Автор: Степанова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 26
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Конспект занятия в средней группе
Тема: "Общественный транспорт"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
для детей средней группы
«Общественный транспорт»
Составила:
воспитатель Степанова Т.А.
Программное содержание:
1.Формирование понятия «Общественный транспорт»
2.Расширять знания о городском транспорте
3.Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.
Активизация словаря:
- общественный транспорт
- правила поведения
- повадка, выход
- абонементный талон
- кондуктор, благодарность.
Методические приемы:
Словесные: загадывание загадок, чтение рассказа «Садитесь, пожалуйста»
беседа по содержанию рассказа, вопросы.
Наглядные: картинки с видами транспорта, билеты с рисунками спорта.
Игровые: игровая ситуация с почтальоном Печкиным.
Практические: рисование любимого транспорта.
Материалы и оборудование: конверт с загадками, макет автобуса, руль,
картинки с видами транспорта, книга, сумка для кондуктора, стулья,
фланелеграф.
Предшествующая работа: Чтение художественной литературы
Л.Гальперштейн.
Игра «Светофор», «Трамвай и его семья»
Рисование на тему: Городские машины
Просмотр диафильмов
Рассматривание книг с видами транспорта.
Организация детей: Стоя свободно рядом с воспитателем, за столом, в
автобусе на стульях.
Ход занятия:
В - Дети, мы сегодня будем говорить об общественном транспорте и о том,
как нужно в нем себя вести. ( стучат в дверь, заходит почтальон Печкин)
П – Здравствуйте, дети! Я решил прийти к вам сегодня в гости и послушать о
чем вы беседуете, я не опаздал?
В – Нет, почтальон Печкин. Беседа только начинается.
П – Тогда я вовремя. Но я с собой принес загадки. Хотите загадаю?
Слушайте.
1.Для этого коня еда- бензин, и масло, и вода.
На лугу он несется. (Автомобиль)
Дети отгадывают и выставляют отгадку на фланелеграф.
2.Силач на четырех ногах, в резиновых сапогах.
Прямиком из магазина притащил к нам пианино. (Грузовик)
3. Там, где нужно сто лопат.
Я один работать рад. (Экскаватор)
4.Он работает на стройке, поднимает трубы бойко.
Однорукий великан это наш (подъемный кран)
5.Мчится огненной стрелой,
Мчится в вдаль машина
И зальет любой пожар смелая дружина. (Пожарная машина)
6. Дом по улице идет, на работу всех ведет.
Не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
7.Спозаранку за окошком- стук и звон, и кутерьма
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (трамвай)
8. Что такое, отгадай: не автобус, не трамвай.
Не нуждается в бензине, хоть колеса на резине. ( Троллейбус)
В – А теперь, дети, давайте выберем из них те машины, которые относятся к
общественному транспорту.
Кто знает, что это значит – общественный транспорт?
Да, это те машины. Которые на ежедневно возят в детский сад,школу, на
работу, с работы, в гости, в театр.,
(Дети называют виды общественного транспорта, а воспитатель отбирает их).
Дорогой Печкин, мы твою задачу выполнили. Загадки были трудные, но
интересные.
П – Молодцы, дети! Ну я пошел. Меня ждут в других домах. До свидания!
В – Дети, а мы сейчас поедем в автобусе. (Ставят стулья в ряд, спереди
макет автобуса). Автобус ждет нас.
- Дети, скажите, как нужно заходить в автобус?
- Спокойно, друг за другом, не толкаясь, пропустить вперед детей, инвалидов,
и пожилых людей.
- Давайте мы тоже сядем в автобус и поедем. Посадка в транспорт через
заднюю дверь.
Автобус готовится к поездке, а пассажирам что нужно делать?
- Приобрести билет. Ксюша будет кондуктором. Уважаемые пассажиры,
приобретайте пожалуйста билеты. (идет продажа билетов). Хорошо, все с
билетами? Садитесь на места. Всем хватило мест? (Каждый ребенок
занимает то место, которое соответствует картинке на билете и стуле)
- Да.
- А если не хватит места, как пассажир должен ехать?
- Да, стоя, держаться рукой за поручни.
Дети, чтобы нам не было скучно ехать, я взяла с собой книгу, а в ней рассказ
«Садитесь, пожалуйста».
« Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама
сказала: «Мы проедем на автобусе три остановки. Садитесь, дети».
Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – Ты заслоняешь все окно. Ничего
не видно! Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях ,стал смотреть в окно.
- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно,
уступи пожалуйста место.
Федя смутился: «Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы
стоите.
- Спасибо, мальчик.
- Пожалуйста, не стоит благодарности».
В – Дети, как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Федя? (сначала
нет, потому что громко разговаривал на весь автобус; кроме того он не сидел
на сиденье, а стоял на коленях. Не обратил внимание, что рядом стояла
женщина.
Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил как
вежливый человек?
Объясните.
- А вежливый ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их
разговор.
- А вы уступаете место пожилым людям в транспорте? Какие слова при этом
говорите? Никогда не забывайте, к старшим нужно относится с уважением.
Вот мы и приехали. Нам пора выходить. Только через переднюю дверь. Это
выход.
- Ребята, кто знает, как нужно выходить из транспорта?
- Осторожно, не толкаясь. Нужно протянуть руку, помогая выйти из автобуса
больным и пожилым людям.
- Куда нужно бросить использованный билет?
- Правильно, в мусорный контейнер или в урну.
Хорошо ребята. Сегодня мы много узнали о транспорте, поговорили о
правилах поведения в нем. Давайте еще раз вспомним о них: что
неправильное поведение людей в транспорте, заставляет нервничать
окружающих; нужно всем твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят; за
поручни держаться рукой. Младший уступает место старшему, мужчина
уступает место женщине. Необходимо также уступить место больному и
пожилому человеку. Ответом на услуги всегда служит благодарность.
- А вам нравится когда вас благодарят?
- Конечно, это всем очень приятно.
Дети, а также вы должны помнить, что в присутствии посторонних
желательно говорить тихо, так, чтобы стоящие рядом не слышали, о чем ты
говоришь.
А теперь подойдите к столам и нарисуйте тот транспорт, на котором вы
больше всего любите ездить.
Самостоятельная работа детей. Небольшая помощь воспитателя детям.
Анализ, оценка.