Профориентационная работа с учащимися 9-го класса сельской школы
Автор: Рупышева Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Старо-Онохойская ООШ" Населённый пункт: Республика Бурятия, село Старый Онохой Наименование материала: методический материал Тема: Профориентационная работа с учащимися 9-го класса сельской школы Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1,
(тел.8-30136-56-0-06)
Профориентационная работа
с учащимися 9-го класса
сельской школы
Автор: Рупышева Наталья Николаевна
671336 Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой,
ул.Центральная, д.10, (тел.8-914-986-39-14)
2015 год
Профессиональное самоопределение осуществляется в юном возрасте.
Выбор
профессии
–
один
из
главных
жизненных
выборов,
совершаемых
старшеклассником.
Почему он считается самым важным шагом в жизни
человека?
Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает
себе
ещё
и
образ
жизни.
Это
мнение
подкрепляется
многочисленными
примерами. Так, когда мы говорим: «Он работает геологом (или полярником),
то мысленно себе представляем и образ жизни
такого человека. Девушки,
выбирающие профессию бухгалтера, часто интересуются
экономикой или
математикой.
Они
выбирают
образ
жизни
–
спокойную,
не
требующую
большой отдачи профессию, которая позволит им достаточное время уделять
семье. Иначе говоря, уже на самом этапе выбора, они выстраивают не только
профессиональный, но и жизненный путь.
Для
успешного
осуществления
жизненного
и
профессионального
самоопределения
необходима
профессиональная
зрелость,
для
развития
которой
применяются
активизирующие
методы
профориентации.
Развитие
профессиональной
зрелости – готовность выпускника к самостоятельному
построению
своего
плана.
Очень
важно,
чтобы
дети
могли
осуществить
правильный
выбор
своей
будущей
профессии,
который
должен
быть
сознательным и самостоятельным.
Сознательным
выбор
может
быть
лишь
тогда,
когда
учитываются
и
принимаются во внимание такие важные факторы:
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
-
информированность
о
видах
профессиональной
деятельности,
для
дальнейшего
выбора
той
профессии,
которая
соответствует
индивидуальным способностям;
- диагностико-консультационный подход: опросники
анкетирование
консультирование
-
развивающий
подход,
формирующий
профессиональные
навыки:
тренинги, мастер-классы, деловые игры, психологические упражнения,
работа по схеме альтернативного выбора по Пряжникову;
- знание личностных особенностей, возможностей и способностей уч.
Самостоятельность
в
выборе
профессии
подразумевает
проявление
максимума
независимости,
собственной
инициативы.
Самостоятельный
человек не боится учитывать советы знающих и опытных людей. Прежде
всего, это позиция старших членов семьи, учителей, классного руководителя.
Современный
подход
к
профессиональной
ориентации
учащихся
в
сельской школе подразумевает совместную работу следующих социальных
институтов: школа,
центр
занятости
населения,
дом
творчества,
профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства
массовой информации. Учитывая разнообразие организаций, включенных в эту
работу, необходима ее грамотная координация. В настоящее время в в сельской
местности в качестве такого координатора выступает школа.
Работа по профессиональной ориентации в нашей
школе включает в
себя проведение следующих мероприятий:
-
классные
часы
по
профориентации .
Учащиеся
знакомятся
с
различными видами профессиональной деятельности, знакомятся с рабочими
местами и требованиями к различным профессиям;
-
трудовые
декады.
Отражают
подготовку
учащихся
по
школьной
программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, мышление,
пространственное воображение, ответственность, помогают определиться в
будущей профессии;
-
эстетические
беседы.
Эстетическое
воспитание
школьников
в
процессе трудовых занятий способствует развитию их художественного вкуса
и творческих способностей. Задача учителя, раскрывая красоту труда, подвести
учеников к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта,
поведению
и отношению друг к другу. Необходимое условие – высокий
уровень общей культуры труда учащихся и, в частности, высокое качество
изделий, которые они изготавливают;
- экскурсии в профессиональный лицей №21. Знакомство с профессиями
строителя, механика, сварщика, мастера ЖКХ, повара, пекаря, швеи.
Особое внимание уделяется посещению Центра занятости населения,
где решаются следующие задачи:
- информирование школьников о состоянии и перспективах рынка труда,
требованиях, предъявляемых получаемой профессией, к человеку;
-
формирование
ответственного
отношения
к
планированию
профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире многообразия
профессионального труда.
-
демонстрация
моделей
одежды. Актуальной
и
важной
задачей
трудового обучения является помощь учащимся самоопределиться в выборе
своего пути. Одной из форм в рамках
указанной работы является «Парад
моделей», на котором девочки демонстрируют одежду, сшитую своими руками
на уроках швейного дела. Получают оценку своего изделия не только учителем
трудового обучения, но и другими «независимыми» лицами. Награждение и
поощрение
за
проделанную
работу
дает
девочкам
мощный
стимул
к
дальнейшей работе и достижению еще больших результатов.
-
р о л е в ы е
и г р ы . В
школе
проводится
традиционный День
самоуправления, т.е.
выпускники
играют
роль
учителей-предметников,
воспитателей,
руководителей
кружков,
библиотекаря.
В
процессе
игры
учащиеся 9 класса овладевают профессиональными навыками и умениями
работников
школы,
замечают,
насколько
успешно
справляются
с
данной
специальностью, оценивают свои возможности, сравнивают себя со своими
товарищами, анализируют причины удач и неудач.
- школьная газета – способствует профессиональному воспитанию и
развитию школьников, росту познавательной активности, повышению уровня
социализации учащихся. Создание школьной газеты имеет огромное влияние
на выбор профессии, способствует исследовательской деятельности.
В нашей школе ежегодно проводится неделя журналистики. Для ребят
проводятся
мастер-классы
от
редакции
газеты
«Школьное
время».
Юные
журналисты с большим интересом слушают о том, как правильно написать
статью, о верстке газеты, о правилах фотодела. В течение недели все социально
значимые объекты нашего села находились под пристальным оком школьных
журналистов.
По
результатам
жеребьевки,
каждый
класс
организовал
экскурсию
на
объект,
где
ребята
узнали
о
тонкостях
работы
данного
предприятия, его успехах и неудачах, о людях, влюбленных в свою профессию,
и написали об этом статьи, такие как «Тонкости музейного дела», «На волнах
книжных
просторов»,
«Будни
сельского
фельдшера»,
«Опасная
работа
дежурного электромонтера на подстанции «Онохой»,
«Где родился, там и
пригодился» и др.
Сегодня профессия журналиста имеет большое значение. Люди уже не
мыслят
жизни
без
средств
массовой
информации.
Наш
проект
показал
учащимся всю сущность работы журналиста, достоинства и недостатки этой
интересной профессии. В процессе этой ролевой игры учащиеся испытали
себя в роли журналистов, а истинные профессионалы своего дела сумели
зажечь глаза ребят и заинтересовать их своей профессией. Таким образом,
происходит профессиональное самоопределение учащихся.
В
процессе
проведения
профориентационной
работы
педагоги
одновременно ведут и работу по профессиональной
адаптации
детей.
Для
успешной
адаптации
в
профессии,
рабочем
коллективе
необходимы
следующие умения:
- умение осознавать требования к полученной профессии;
- умение устанавливать межличностные отношения в коллективе;
- умение принимать и соблюдать правила поведения в коллективе;
- умение общения и достойного поведения с коллегами.
В
заключении
еще
раз
хочется
подчеркнуть
необходимость
целенаправленной
профессиональной
ориентации
учащихся
как
одного
из
приоритетных направлений жизненного самоопределения. Профессиональное
ориентирование детей необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот
процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в
этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты в
выборе жизненной позиции выпускника сельской школы.
Литература:
1.
Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. –
Спб., 2006. – 240 с.
2.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990. – 159 с.
3.
Климов Е.А. Путь в профессию. – Л., 1974. – 190 с.
4.
Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. – Спб., 2003.
5.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М., 2002. – 80 с.
6.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – Спб., 2003. – 176 с.
7.
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. – Ростов н/Д, 2005. – 288 с.