Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества
Автор: Рупышева Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Старо-Онохойская ООШ" Населённый пункт: Республика Бурятия, село Старый Онохой Наименование материала: методический материал Тема: Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1, (тел.8-30136-56-0-06)
Формирование толерантности у участников
образовательного процесса
в условиях мультикультурного общества
Автор: Рупышева Наталья Николаевна
учитель русского языка
2017 год
В
целях
принятия
эффективных
мер
социального
регулирования
межнациональных
отношений
с
использованием
ресурсов
образовательной
системы
принята
Концепция
модернизации
российского
образования,
в
разделе
1.2
«Новые
социальные
требования
к
системе
российского
образования»
обозначена
особая
важность
расширения
масштабов
межкультурного
взаимодействия,
равноправия
национальных
культур
и
ограничения
социального неравенства.
Современная Бурятия с каждым годом все более включается не только в общероссийские,
но и мировые процессы. Не секрет, что взаимоотношения в образовательной среде сегодня
далеки от идеальных. Существенное воздействие на учащихся оказывают проявления агрессии
во внешнем мире. При ответе на вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют
наибольшее
распространение
среди
учащихся
и
молодежи,
17%
опрошенных
отметили
жестокость и насилие.
В Республике Бурятия проживают представители более 100 национальностей, поэтому
развитие этнокультурного образования, создание условий для диалога культур и приобщения к
культурам
мира,
сохранение
родных
языков
–
важнейшие
задачи
образования.
Поэтому
важнейшая задача современной школы – формирование человека-носителя гуманистических
взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.
Администрация
образовательного учреждения «Старо-Онохойская ООШ» направляет
свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной
образовательной среды. К числу таких условий относятся гуманизация отношений субъектов
образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности
учащихся
и
учителей
к
взаимодействию,
диалогу
и
сотрудничеству,
повышение
коммуникативной
культуры
всех
участников
образовательного
процесса.
Эта
деятельность
реализуется
в
таких
формах
работы,
как
внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательный
процесс,
психологические
тренинги
и
групповые
дискуссии
с
участием
учителей, учащихся и их родителей. Необходимость психологической поддержки ребенка на
протяжении всего периода обучения очевидна, так как способствует не только его развитию, но
и сохранению его психического здоровья.
Воспитание толерантности учащихся – сложный и длительный процесс. Первоначальное
условие для создания комфортного окружения ребенка – сдержанность взрослых в критических
ситуациях,
умение
управлять
своими
эмоциями,
не
развивать,
а
гасить
деструктивные
конфликты.
Психологический
дискомфорт
ребенка,
связанный
с
нулевой
толерантностью,
сказывается на его успеваемости и на физическом здоровье. По мнению Н.К. Смирнова,
«ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в ее
стенах частичку своего здоровья».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям
иной
национальности,
культуры.
Сложные
экономические
и
политические
процессы,
происходящие
в
современном
мире,
влияют
на
рост
количества
иностранных
граждан
эмигрирующих в Россию, что приводит к росту интенсивности соприкосновения различных
культур,
поэтому
актуальность
проблем,
связанных
с
формированием
толерантности
у
учащихся в условиях мультикультурного общества трудно переоценить.
Таким
образом, целью работы
коллектива
нашей
школы
становится
выявление
эффективности
использования
методик
на
формирование
толерантности
у
участников
образовательного процесса.
Предметом выступает
процесс
формирования
толерантности
у
учащихся
в
условиях
мультикультурного общества.
Согласно Статье 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство « …гарантирует право на образование в Российской
Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного,
социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Президент
России
В.В.Путин
фактически
сформулировал
концепцию
национальной
политики государства: "Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей
вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и
гордиться этим."
Мы живём в маленьком многонациональном селе в дружбе и взаимопонимании. Традиции
наших народов переплелись глубокими корнями, происходит постепенное взаимообогащение во
всех сферах жизнедеятельности. Люди помогают друг другу в труде, перенимают
опыт по
земледелию, скотоводству, обмениваются кулинарными умениями и народными традициями,
заботятся друг о друге. Вот оно – единство и сплочённость! Дружба русских, бурят и татар
передаётся из поколения в поколение многие годы. Именно в дружбе рождается любовь к
родному краю. Чтобы результат обучения и воспитания в духе толерантности в нашей школе
был действенным, мы создали специальную систему взаимодействия детей и взрослых. Главное
требование
в
данной
системе
в
том,
что
она
должна
учитывать
целевые
установки:
социализация, воспитание патриотизма, самостоятельность, коммуникация, уважение, умение
делать свободный, осознанный и ответственный выбор.
В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен
творчески,
по-новому
смотреть
на
привычные
вещи,
самоопределяться,
брать
на
себя
ответственность
за
свое
образование,
быть
толерантным,
эмоционально
устойчивым,
доброжелательно относиться к многообразию жизни.
А что же такое толерантность? Согласно декларации принципов терпимости ЮНЕСКО,
«толерантность означает
уважение,
принятие
и
понимание
богатого
многообразия
культур
нашего
мира,
наших
форм
самовыражения
и
способов
проявлений
человеческой
индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и
убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и
политическая,
и
правовая
потребность.
Толерантность
-
это
добродетель,
которая
делает
возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему
виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя
при
этом
свою
индивидуальность.
Дети,
получившие
основные
знания
и
понимание
нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
Формирование и развитие толерантного сознания – сложный и длительный процесс.
Первый шаг к формированию культуры толерантности – это знание истории народа, родного
края,
языка
обычаев
предков,
что
возвышает
человека,
делает
его
сильнее
умом,
тверже
характером, дает нравственную опору, служит нравственным ориентиром в мультикультурной
среде, а также инструментом профилактики экстремизма в молодежной среде.
Таким образом, подход к формированию толерантности позволяет объединить три блока:
знание о сущности толерантных отношений, практические навыки поведения, переживание
положительных эмоций.
В педагогической практике учителей нашей школы накоплено немало методов, форм и
приемов
работы
по
воспитанию
толерантности
у
школьников,
связанных
с
организацией
деятельности детей как в классе, так и в рамках школы. При этом широко распространена
организация диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов), основанных на использование
произведений художественной литературы и кинофильмов. В рамках воспитательной работы по
формированию толерантного отношения так же используются единые и тематические классные
часы для всех учащихся школы. Например, в этом году: единые классные часы по темам:
«Беслан, вывод войск из Афганистана», «Блокада Ленинграда», «Узники Концлагерей» и др.
Также
в
нашей
школе
уже
вошло
в
традицию
такое
удивительное
по
красоте
мероприятие,
как
фестиваль
дружбы
народов
«Бурятия
многонациональная»,
которое
проводится в 1-9 классах, и его цель не только познакомиться с культурой, бытом и традициями
какой-то определенной народности, но и представить её на сцене. В процессе подготовки
данного мероприятия ребята работают и в группах, и парах, при этом часто их состав меняется.
Окончательным
продуктом
становится
Презентация,
инсценировка,
постановка
танца,
исполнение музыкального номера, приготовление национального костюма и национального
блюда. Все мероприятия освещаются в СМИ школы, в газете «Школьное время», которая
быстро расходится среди родителей и общественности.
Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в системе:
«родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат
примером взаимодействия школы и семьи.
Здесь должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого
понятия.
Здесь
можно
апеллировать
к
пониманию,
которое
исповедовал
Г.Г.
Шпет,
сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф.
Гумбольдт, что ведет к со-действию.
Для
проведения
целенаправленной
работы
по
воспитанию
толерантности
классному
руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения
отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для
ориентира можно предложить программу для учащихся 1-9 классов, составленную на основе
программы А.А. Погодиной.
Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе:
первое
–
изучение
объекта,
в
отношении
которого
формируется
толерантность;
второе
–
развитие основных составляющих толерантности взаимодействия.
Предлагаем
начать
воспитательную
работу
по
формированию
толерантности
к
своей
личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной
культуры,
деятельность
классного
руководителя
направлена
на
изучение
семейной
самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент
делается на освоение культуры родного края, своего этноса и на осмысление себя толерантным
участником этой культуры: только тот, кто уважает свою культуру, будет уважать культуру
других (7 класс).
Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и
формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9
класс)
–
постижение
идей
культуры
мира
и
определение
стратегии
толерантного
взаимодействия
в
мировом
культурном
пространстве.
Тематику
классных
часов
можно
представить следующим образом.
5 класс
1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда
ли я хороший?»
Игровые программы: «Самый, самый, самый…», «Гинесс-шоу».
2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть
– наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».
6 класс
1. «Я как член семьи». Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»;
«Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.
2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей – первый закон
природы»;
«Этика
семейного
общения»;
«Кодекс
семьи».
Коллективное
творческое
дело
«Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.
7 класс
1. Малая родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из Старого Онохоя»;
«История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа ( бурят, русских,
татар)». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом…»; Праздник «Родной
край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».
2.
«Солнце
светит
всем».
Классные
часы:
«Легко
ли
быть
не
таким?»;
«Терпимое
отношение к людям»; «Основы доброжелательности»; «Атмосфера бесконфликтного доверия и
общения».
Коллективное
творческое
дело
«Мир
нашему
дому».
Праздник
«Всегда
все
вместе».
Игровая программа «Пойми меня».
8 класс
1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Велика святорусская
земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг « Премудрости общения- о
терпеливом поведении бурят ». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»;
Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».
2. Феномен российской конкордации. Классные часы:
«Менталитет – зеркало нации»;
«Проблемы национального взаимодействия»;
Тренинг «Эмпатия – основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело
«Общение без границ». Викторина «Культура отношений».
9 класс
1. Культура мира. Классные часы: «Человек – созидатель или разрушитель?»; «Грани
сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».
2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дела»; «Возведем
мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина на
тему «Права человека» «Имею право».
Однако для формирования такого личностного качества как толерантность недостаточно
лишь мероприятий в рамках воспитательной работы школы и класса. Необходимо включение и
в
систему
самого
образовательного
процесса
моментов
воспитания
толерантности.
Таким
образом,
цели
воспитания
толерантной
личности
неразрывно
связаны
со
всеми
общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе.
При этом важно учесть, что педагогические технологии должны быть основаны на системном
подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся:
1.
Использование
различных
форм
обучения
в
образовательном
процессе:
парных,
групповых,
коллективных,
причем
с
обязательным
условием
сменности
состава
и
распределяемых ролей в группе.
2.
Использование
уроков-дискуссий
и
уроков-диалогов
для
помощи
учащимся
разных
национальностей
в
преодолении
национальной
замкнутости
и
совершенствовании
общения на русском языке
3.
Использование
заготовок
для
практикумов,
в
которых
содержится
информация
о
различных национальных культурах как в целом, так и в сравнении (например, создают
презентации по выбранной им стране,
знакомятся с символикой разных стран и её
значением, создают собственную символику для своей семьи)
4.
Использование сети Интернет для воспитания культуры общения и внутренней культуры
учащихся (например, ребятам предлагается ввести один и тот же запрос в различных
поисковых системах сети Интернет и оформить результаты в таблицы, на основании
которых
будут
построены
диаграммы,
что
наглядно
показывает
безграничные
возможности, которые нам дает разнообразие как среди поисковых систем, так и среди
людей).
Практические работы строятся на комплексе определенных заданий и упражнений на базе
имеющейся
информации
(заготовки),
требующей
дальнейшей
обработки
в
соответствии
с
осваиваемой программой. Исходя из выше сказанного, основной задачей педагога является
подбор
информационного
текста
для
мини-проекта,
которые
знакомили
бы
ученика
с
разнообразием
культуры,
быта
и
традициями
различных
народов
нашей
страны.
Все
это
позволит ученикам лучше понимать ребят других национальностей, обучающихся в их классе,
школе, селе и стране.
И как результат – приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое
уважение и терпимость по отношению к другим, развивают в себе качества, необходимые для
созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу
семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного
согласия, где живут в радости и гармонии.
Как итог реализации программы , мы добиваемся следующих результатов:
- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- социально адаптированная личность.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга
школьной
тревожности,
дезадаптивности,
повышенной
агрессии
(по
методикам
Айзенка,
Веймера и др.) Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне
применимы
в
воспитательном
процессе
и,
на
наш
взгляд,
соответствуют
теоретическим
закономерностям
воспитания
толерантности.
Воспитание
в
духе
толерантности
следует
рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять
методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные,
социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в
основе
насилия
и
отчуждения.
Политика
и
программы
в
области
образования
должны
способствовать
улучшению
взаимопонимания,
укреплению
солидарности
и
терпимости
в
отношениях
как
между
отдельными
людьми,
так
и
между
этническими,
социальными,
культурными, религиозными и языковыми группами, нациями. Воспитание в духе терпимости
должно
быть
направлено
на
противодействие
влиянию,
вызывающему
чувство
страха
и
отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи
навыков
независимого
мышления,
критического
осмысления
и
выработки
суждений,
основанных на моральных ценностях.