Напоминание

"Как я работаю над ошибками"


Автор: Рупышева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Старо-Онохойская ООШ"
Населённый пункт: Республика Бурятия, село Старый Онохой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как я работаю над ошибками"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1, (тел.8-30136-56-0-06)
Методическая разработка:

«Как я работаю над ошибками»
Автор: Рупышева Наталья Николаевна учитель русского языка 2016 год
Обучение детей грамотности - дело трудное. Из опыта работы известен парадокс в том, что ученик не делает орфографических ошибок до тех пор, пока не изучит соответствующее правило. До изучения его он пишет верно, не задумываясь, а, применяя правило, начинает делать ошибки. И все-таки мы продолжаем учить правила, хотя практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил. Овладение грамотностью напрямую никогда не зависело от степени накопления филологических знаний, правил орфографии, пунктуации и т.д. По словам А.М. Кушнира, ребенок должен в своем развитии пройти через стадию, когда очевидность нужности грамматических правил откроется ему самому, а не будет навязана умным взрослым. Он прав в том, что первый этап работы над грамотностью в начальной школе – это накопление письменного опыта и воспитание «орфографического сторожа». Формирование грамотности на этапе основной школы состоит в процессе исключения неточностей и ошибок из живой речи ребенка. Один не слышит безударных гласных, другой не дружит с шипящими, третий не чувствует знаков препинания. Поэтому, одинаковое обучение грамотности всех не дает хороших результатов. Работа учителя русского языка схожа с работой врача, логопеда, который избавляет ребенка от дефектов письменной речи. А разных « больных» нельзя лечить одинаковыми средствами. Без индивидуальной работы с ребенком в процессе овладения им грамотности не обойтись. Опыт работы подводит учителя к алгоритму «вычитания » ошибок, который состоит из нескольких этапов. Первый этап – выявление типичных ошибок. Наиболее объективную картину открывает фактор непроизвольности письма. Поэтому источниками информации о детских ошибках являются тексты, непроизвольно написанные учениками, например, в тетрадях по истории, по литературе, по другим устным предметам. Ну а потом – рабочие и контрольные тетради по русскому языку. Чтобы систематизировать типичные ошибки, применяю индивидуальную карту – таблицу (см. табл. 1), где по горизонтали расположены названия основных орфограмм, по вертикали – источники информации о типичных ошибках. В столбцах записываются слова, в которых ученик допустил ошибки. Таблица 1 Фамилия, имя ученика Типичные ошибки безуд-е гласные в корне слова провер-е удар-м о-ё после шипя- щих корни с чередо- ванием падежн ые оконча ния сущ-х личные оконча ния глагола суффиксы действитель ных причастий настоящего времени н-нн в суффиксах прилагатель ных н-нн в суффик сах причаст ий тетради по устным предметам тетрадь по литературе рабочая тетрадь по русскому языку контрольная тетрадь по русскому языку
Источники информации о типичных ошибках иные тексты Опыт показывает, что средний ученик допускает ошибки на 6-9 орфограмм, которые в карте обозначаю плюсом. Второй этап – классификация и выявление типичных ошибок, по которым объединяю учащихся в группы. Для этого заполняю сводную таблицу 2, в которой в первом столбике расположен список класса, а по горизонтали – название орфограмм, ниже – пометки о количестве ошибок учащегося. На основании этой таблицы объединяю ребят в микрогруппы для усвоения той или иной орфограммы, меняя количество групп или их состав. Таблица 2 Фамилия, имя ученика безуд-е гласные в корне слова провер-е удар-м о-ё после шипя- щих корни с чередо- ванием падежн ые окончан ия сущ- х личные окончан ия глагола суффиксы действитель ных причастий настоящего времени н-нн в суффиксах прилагатель ных н-нн в суффик сах причаст ий 1.Иванов 2.Петров 3.Сидоров … N. Яковлев + + * * + - * - + + * * * * + + * - * + - + + * - * + - * - - + Третий этап – работа над орфограммами: объяснение правила учителем или подготовленным учеником индивидуально, в парах, в группах сменного состава с применением крупномодульных наглядных пособий Прохорова. Закрепление происходит в процессе проговаривания учащимися правила по опорной схеме. Не менее эффективна работа с помощью лото. Ветреный Безветренный Нарисованный Балованный Решённый Кошеный Серебряный Былинный Раненый К лото прилагаются 9 маленьких карточек с комментариями к написанию слов.
исключение -енн- о т г л а г о л а с приставкой -ова- от глагола совершенного вида без приставки о т г л а г о л а несовершенного вида без приставки -ян- от основы на Н исключение Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами. Четвертый этап – практическая работа по закреплению орфограммы. Сначала даю задания, не предполагающие написание слов. Это перфокарты, орфографическое лото, тесты. Перфокарта с 15-20 словами с вырезами для многоразового использования. О-Ё после шипящих стаж р дириж р маж р беч вка чеч тка трущ ба Орфографическое лото – кармашек с 15- 20 карточками ( четное количество). Учащиеся должны разложить слова в два столбика в соответствии с орфограммой. Например, в первый столбик слова, где пишется н, во второй- нн. В заключение предлагаю диктант или творческую работу, предполагающую написание слов полностью. Пятый этап – контроль в форме диктанта или теста. Шестой этап – индивидуальная коррекционная работа с учащимися, не усвоившими орфограммы. Здесь мне помогает использование интерактивного мультимедийного пособия по русскому языку, где оценку выставляет электронная система. А также огромную помощь оказывает приём « Фотография» (трёхкратная запись слова). В 9 классе мы работаем над ошибками в Интернет-ресурсе Региональной программы повышения орфографической грамотности «Орфо-9 ». Таким образом, состав групп постепенно меняется, ученик, избавляясь от ошибок, постепенно переходит из одной группы в другую, а его индивидуальная карта с ошибками становится все чище. Такая работа требует от учителя больших затрат времени, но со временем это окупается хорошим результатом и самостоятельностью учеников.


В раздел образования