Автор: Березкин Дмитрий Алексеевич
Должность: учащийся 5 класса
Учебное заведение: МКОУ "Большедворская ООШ"
Населённый пункт: д. Большой Двор
Наименование материала: сообщение по литературе
Тема: "Интересные факты из детства М. Ю. Лермонтова"
Раздел: среднее образование
Интересные факты
из детства Михаила Юрьевича Лермонтова
Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814.
Говорят, акушерка, принимавшая роды, сказала, что этот мальчик умрет не своей
смертью.
Его
родители
—
Юрий
Петрович,
армейский
капитан
в
отставке,
неродовитый
дворянин,
и
Мария
Михайловна,
урожденная
Арсеньева,
принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после
рождения
Михаила
его
мать
умерла
от
чахотки,
и
бабушка
забрала
внука,
пригрозив в противном случае лишить его наследства. До смерти отца в 1831
году М.Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в
университете.
Подобные
семейные
проблемы
никак
не
могли
оставить
маленького Лермонтова равнодушным: он с детства начал понимать, что судьба
к нему неблагосклонна, с юного возраста оставила его без самых близких
людей.
Воспитанием
маленького
Миши
занималась
его
бабушка
–
Елизавета
Александровна,
представительница
богатого
рода.
Она
оплачивала
дорогостоящее обучение внука и до 16 лет Миша жил с ней. Кстати именно
бабушка дала внуку имя Михаил. Она
отличалась острым умом, высокой
интеллигентностью и отличительной строгостью.
Няня поэта Кристина Осиповна Ремер была немкой, гувернер Жан Капе
был французом, и говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-
немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил
любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.
С детства будущий писатель серьезно болел, ему были противопоказаны
долгие прогулки, настоятельно рекомендовалось врачами ездить в санатории по
2-3 раза в год, поэтому мальчик совершенно не общался со сверстниками. В его
окружении
была
только
бабушка
и
слуги.
В
юношестве
поэт
напишет
«Повесть», в которой главный герой Саша Арбенин станет его прототипом.
Персонаж повести — мечтательный, но болезненный мальчик.
Лермонтов достиг творческих успехов не только в поэзии, но также был
хорошим математиком, играл на скрипке и рояле, создал свой кукольный театр,
был силён в шахматах, прекрасно рисовал (около 400 работ), с 10 лет сочинял
пьесы для домашнего театра.
Когда Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. … – Какое
дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как
следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.
Привезут
гости
механическую
заводную
птичку,
которая
может
махать
крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов её пение и
скажет: “Эта птичка хороша , у неё поёт душа”. Или уйдёт мама из комнаты, а
маленький Лермонтов сядет на ковёр около двери и ждёт её, а потом скажет:
“Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт”. «Надо записывать за
Мишелем его изречения, — советовали другие. — Вырастет — быть может,
знаменитым поэтом сделается».
Маленького Михаила Юрьевича близкие звали на французский манер
Мишелем: в те времена русские дворяне России часто говорили между собой
по-французски.
Из-за болезненности Миши, бабушка старалась как можно чаще вместе с
ним
бывать
на
Кавказе.
Лермонтову
нравились
не
только
высокие
горы,
уходящие
своими
вершинами
в
облачные
выси,
но
и
песни
мужественных
горцев, их традиции обряды.
Бабушка старалась, чтобы внуку не было скучно. Однажды приказала,
чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними
очень
быстро
подружился.
Кормил
сеном,
березовыми
вениками
и
хлебом.
Потом
бабушка
выписала
из
Москвы
крошечную
черкесскую
лошадку
с
детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.
Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько
же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом
одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной
саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.
Как выглядел Михаил Юрьевич Лермонтов на самом деле, можно судить
по ряду его портретов, написанных его современниками и им самим. Если не
знать, что на портретах один и тот же человек, то не специалист может этого и
не понять.
Кстати, на детских портретах Лермонтов очень серьезен и, также как и
многие его современники, одет в девичью одежду. Это происходило потому, что
смертность среди мальчиков была очень велика и таким образом, переодевая
ребенка, родители пытались «обмануть судьбу».
Фантазия юного Лермонтова богата. Он с детских лет мыслит уже образами,
сравнениями,
в
нём
живёт
душа
могучего
поэта.
Он
владеет
тонким
прирождённым чутьём живых, стройных созвучий, и потому прежде всего его
захватывают пленительные стихи Пушкина и мягкая грусть поэзии Жуковского.
— Бабушка, послушай, как хорошо звучат строчки, — часто говорил маленький
Лермонтов
и
читал
бабушке
стихотворение
поэта
Василия
Андреевича
Жуковского или Гавриила Романовича Державина.
— А ведь и правда, красиво звучат! — соглашалась бабушка.
— Эти стихи как музыка, — продолжал он, — и среди немецких есть такие, и
среди английских... А ещё такой есть поэт Александр Пушкин. Я тоже хочу
писать так, как он!
— И напишешь, — убеждённо отвечала бабушка, — ты вон у меня какой умный.
Одиннадцатилетний
Миша
полностью
переписывает
в
свою
тетрадь
«Бахчисарайский фонтан» Пушкина, туда же им списан и «Шильонский узник»
Жуковского.
Сердце этого мальчика – чувствительное, тоскующее, неудовлетворённое,
оно
жаждет
простора
и
воли,
стремится
к
пленникам,
узникам,
понимает
страдания людей и живёт ими.
Так шла жизнь его в Тарханах.
В 14 лет
юный
гений
уже
написал
поэмы «Кавказский
пленник», «Корсар», «Черкесы»;
а
в
15
–
поэму «Олег»,
стихотворения «К
гению», «Жалобы турка», «Два сокола» и другие.
Березкин Дима, учащийся 5 класса