Авторы: Шитова Ольга Владимировна, Киушкина Елена Ивановнв
Должность: воспитатель, сурдопедагог
Учебное заведение: ГКОУ РМ Саранская общеобразовательная спец. школа-интернат для детей с нарушением слуха
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта работы с детьми с нарушением слуха"
Раздел: дошкольное образование
Статья - (характеристика)
"Коррекционно-развивающая работа с глухими слабослышащими детьми
дошкольного возраста
(детей приняли в сентябре 2016г.переростки )
Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных
детских садах и школах с пятидневным пребыванием детей,т.е в
учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и
слабослышащих дошкольников и школьников с миром слышащих детей
чрезвычайно обеднены.Задача системы образования состоит в создании
условий,благоприятных для профилактики или преодоления"вторичных"
дефектов,уже возникших вследствие глухоты,для реализации
потенциала,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного,физичес-
кого развития данной категории детей .
На занятиях в дошкольной группе дети с нарушением слуха 6-7 лет. Дети
переростки группа из 6 человек, требуется индивидуальный подход. Кира К,
Артем Г, Никита Т, Артем К, Никита Ц, Илья Л.
слабослышащие: Илья Л ,Артем Г, Никита Ц, Никита Т, глухие : Артем К, Кира
К.
Характеристика детей(диагноз)
Илья Л -кондуктивная тугоухость 3 степени стертая степень дизартрии ЗПР
Артем Г-сенсорноневролгическая тугоухость 4 степени ММД(СДГВ)
Кира К-двусторонняя глухота,моторная алалия, вторичная алалия, ЗПР
Артем К- двусторонняя глухота вторичная ЗПРР
Никита Ц-двустороняя сенсорноневральная тугоухость, форма дизартрии,
ЗПР
Никита Т-двустороняя сенсоневралгия,тугоухость. 4 степени,ЗПМР,ЗРР
Дети занимаются по подгруппам у сурдопедагога, берет на занятия детей
по подгруппам ,а остальная часть остается у воспитателя на занятии в группе.
Дошкольники на занятии по аппликации- изготавливают поделку на занятии
с детьми. Воспитатель, приучает детей работать с различным
материалом(клей ПВА, манная крупа, и ткань). С помощью природного
материала дети создают сюжетные композиции, они делают это с
удовольствием.
Аппликация "Черепашка" сентябрь2016г.
Цели:
способствовать формированию у детей представления о значении
нетрадиционных видах аппликации в нетрадиционной творческой
деятельностью дошкольников
Задачи:
познакомить детей с нетрадиционными видом аппликации,
показать приемы и этапы выполнения
учить создавать из нетрадиционных материалов образ черепахи,
дополнительных частей на рисунке
соблюдать технику безопасности детей работы с клеем, а также
аккуратность в работе с манной крупой
воспитывать детьми и передавать цветовую гамму, развивать мелкую
моторику рук, а также пополнять словарный запас детей и развитие
речевой активности.
Xод занятия по аппликации с элементами рисования:
Организационный момент- дети на местах за дет.столами(промаркированы
стулья по именам для каждого ребенка ,по росту)
Воспитатель -поздоровайтесь ребята (на слух) для слабослышащих
детей(подгруппа)
Илья -здравствуйте
Артем здравствуйте
Никита Ц- здравствуйте
Воспитатель -как меня зовут?(обращается к Илье и Артему)
Илья- Ольга Владимировна
(Никите сложно произнести ФИО ,много дефектов в произношении)
Никита-тетя Оля(сказал)
Воспит-Артем какое время года?
Артем- осень
Воспит- какая погода?
Артем- идет дождь, холодно, пасмурно, ветер
Воспит- будем говорить ,думать ,слушать ,
сегодня мы будем говорить звук \ ч\ ча-чо-чу(для слабосл.)
воспит- а еще посмотрите что на столе у нас находится у нас сегодня очень
интересное занятие, вспомним про время это лето, когда было весело
Что это Никита?
Никита -бумага
Илья что еще ты видишь?
Илья-Клей, кисточки, карандаш серый, ластик
воспит- ребята ,а еще мы на занятии используем манную крупу
воспит- сейчас мы сделаем вместе(коллектив .работа)
я нарисовала вам черепаху ,солнце, облака, песок,
вы будете рисовать клеем по бумаге и посыпать манной крупой, встряхнуть
остатки крупы в тарелку
дети выполняют поручения воспитателя (по подражанию и образцу)
восхищенные от полученного результата.
воспитатель предлагает отложить работы на некоторое время и сделать
физкультминутку.
Тик-так ,тик -так
время кто умеет так?
это маятник в часах
отбивает каждый такт(наклоны влево -вправо)
а в часах сидит кукушка
у нее своя избушка(дети садятся в присядку)
прокукует птичка время
снова спрячется за дверью(приседают)
стрелки движутся по кругу
не касаются друг друга(вращение туловища вправо)
повернемся мы
против часовой стрелки(вращение туловищем влево)
А часы идут, идут ходьба
иногда вдруг отстают (замедляют ход)
а бывает что спешат
словно убежать хотят (бег на месте)
если их не заведут
то они совсем встают.
закончив физкультминутку воспитатель просит присесть детей и работать
дальше.
Воспитатель- ребята наши работы уже почти готовы ,нужно подобрать
разноцветную ткань для нашей черепахи (приготовленная воспитателем
заранее на тарелочки)
дети с интересом выбирают приготовленные лоскутки ткани
Воспитатель- обязательно аккуратно засучите рукава и нанесите клей на
ткань и наклейте хорошо, после наклеивание вытрите руки салфеткой.
Деятельность детей продолжается под наблюдением воспитателя.
Воспитатель- хорошо Илья, помоги Никите.
Артем посмотрю у тебя, что получилось?
Молодец, хорошо .
Дети сами с интересом обводят по контуру клеем ПВА и присыпают манной
крупой , (
аппликация-"Черепашка
") . Перед проведением
занятия воспитатель советуется с сурдопедагогом по поводу словаря детей и
постановки звука и с психологом(в работе с неуравновешенными детьми).
Тема по программе обязательно совпадает у сурдопедагога с воспитателем.
Тесно общаясь с психологом, с сурдопедагогом и врачом, мы стараемся
искать выходы из сложившейся ситуации. Актуальность прежде всего
создания подобной программы обусловлена необходимостью
совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей и их
духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей.
собой системный и комплексный процесс и охватывает формирование
основных составляющих общего развития-физического,умственного,
художественно-эстетического- и коррекцию нарушенного развития-
особенностей моторики и познавательной деятельности,речи как средства
общения и познания, слухового восприятия,произношения.
Поскольку некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со 2 года
обучения, поэтому содержание работы,программные требования 1 года
обучения в какой-то мере повторяются на втором году.
Программы развивающего обучения и воспитания специальном детском
саду в целом направлены на обогащение детского развития,на коррекцию
нарушенного хода развития,на успешнуюподготовку детей к школьному
обучению.
Изучение использование различного материала в технике аппликации для с
ОВЗ дошкольного возраста
Задачи:
1) изучение литературы по данной теме
2) овладение методами использования традиционных мастер-класса
3) развивать познавательную активность детей с ОВЗ в процессе аппликации
Способность детей сформулирована в нормативных документах системы
дошкольного образования.
Опираясь на закон об образовании дошкольников с ОВЗ также большое
значение в характеру является эстетическое воспитание. Дошкольное
образование детей с нарушением слуха представляют собой системный и
комплексный процесс, а также охватывает формирование основных
составляющих общего развития физического, умственного, художественно-
эстетического и коррекцию нарушения развития особенности моторики и
познавательной деятельности. Речь как средства общения и познания,
слухового восприятия и произношения.
Особенно важно для детей с ОВЗ создать содержательно-эмоционально
насыщенную среду общения и взаимодействие дающую собственную
духовную деятельность.
Участие воспитателя и детей декупажа.
"
Декупаж тарелочки
"ноябрь 2016г.
участники :дети, воспитатель
возраст детей 6-7 лет -слабослышащие
Цель: познакомить детей с техникой по оформлению декупажа тарелочки
Задачи:
1). формировать творческие способности детей ,зрительная, двигательная
координация
2) закрепить навыки обрывания(салфеток, умение создавать композицию,
сочетая элементы по цвету и рисунку, нанесение салфетки на пластиковую
тарелочку, распределяя несколько капель воды на салфетке и после
высыхания наносить акриловый лак(без запаха) промазывая хорошо по
краям
3) активизировать речь детей(по табличкам) словарь-(декупаж, вырывание
салфетки , намазать сверху салфетку лаком ) салфеточный мотив,
расслаивание салфеток (бумажные)
Ход занятия
Воспитатель просит детей выстроиться около столиков и просит
поздороваться
педагог предлагает нетрадиционные материалы детям: салфетки с
рисунком ,клей ПВА, пластиковые тарелки.
Воспитатель показывает процесс : взять салфетку рассмотреть рисунок и с
помощью вырывания руками салфетку интересный найти элемент и
накладывают кусочек эпизода из салфетки, после дети приступают
следующему шагу берут несколько капель воды, кистью
распределяют воду по салфетки ,после высыхания ,декорировать акриловым
лаком промазывая края.
Декоративно-прикладное искусство из
ниток"Божья коровка"
Цель- формировать практические навыки работы с нитками и клеем
развивать мелкую моторику
Задачи:
-создавать условия для формирования интереса учебной деятельности
-развивать кругозор детей и художественный вкус
-закрепить знания по технике безопасности при работе с клеем
-учить детей бережно и внимательно относиться к родной природе
-наблюдение за насекомыми на участке во время прогулки
Оборудование: нитки мулене, ножницы, клей ПВА, кисточка, муляжи
насекомых ,салфетки влажные
ход занятия
(
подгруппа)май 2016г.
Воспитатель- дети поздоровайтесь
Кира -привет
Артем К- по (табличке)привет
Илья- здравствуйте
Воспитатель- Как меня зовут?
Илья- Ольга Владимировна
Воспитатель- какое время года сейчас?
Артем Г. -сейчас весна
Воспитатель- какой месяц?
Никита Т- сейчас май
Воспитатель- сядь Артем, сядь Илья, сядь Никита
Воспитатель- сегодня мы с вами подумаем каких насекомых вы
увидели на прогулке, на улице светит солнце, тепло и цветы цветут.
Посмотрите сюда, угадайте по картинкам каких вы насекомых
знаете?
Артем-это муравей
Илья- муха
Никита- пчела
Воспитатель -каких вы еще знаете?
Илья- еще божью коровку видели на прогулке.
Воспитатель- конечно, сейчас мы с вами рассмотрим части тела у
божьей коровки и какая по цвету и по форме
Воспитатель- что это ?
Никита- голова овальная по цвету черная
Воспитатель- туловище какое?
Артем- круглое по цвету красное и на нем черные точки
Воспитатель- правильно заметил Артем на туловище у божьей
коровке черные точки ,от остальных насекомых отличается божья
коровка.
Воспитатель- А что мы еще с вами не рассмотрели?
Что есть у божьей коровки еще, подумайте?
Никита- усы черные ,лапы
Воспитатель- сколько лап и усов?
Никита- шесть лап и двое усов
Воспитатель- посмотрите какую поделку приготовила вам я.
А теперь вы попробуйте вместе со мной выполнить
возьмите бумагу и шаблон обведите
потом возьмите нитки зеленые и ножницы порежьте на тарелочку
после смажьте шаблон клеем и почаще нарезанные нитки
накладывайте на шаблон ,пока не закроите всю поверхность не
оставляйте промежутков. Также голову у божьей коровки нарезать
и распределить черные нитки.
Воспитатель- а теперь мы устали встанем и сделаем
физкультминутку и к нам в гости позовем жука(игра с жуком
игрушкой)
В группу к нам жук влетел
зажужжал и запел" ж-ж-ж"\звук\(грозят пальцем)
вот он вправо полетел
каждый вправо полетел
каждый вправо посмотрел(показ рукой и взглядом)
вот он влево полетел
каждый влево посмотрел
вот он влево посмотрел
жук на нос хочет сесть
не дадим ему присесть
жук наш приземлился(показать направление движения рук типа
волчка и встают)
жук вот правая ладошка
посиди немножко
(поочередно протягивают руки)
жук наверх полетел,
Воспитатель- а теперь продолжим занятие
Посмотрите что у нас получилось красиво и еще осталось у божьей
коровки сделать точки черные, лист у нас какого цвета Илья ?
Илья- лист зеленый
Воспитатель- молодцы, ребята пусть жук посмотрит понравилось
ли ему наша аппликация?
Воспитатель- вы сегодня хорошо поработали и наш жук вас угостит
конфетами (приготовленное заранее угощение в коробочке).
П
режде всего цель в работе воспитателя в школе -интернате
глухих детей охарактеризовывать современные тенденции
обучения и воспитание детей с нарушениями слуха.
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ
на изменения отношения общества к правам и возможностям
детей с особыми потребностями.