Авторы: Столина Ирина Петровна, Дмитриева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Торгово-технологический техникум"
Населённый пункт: г.Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка рабочей программы
Тема: "Экономика" для специальности "Банковское дело"
Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ «Торгово-технологический техникум» г. Орск
Оренбургской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
по подготовке специалистов среднего звена по специальности 38.02.07
«Банковское дело»
2015 г.
Одобрена цикловой
комиссией
Утверждаю:
Председатель:
________________Кербс Е.А.
Директор
ГАПОУ
Торгово-технологиче ский
техникум» г. Орска:
__________________________Л.И. Ермолина
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
компонента
государственного
стандарта
среднего
(полного)
общего
образования и примерной программы дисциплины среднего (полного) общего
образования в редакции от 31 января 2012 г. № 69.
Организация-разработчик:
ГАПОУ
«Торгово-технологический
техникум»
г. Орска Оренбургской области
Разработчик:
Столина Ирина Петровна – преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр
.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
3
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной
образовательной
программы
по
программе
подготовки
специалистов среднего звена по специальности 38.02.07 Банковское дело
(базовая подготовка ).
1.2
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Экономика относится к общеобразовательному циклу
основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Программа
ориентирована
на
достижение
следующих
целей
и
задач дисциплины:
-освоение системы знаний об экономической деятельности человека,
организации/ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для
дальнейшего
изучения
экономических
дисциплин
в
системе
среднего
высшего профессионального образования и самообразования;
-овладение
умениями
находить
и
самостоятельно
применять
информацию,
содержащуюся
в
средствах
массовой
информации
и
статистических
публикациях,
выносить
аргументированные
суждения
по
экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;
-развитие экономического мышления, способности критически
осмысливать
информацию
об
экономике,
государственной
экономической
политике
и
вырабатывать
собственное
аргументированное
мнение;
способности применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения конкретных ситуациях;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности;
- формирование готовности использовать полученные знания и умения
для решения типичных экономических задач.
В результате изучения экономики на профильном уровне обучающийся
должен знать/понимать:
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи,
фирмы,
рынка
и
государства,
а
также
международных
экономических
отношений.
В результате изучения экономики обучающийся должен уметь:
4
-
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных
налогов, взаимовыгодной международной торговли;
-
описывать:
предмет
и
метод
экономической
науки,
факторы
производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему,
рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
-
объяснять:
экономические
явления
с
помощью
альтернативной
стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль
минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
-
сравнивать/различать:
спрос
и
величину
спроса,
предложение
и
величину
предложения,
рыночные
структуры,
безработных
и
незанятых,
организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и
предложения, изменение спроса/ предложения в зависимости от изменения
формирующих факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические
и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов;
спрос фирмы на труд;
реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,
уровень безработицы;
-
применять
для
экономического
анализа:
кривые
спроса
и
предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения
цен на факторы производства, товары заменители и дополняющие товары;
-
оценивать:
влияние
коррупции
на
распределение
и
расходование
государственных
средств
и
ресурсов,
коррупцию
как
фактор
снижения
экономического
роста
инвестиций,
предпринимательской
активности
и
общего благосостояния граждан.
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
- исполнение типичных экономических ролей;
- решение практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствование собственной познавательной деятельности;
- оценка происходящих событий и поведения людей с экономической
точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
экономической информации;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
2.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часов, в том числе:
обязательной
аудиторной
учебной
нагрузки
обучающегося
-
100
часов
в т.ч. практические -20 часов;
5
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
6
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
Промежуточная аттестация экзамен
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь экономики с другими дисциплинами, с
теорией и практикой рыночной экономики.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Метод экономической науки
2.
Связь с другими науками
2
Раздел 1. Экономика и
экономическая наука
8
Тема 1.1 Предмет и метод
экономической науки
Потребности. Свободные и
экономические блага.
Основные экономические
проблемы. Ограниченность
ресурсов
Содержание
1
2
3
Понятие экономики. Предмет и метод экономической науки
Свободные и экономические блага общества.
Экономические потребности общества.
2
2
1
2
3
В а ж н е й ш и е
э ко н о м и ч е с к и е
р е с у р с ы :
т р уд ,
з е м л я ,
к а п и т а л ,
предпринимательство.
Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики.
Границы производственных возможностей.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
2.Научные подходы к категории процент.
3.Общественные экономические блага
4.Дефицит и избыток
4
Тема 1.2.
Альтернативная стоимость
и экономический выбор
Содержание
2
1
2
Экономический выбор. Кривая производственных возможностей
Потребительная и меновая стоимость.
Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
2
Практическое занятие 1
8
Решение задач. Расчет альтернативных издержек
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Ценовая эластичность спроса.
2.Потребительская и меновая стоимость.
3.Реакция рынка на изменение спроса и предложения
4.Практическое применение теории эластичности
4
Радел 2. Рыночная
экономика.
18
Тема 2.1.Функционирование
рынка
Содержание
4
1
2
3
4
Спрос и закон спроса. Величина спроса . Индивидуальный и рыночный спрос.
Товары Гиффена. Факторы спроса.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
Нормальные блага , товары первой необходимости и товары роскоши
Заменяющие товары, дополняющие товары.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Модели смешанной экономики.
2.Участие государства в хозяйственной деятельности.
2
Тема 2.2. Эластичность спроса
и предложения
Содержание
2
1
Эластичность спроса. Предложение и величина предложения. Закон
предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Факторы
предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие и равновесная
цена.
2
Практическое занятие № 2
2
1
Решение задач. Произвести расчет спроса и предложения
Самостоятельная работа обучающихся
1.Общая и предельная полезность
2.Факторы влияющие на эластичность спроса
2
Содержание
9
Тема 2.3. Рынок и семейный
бюджет.
2
1
Источники доходов семьи.
Основные статьи расходов.
Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы.
2
Практическое занятие № 3
2
1
Расчет семейного бюджета (доходов и расходов семьи).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
2.Роль государства в урегулировании доходов населения
2
Тема 2.4. Рыночные
структуры
Содержание
4
1
2
Монополия и виды монополи. Совершенная конкуренция.
Олигополия. Монопсония.
Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.
Политика защиты конкуренции.
Антимонопольное законодательство.
2
Практическое занятие № 4
1
Решение задач. Совершенная конкуренция
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Два способа решения фундаментальных проблем
2. Монополистическая конкуренция
2
Раздел 3. Рынки факторов
производства
36
Тема 3.1. Фирма и ее цели
Содержание
2
1
Организационно- правовые формы предприятий по российскому
законодательству.
2
10
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Экономические и бухгалтерские затраты. Прибыль и рентабельность фирмы.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт
переменного фактора производсва.
Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления.
Постоянные и переменные издержки.
Средние и средне-переменные издержки.
Эффект масштаба.
Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Максимизация прибыли.
Практическое занятие № 5,6
1
2
Расчет прибыли и рентабельности фирмы
Расчет показателей работы фирмы и издержек
4
Самостоятельная работа обучающихся
1.Политика занятости молодежи в городе Орске
2. Труд и заработная плата
3.Оптимальный размер фирмы
4.В каких случаях фирме целесообразно инвестировать?
4
Тема 3.2.
Предпринимательство и его
виды и мотивы
Содержание
1
2
3
4
5
6
Основные источники финансирования бизнеса
Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
Финансовые институты. Страховые услуги.
Основные принципы менеджмента.
Основные элементы маркетинга
Бизнес-план
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
11
1.Государственная система антиинфляционных мер.
2. Самозанятость населния
3. Менеджмент и его основные функции
4. Маркетинг и его элементы
4
Тема 3.3. Экономический
кругооборот в рыночной
экономике. Смешанная
экономика
Содержание
1
2
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.
Кругооборот производства и обмена продукции в экономической системе.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Россия на рынке технологий.
2. Смешанная экономика
3.Предложение труда для отдельной фирмы
4.Рынок капитала
4
Тема 3.4. Производственный
спрос и рынок труда
Содержание
1
2
3
4
5
6
Рынки факторов производства. Производственный спрос.
Рынок труда. Спрос фирмы на труд .
Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда.
Дискриминация на рынке труда.
Рынки земли. Экономическая рента.
Рынок капитала. Дисконтирование .
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Специальные налоговые режимы.
2.Занятые и безработные.
Роль профсоюзов
2
Тема3.5. Роль государства
рыночной экономике
Содержание
12
1
2
3
4
5
6
Общественные блага и внешние эффекты
Распределение доходов.
Измерение неравенства доходов.
Государственный бюджет и государственный долг.
Налоги.
Фискальная политика государства.
6
2
Практическое занятие № 7
1
Распределение доходов
2
2
Измерение неравенства в распределении доходов
Самостоятельная работа обучающихся
1.Внешний долг России и проблемы его регулирования.
2.Национальный доход.
3.Располагаемый личный доход.
4.Интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста
4
Раздел. 4 Особенности
макроэкономического анализа
20
Тема 4.1. Система
национальных счетов и ВВП
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Понятие денег.
Денежные агрегаты.
Основы денежной политики
Закон денежного обращения.
Банки. Банковская система
Понятие валового внутреннего продукта.
ВВП. Номинальный и реальный ВВП
Система национальных счетов.
Основные факторы экономического роста.
Совокупный спрос и совокупное предложение
10
2
13
Практическое занятие № 8
2
1
Методика расчета ВВП
Самостоятельная работа обучающихся
1.Почему необходимо рассчитывать ВВП?
2.Национальный доход
3. Функции потребителя
4.Равновесие на рынке товаров и услуг
4
Тема 4.2. Инфляция и
дефляция
Содержание
1
2
3
4
5
6
Виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции
Безработица.
Дефляция.
Государственная политика в области занятости населения.
Экономические циклы.
Экономический рост
6
2
Практическое занятие № 9
2
Решение задач. Занятость, экономический рост и инфляция.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Кривая Филипса
2. Последствия инфляции для различных групп населения
2
Раздел 5. Международная
экономика
16
Тема 5.1. Международная
торговля. Государственная
политика в области
международной торговли
Содержание
1
2
3
4
Международная торговля и мировой рынок. Международные финансы.
Государственная международная торговая политика.
Причины ограничений в международной торговле.
Глобальные экономические проблемы
4
2
5
6
Фритредерство. Таможенная пошлина.
Государственная политика в области международной торговли.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
14
1.Проблемы вступления России в ВТО.
2. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО
3. Всемирная торговая организация как институт международной торговли, его
интересы в РФ
4. Проблемы прогнозирования основных параметров нелинейных социально-
экономических систем.
4
Тема 5.2. Валюта. Обменные
курсы валют. Глобальные
экономические проблемы
Содержание
1
2
3
4
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики.
Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты.
Динамика валютного курса.
Факторы, определяющие валютные курсы
4
2
Практическое занятие № 10
2
Решение задач. Валютный курс и факторы его определяющие
Самостоятельная работа обучающихся
1.Биржевые спекуляции. Биржи в России.
2. Глобальные экономические проблемы
2
Тема 5.3. Особенности
современной экономики
России
Содержание
1
Экономические реформы в России. Экономический рост.
Инвестиционный климат в современной России.
Россия и мировая экономика.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
2.Либерализация экономии.
2
Тема 5.4. Основные проблемы
экономики России
Содержание
2
1. Коррупция- фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики
от коррупции.
ИТОГО
150
обязательная аудиторная работа, в том числе :
100
15
практические работы
20
Самостоятельная работа обучающихся:
50
16
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Имеется в наличии учебный кабинет социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер со всеми их дополнительными устройствами;
- кинопроектор;
-интерактивная доска;
- калькуляторы.
3.2Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории: Учебник
для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования. –
16-е изд. дораб. - В 2-х книгах. Книга 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
2. Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории: Учебник
для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования. –
16-е изд. дораб. - В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Дополнительные источники:
1. Соколова С.В. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф.
образования / С.В. Соколова. – 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008.
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
17
Контроль и оценка освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных
работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
- приводить примеры:
взаимодействия рынков, прямых и
косвенных налогов, взаимовыгодной
международной торговли;
Самостоятельная
работа,
выполнение
индивидуальных заданий
- описывать: предмет и метод
экономической науки, факторы
производства, цели фирмы,
основные виды налогов, банковскую
систему, рынок труда,
экономические циклы, глобальные
экономические проблемы;
Тестирование, внеаудиторные
индивидуальные задания, практические
занятия.
- объяснять: экономические явления
с помощью альтернативной
стоимости; выгоды обмена; закон
спроса; причины неравенства
доходов; роль минимальной оплаты
труда; последствия инфляции;
Практические занятия, самостоятельная
работа, контрольная работа
- сравнивать/различать: спрос и
величину спроса, предложение и
величину предложения, рыночные
структуры, безработных и
незанятых, организационно-
правовые формы предприятий,
акции и облигации;
Тематический диктант, тестирование,
внеаудиторные индивидуальные
задания.
- вычислять на условных примерах:
величину рыночного спроса и
предложения, изменение спроса/
Тестирование, внеаудиторные
индивидуальные задания с оценкой,
домашнее задания, практические
18
предложения в зависимости от
изменения формирующих факторов,
равновесную цену и объем продаж;
экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль, смету/бюджет
доходов и расходов; спрос фирмы на
труд; реальный и номинальный
ВВП, темп инфляции, уровень
безработицы;
занятия, наблюдение.
- применять для экономического
анализа: кривые спроса и
предложения, графики изменений
рыночной ситуации в результате
изменения цен на факторы
производства, товары заменители и
дополняющие товары.
Практические занятия, наблюдение,
домашние работы.
Знания:
- смысл основных теоретических
положений экономической науки;
- основные экономические
принципы функционирования
семьи, фирмы, рынка и государства,
а также международных
экономических отношений.
Теоретические занятия,самостоятельная
работа, контрольная работа
19