Автор: Исаева Эльмира Халилибрагимовна Должность: учитель родного языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Утамышская СОШ" Населённый пункт: РД, Каякентский район с.Утамыш Наименование материала: доклад Тема: "Применение ИКТ на уроках родного языка" Раздел: среднее образование
« Применение ИКТ на уроках родного языка и литературы».
Учительница МКОУ «Утамышская СОШ»
Исаева Эльмира Халилибрагимовна
Применение ИКТ на уроках родного языка и литературы.
Применение информационных технологий – одна из тенденций
развития современного урока; сейчас мы, учителя, перестраиваемся от
традиционной педагогики к информационным технологиям.
ИКТ помогают построить урок так, чтобы ученик был активен в
образовательном процессе, стал творцом урока. Информационные
технологии становятся не целью, а эффективным средством достижения
предметных, метапредметных и личностных ожидаемых результатов
образования. Кроме того, ИКТ - компетентность учителя сближает его с
учащимися, ведь современный ученик много времени проводит у
компьютера, хорошо ориентируется в информационно-коммуникативных
технологиях.
Наша задача – показать учащимся, как интересно в ИКТ - среде не
только развлекаться, но и учиться. И потому так важно, чтобы в
современных условиях кабинет родного языка и литературы был
оборудован необходимой информационной техникой: мультимедийным
проектором, компьютером, демонстрационным экраном, принтером.
Сегодня необходимо создать условия ученику для работы с информацией
из сети Интернет, а также для использования ИКТ в создании
собственного образовательного продукта (презентаций, фильмов, схем,
таблиц).
В результате такой образовательной деятельности у ученика
меняется отношение к ИКТ: он понимает, что это не только игры и
развлечения, но и целый комплекс способов обучения, разнообразные и
интересные формы получения знаний и навыков.
Ученик, умеющий сам проводить исследование, добывающий
необходимые знания, демонстрирующий результаты своих исследований
одноклассникам и учителю, не только обучается, но и развивается
комплексно. Так, добывая знания по родному языку и литературе с
помощью ИКТ, ученик формирует и метапредметные навыки поиска,
отбора, переработки информации. Формируются и другие умения
работать в группах, в парах, индивидуально.
Применение ИКТ позволяют разнообразить образовательный
процесс обучения на различных этапах урока.
Чтобы заинтересовать учащихся к предмету, я использую компьютер
и проектор. Так, например, я сама создаю презентации к урокам родного
языка и литературы.
Презентация на тему: «Найди ошибку» позволяет быстро проверить
усвоение любой орфограммы или нескольких орфограмм.
Работа с фразеологическими оборотами.
Использование игровых моментов на уроках родного языка и
литературы.
При изучении темы «Прилагательное»
Использование тестовых заданий.
Словарная работа. В каждый урок родного языка должна быть включена
работа над словом: лексическая, орфографическая, орфоэпическая. Если
эта работа ведётся в системе на протяжении всего курса родного языка в
школе, достигаются цели такой работы: формирование грамотности,
обогащение словарного запаса, повышение языковой культуры.
Предлагаю приёмы словарной работы с применением ИКТ.
Работа по картинкам. Развитие связной речи.
При объяснении и закреплении новой темы на уроках создаю схемы,
таблицы на разные темы, учащиеся тоже с интересом создают такие
схемы и таблицы:
Орфографические упражнения: вставить пропущенные орфограммы,
исправить ошибки в тексте, вставить нужные слова или найти слова и
т.д. По окончании такой работы ученики сверяются с правильным
ответом: на экран с помощью анимации выводится «ключ» к заданию.
Работа по картинкам. Развитие связной речи.
При повторении изученного используем слайд с появляющимися
вопросами для фронтального опроса ( снова приходит на помощь
анимация – появляется вопрос, ученики дают ответ вслух или письменно,
затем правильный ответ появляется на экране и т.д.), слайд с
незаконченными предложениями. Задание «Самооценка знаний»: на
слайде предлагаются ложные и истинные утверждения по теме, ученики
определяют ,верное утверждение или нет, отмечают в листочках « да-
нет» или поднимают сигнальные карточки.