

задания.

- вычислять на условных примерах:

величину рыночного спроса и

предложения, изменение спроса/

Тестирование, внеаудиторные

индивидуальные задания с оценкой,

домашнее задания, практические

18

предложения в зависимости от

изменения формирующих факторов,

равновесную цену и объем продаж;

экономические и бухгалтерские

издержки и прибыль, смету/бюджет

доходов и расходов; спрос фирмы на

труд; реальный и номинальный

ВВП, темп инфляции, уровень

безработицы;

занятия, наблюдение.

- применять для экономического

анализа: кривые спроса и

предложения, графики изменений

рыночной ситуации в результате

изменения цен на факторы

производства, товары заменители и

дополняющие товары.

Практические занятия, наблюдение,

домашние работы.

Знания:

- смысл основных теоретических

положений экономической науки;

- основные экономические

принципы функционирования

семьи, фирмы, рынка и государства,

а также международных

экономических отношений.

Теоретические занятия,самостоятельная

работа, контрольная работа

19



В раздел образования