Напоминание

Профориентационная работа с учащимися 9-го класса сельской школы


Автор: Рупышева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Старо-Онохойская ООШ"
Населённый пункт: Республика Бурятия, село Старый Онохой
Наименование материала: методический материал
Тема: Профориентационная работа с учащимися 9-го класса сельской школы
Раздел: среднее образование





Назад







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1, (тел.8-30136-56-0-06)
Профориентационная работа

с учащимися 9-го класса

сельской школы
Автор: Рупышева Наталья Николаевна 671336 Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Центральная, д.10, (тел.8-914-986-39-14) 2015 год
Профессиональное самоопределение осуществляется в юном возрасте. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых старшеклассником. Почему он считается самым важным шагом в жизни человека? Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе ещё и образ жизни. Это мнение подкрепляется многочисленными примерами. Так, когда мы говорим: «Он работает геологом (или полярником), то мысленно себе представляем и образ жизни такого человека. Девушки, выбирающие профессию бухгалтера, часто интересуются экономикой или математикой. Они выбирают образ жизни – спокойную, не требующую большой отдачи профессию, которая позволит им достаточное время уделять семье. Иначе говоря, уже на самом этапе выбора, они выстраивают не только профессиональный, но и жизненный путь. Для успешного осуществления жизненного и профессионального самоопределения необходима профессиональная зрелость, для развития которой применяются активизирующие методы профориентации. Развитие профессиональной зрелости – готовность выпускника к самостоятельному построению своего плана. Очень важно, чтобы дети могли осуществить правильный выбор своей будущей профессии, который должен быть сознательным и самостоятельным. Сознательным выбор может быть лишь тогда, когда учитываются и принимаются во внимание такие важные факторы: - учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; - информированность о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям; - диагностико-консультационный подход: опросники анкетирование консультирование
- развивающий подход, формирующий профессиональные навыки: тренинги, мастер-классы, деловые игры, психологические упражнения, работа по схеме альтернативного выбора по Пряжникову; - знание личностных особенностей, возможностей и способностей уч. Самостоятельность в выборе профессии подразумевает проявление максимума независимости, собственной инициативы. Самостоятельный человек не боится учитывать советы знающих и опытных людей. Прежде всего, это позиция старших членов семьи, учителей, классного руководителя. Современный подход к профессиональной ориентации учащихся в сельской школе подразумевает совместную работу следующих социальных институтов: школа, центр занятости населения, дом творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства массовой информации. Учитывая разнообразие организаций, включенных в эту работу, необходима ее грамотная координация. В настоящее время в в сельской местности в качестве такого координатора выступает школа. Работа по профессиональной ориентации в нашей школе включает в себя проведение следующих мероприятий:
-

классные

часы

по

профориентации
. Учащиеся знакомятся с различными видами профессиональной деятельности, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям; -
трудовые

декады.
Отражают подготовку учащихся по школьной программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, мышление, пространственное воображение, ответственность, помогают определиться в будущей профессии;
-

эстетические

беседы.
Эстетическое воспитание школьников в процессе трудовых занятий способствует развитию их художественного вкуса и творческих способностей. Задача учителя, раскрывая красоту труда, подвести учеников к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта, поведению и отношению друг к другу. Необходимое условие – высокий
уровень общей культуры труда учащихся и, в частности, высокое качество изделий, которые они изготавливают;
- экскурсии в профессиональный лицей №21.
Знакомство с профессиями строителя, механика, сварщика, мастера ЖКХ, повара, пекаря, швеи. Особое внимание уделяется посещению
Центра занятости населения,
где решаются следующие задачи: - информирование школьников о состоянии и перспективах рынка труда, требованиях, предъявляемых получаемой профессией, к человеку; - формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире многообразия профессионального труда.
-

демонстрация

моделей

одежды.
Актуальной и важной задачей трудового обучения является помощь учащимся самоопределиться в выборе своего пути. Одной из форм в рамках указанной работы является «Парад моделей», на котором девочки демонстрируют одежду, сшитую своими руками на уроках швейного дела. Получают оценку своего изделия не только учителем трудового обучения, но и другими «независимыми» лицами. Награждение и поощрение за проделанную работу дает девочкам мощный стимул к дальнейшей работе и достижению еще больших результатов.
-

р о л е в ы е

и г р ы .
В школе проводится традиционный
День

самоуправления,
т.е. выпускники играют роль учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков, библиотекаря. В процессе игры учащиеся 9 класса овладевают профессиональными навыками и умениями работников школы, замечают, насколько успешно справляются с данной специальностью, оценивают свои возможности, сравнивают себя со своими товарищами, анализируют причины удач и неудач.
- школьная газета
– способствует профессиональному воспитанию и развитию школьников, росту познавательной активности, повышению уровня социализации учащихся. Создание школьной газеты имеет огромное влияние на выбор профессии, способствует исследовательской деятельности.
В нашей школе ежегодно проводится неделя журналистики. Для ребят проводятся мастер-классы от редакции газеты «Школьное время». Юные журналисты с большим интересом слушают о том, как правильно написать статью, о верстке газеты, о правилах фотодела. В течение недели все социально значимые объекты нашего села находились под пристальным оком школьных журналистов. По результатам жеребьевки, каждый класс организовал экскурсию на объект, где ребята узнали о тонкостях работы данного предприятия, его успехах и неудачах, о людях, влюбленных в свою профессию, и написали об этом статьи, такие как «Тонкости музейного дела», «На волнах книжных просторов», «Будни сельского фельдшера», «Опасная работа дежурного электромонтера на подстанции «Онохой», «Где родился, там и пригодился» и др. Сегодня профессия журналиста имеет большое значение. Люди уже не мыслят жизни без средств массовой информации. Наш проект показал учащимся всю сущность работы журналиста, достоинства и недостатки этой интересной профессии. В процессе этой ролевой игры учащиеся испытали себя в роли журналистов, а истинные профессионалы своего дела сумели зажечь глаза ребят и заинтересовать их своей профессией. Таким образом, происходит профессиональное самоопределение учащихся. В процессе проведения профориентационной работы педагоги одновременно ведут и работу по профессиональной адаптации детей. Для успешной адаптации в профессии, рабочем коллективе необходимы следующие умения: - умение осознавать требования к полученной профессии; - умение устанавливать межличностные отношения в коллективе; - умение принимать и соблюдать правила поведения в коллективе; - умение общения и достойного поведения с коллегами.
В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации учащихся как одного из приоритетных направлений жизненного самоопределения. Профессиональное ориентирование детей необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты в выборе жизненной позиции выпускника сельской школы.

Литература:
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Спб., 2006. – 240 с. 2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990. – 159 с. 3. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л., 1974. – 190 с. 4. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. – Спб., 2003. 5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М., 2002. – 80 с. 6. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – Спб., 2003. – 176 с. 7. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. – Ростов н/Д, 2005. – 288 с.


В раздел образования