Автор: Рупышева Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Старо-Онохойская ООШ" Населённый пункт: Республика Бурятия, село Старый Онохой Наименование материала: методическая разработка Тема: "Как я работаю над ошибками" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1,
(тел.8-30136-56-0-06)
Методическая разработка:
«Как я работаю над ошибками»
Автор: Рупышева Наталья Николаевна
учитель русского языка
2016 год
Обучение детей грамотности - дело трудное. Из опыта работы известен парадокс в
том,
что
ученик
не
делает
орфографических
ошибок
до
тех
пор,
пока
не
изучит
соответствующее правило. До изучения его он пишет верно, не задумываясь, а, применяя
правило,
начинает
делать
ошибки.
И
все-таки
мы
продолжаем
учить
правила,
хотя
практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил.
Овладение грамотностью напрямую никогда не зависело от степени накопления
филологических знаний, правил орфографии, пунктуации и т.д. По словам А.М. Кушнира,
ребенок должен в своем развитии пройти через стадию, когда очевидность нужности
грамматических правил откроется ему самому, а не будет навязана умным взрослым. Он
прав
в
том,
что
первый
этап
работы
над
грамотностью
в
начальной
школе
–
это
накопление
письменного
опыта
и
воспитание
«орфографического
сторожа».
Формирование грамотности на этапе основной школы состоит в процессе исключения
неточностей и ошибок из живой речи ребенка. Один не слышит безударных гласных,
другой
не
дружит
с
шипящими,
третий
не
чувствует
знаков
препинания.
Поэтому,
одинаковое обучение грамотности всех не дает хороших результатов. Работа учителя
русского языка схожа с работой врача, логопеда, который избавляет ребенка от дефектов
письменной речи. А разных « больных» нельзя лечить одинаковыми средствами. Без
индивидуальной работы с ребенком в процессе овладения им грамотности не обойтись.
Опыт работы подводит учителя к алгоритму «вычитания » ошибок, который состоит из
нескольких этапов.
Первый этап – выявление типичных ошибок. Наиболее объективную картину открывает
фактор непроизвольности письма. Поэтому источниками информации о детских ошибках
являются
тексты,
непроизвольно
написанные
учениками,
например,
в
тетрадях
по
истории,
по
литературе,
по
другим
устным
предметам.
Ну
а
потом
–
рабочие
и
контрольные тетради по русскому языку.
Чтобы систематизировать типичные ошибки, применяю индивидуальную карту –
таблицу (см. табл. 1), где по горизонтали расположены названия основных орфограмм, по
вертикали – источники информации
о типичных ошибках. В столбцах записываются
слова, в которых ученик допустил ошибки.
Таблица 1
Фамилия, имя
ученика
Типичные ошибки
безуд-е
гласные
в корне
слова
провер-е
удар-м
о-ё
после
шипя-
щих
корни с
чередо-
ванием
падежн
ые
оконча
ния
сущ-х
личные
оконча
ния
глагола
суффиксы
действитель
ных
причастий
настоящего
времени
н-нн в
суффиксах
прилагатель
ных
н-нн в
суффик
сах
причаст
ий
тетради по
устным
предметам
тетрадь по
литературе
рабочая
тетрадь по
русскому
языку
контрольная
тетрадь по
русскому
языку
Источники информации о типичных ошибках
иные тексты
Опыт
показывает,
что
средний
ученик
допускает
ошибки
на
6-9
орфограмм,
которые в карте обозначаю плюсом.
Второй
этап
–
классификация
и
выявление
типичных
ошибок,
по
которым
объединяю учащихся в группы. Для этого заполняю сводную таблицу 2, в которой в
первом столбике расположен список класса, а по горизонтали – название орфограмм, ниже
– пометки о количестве ошибок учащегося. На основании этой таблицы объединяю ребят
в микрогруппы для усвоения той или иной орфограммы, меняя количество групп или их
состав.
Таблица 2
Фамилия,
имя
ученика
безуд-е
гласные
в корне
слова
провер-е
удар-м
о-ё
после
шипя-
щих
корни с
чередо-
ванием
падежн
ые
окончан
ия сущ-
х
личные
окончан
ия
глагола
суффиксы
действитель
ных
причастий
настоящего
времени
н-нн в
суффиксах
прилагатель
ных
н-нн в
суффик
сах
причаст
ий
1.Иванов
2.Петров
3.Сидоров
…
N. Яковлев
+
+
*
*
+
-
*
-
+
+
*
*
*
*
+
+
*
-
*
+
-
+
+
*
-
*
+
-
*
-
-
+
Третий
этап
–
работа
над
орфограммами:
объяснение
правила
учителем
или
подготовленным
учеником
индивидуально,
в
парах,
в
группах
сменного
состава
с
применением крупномодульных наглядных пособий Прохорова. Закрепление происходит
в процессе проговаривания учащимися правила по опорной схеме. Не менее эффективна
работа с помощью лото.
Ветреный
Безветренный
Нарисованный
Балованный
Решённый
Кошеный
Серебряный
Былинный
Раненый
К лото прилагаются 9 маленьких карточек с комментариями к написанию слов.
исключение
-енн-
о т
г л а г о л а
с
приставкой
-ова-
от
глагола
совершенного
вида без приставки
о т
г л а г о л а
несовершенного
вида без приставки
-ян-
от основы на Н
исключение
Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами.
Четвертый
этап
–
практическая
работа
по
закреплению
орфограммы.
Сначала
даю
задания, не предполагающие написание слов. Это перфокарты, орфографическое лото,
тесты. Перфокарта с 15-20 словами с вырезами для многоразового использования.
О-Ё после
шипящих
стаж
р
дириж
р
маж
р
беч
вка
чеч
тка
трущ
ба
Орфографическое лото – кармашек с 15- 20 карточками ( четное количество). Учащиеся
должны разложить слова в два столбика в соответствии с орфограммой. Например, в
первый столбик слова, где пишется н, во второй- нн. В заключение предлагаю диктант или
творческую работу, предполагающую написание слов полностью.
Пятый этап – контроль в форме диктанта или теста.
Шестой этап – индивидуальная коррекционная работа с учащимися, не усвоившими
орфограммы. Здесь мне помогает
использование
интерактивного мультимедийного
пособия
по
русскому
языку,
где
оценку
выставляет
электронная
система.
А
также
огромную помощь оказывает приём « Фотография» (трёхкратная запись слова). В 9 классе
мы работаем над ошибками в Интернет-ресурсе Региональной программы повышения
орфографической грамотности «Орфо-9 ».
Таким образом, состав групп постепенно меняется, ученик, избавляясь от ошибок,
постепенно переходит из одной группы в другую, а его индивидуальная карта с ошибками
становится все чище.
Такая работа требует от учителя больших
затрат времени, но со временем это
окупается хорошим результатом и самостоятельностью учеников.