Автор: Борисенко Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Чудесная страна"
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "С чего начать воспитание ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
И всё-таки, с чего же начать воспитание своего
малыша? Воспитание любого ребёнка начинается
с
любви, принятия этого маленького, нежного, не
тронутого социумом, существа, таким, каким он
является
на
самом
деле.
В
ребёнке
нет
преимуществ и нет недостатков: он целостен и
гармоничен.
Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь?
Не «испортим» ли мы их, если будем любить слишком сильно? Любви много не
бывает.
Любить своего ребёнка - значит удовлетворять одну из самых главных его
потребностей: чувствовать себя нужным. Каждому человеку, независимо от возраста,
необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали. А ребёнок без любви
просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на
протяжении
всей
жизни,
его
самооценка,
во
многом
зависит
от
того,
насколько
удовлетворена его потребность в любви.
Маленький ребенок ещё ничего не знает о себе: он видит себя таким, каким его
видят близкие. Каждым обращением к ребёнку: словом, интонацией, жестом, даже
молчанием, - мы сообщаем ему что-то о нём. От повторяющихся знаков одобрения,
любви и принятия у ребёнка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов
осуждения,
неудовольствия,
критики
–
ощущение
«со
мной
что-то
не
так»,
«я
плохой». Наказание ребёнок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику –
«Ты не можешь!», невнимание – «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю».
Поэтому, заботясь о безопасности ребёнка, его воспитании, успехах в учёбе, мы
должны отдавать себе отчёт, какое сообщение мы сейчас ему посылаем. Чем младше
ребёнок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с
маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере
взросления
ребёнка,
мы
все
сильнее
стремимся
его
«воспитывать»
и
часто
не
задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение.
Мы просто не фокусируем своё внимание на том, как обращаемся к детям. А они
всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее
смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребёнок делает вывод:
«Меня не любят», «Я им не нужен».
Дети
настолько
не
уверены
в
нашем
к
ним
отношении,
что
постоянно
«подсчитывают» любые проявления нашей любви. Они все время сравнивают: «Брат
подарил цветочек – мама обрадовалась, я подарила – обрадовалась меньше», «Гости
пролили чай, мама сказала: «Ничего.», - а я пролил – меня отругали»… Детям очень
не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе – это
основа психологического выживания человека. Поэтому ребёнок постоянно ищет
нашей любви, борется за неё, ищет подтверждения тому, что он хороший.
Выражать
свою любовь, значит говорить больше тёплых слов, например: «Мне хорошо с тобой»,
«Я рад (рада) тебя видеть», «Хорошо, что ты пришёл», «Мне нравится, как ты…», «Я
по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять
ребёнка,
и
приласкать,
прикоснуться
к
нему.
У
детей
есть
потребность
«подзаряжаться»
нашей
любовью:
так,
совсем
маленький
ребенок,
который
еще
только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к её коленям – и идёт
дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь,
недалеко,
она
любит
его
и
может
защитить.
С
возрастом
формы
«подзарядки»
меняются:
это
и
семейное
чаепитие,
и
чтение
перед
сном,
и
просто
разговор,
совместные
посиделки.
Эти
семейные
ритуалы
необходимы
ребёнку,
чтобы
чувствовать:
МЫ
ВМЕСТЕ.
Так
давайте
будем
поддерживать
и
соблюдать
эти
традиции,
которые
сближают,
делают
отношения
доверительными,
тёплыми,
настоящими, давайте будем ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА НЕ «ЗА ТО, ЧТО ОН...» ИЛИ
«ЕСЛИ ОН...», А ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ОН ЕСТЬ.
К
сожалению,
очень
многие
родители
уверены,
что
главные
(если
не
единственные) воспитательные средства – это награды и наказания: пряник и кнут. Но
воспитание
–
это
не
дрессура,
и
родители
существуют
не
для
того,
чтобы
вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего, нужно построить с ребёнком
человеческие
отношения.
Ребёнку
не
достаточно
сказать
«нельзя»,
ему
нужно
обязательно пояснить причину: почему этого делать нельзя, к чему это приведёт, что
за этим последует. Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за
поступки,
которые
нам
не
нравятся,
нужно
научиться
безусловному
принятию
ребёнка. Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя
любить». Но любовь – не товар и не деньги. Для психологического благополучия
ребёнку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от
каких-то условий. Только на фоне безусловного принятия возможно всё остальное:
воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину.
Возникает вопрос о том, что мы понимаем под словом «любовь», которое не
нужно путать со словосочетанием «мнимая любовь», которая не идёт на пользу. Растя
ребёнка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только
инстинктами и желанием получить удовольствие. Мы не можем не ставить ему
ограничения, необходимые для его же блага. Но некоторым родителям бывает трудно
сделать
это
–
они
боятся
огорчить
ребёнка
и
готовы
удовлетворять
любые
его
желания, чтобы ему было хорошо. Однако, на самом деле они не помогают ему стать
человеком, они взращивают эгоизм, заваливают нежностями, которые приятны им
самим, «впихивают» в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов,
дурных влияний, вторгаются в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой. Когда в
ребёнке не видят личность с её самостоятельными потребностями, заслуживающими
внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему – это совсем не
та любовь, в которой он нуждается. Настоящей любви к ребёнку — ответственной,
уважительной и дружеской — много не бывает.
Да, любовь к ребёнку – это совершенно особый род чувств. Мы любим его,
зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью. Мы вкладываем
в ребёнка все силы и средства …,
чтобы затем отпустить его в самостоятельную
жизнь. А ведь сама мысль, что любимый человек от нас уйдёт, для нас неприемлема,
получается, мы его присвоили, для нас он стал «собственностью». Это недопустимо.
Ребёнок самодостаточен, он самоценен, индивидуален. И его целостность ни в коем
случае
нарушать
нельзя. Во
взаимоотношениях
с
ребёнком
важно понимание,
уважение к личности, доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о
том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из-за страха потерять
свой авторитет. Но, когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят,
что мы тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять нам. На самом деле
с ребёнком прежде всего нужно дружить. Да, он младше нас, он меньше знает, у него
меньше опыта, мы в ответе за него. Но он – наш друг. Попробуйте закрыть глаза и
представьте,
что
вы
встречаете
своего
лучшего
друга
или
подругу.
Как
вы
показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что
это
ваш
ребёнок:
встречаетесь
ли
с
ним
после
рабочего
дня,когда
забираете
из
детского сада, приходит ли он из школы домой, - вы показываете, что рады его видеть.
Представили?
Тогда
попробуйте
сделать
это
на
самом
деле.
Не
бойтесь,
что
«испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно. Не бойтесь быть добрыми,
искренними, открытыми, откровенными, ласковыми, нежными. Не бойтесь любить
своих детей. Вы увидите, насколько это ценно и важно во взаимодействии со своим
ребёнком, во взаимоотношениях с ним и его воспитании в целом. Это даёт начало его
дальнейшему развитию, облегчает подготовку к школе, его социализацию, делает
жизнь целостной и гармоничной.