Напоминание

"Из опыта работы с детьми с нарушением слуха"


Авторы: Шитова Ольга Владимировна, Киушкина Елена Ивановнв
Должность: воспитатель, сурдопедагог
Учебное заведение: ГКОУ РМ Саранская общеобразовательная спец. школа-интернат для детей с нарушением слуха
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта работы с детьми с нарушением слуха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья - (характеристика)

"Коррекционно-развивающая работа с глухими слабослышащими детьми

дошкольного возраста

(детей приняли в сентябре 2016г.переростки )

Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных

детских садах и школах с пятидневным пребыванием детей,т.е в

учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и

слабослышащих дошкольников и школьников с миром слышащих детей

чрезвычайно обеднены.Задача системы образования состоит в создании

условий,благоприятных для профилактики или преодоления"вторичных"

дефектов,уже возникших вследствие глухоты,для реализации

потенциала,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного,физичес-

кого развития данной категории детей .

На занятиях в дошкольной группе дети с нарушением слуха 6-7 лет. Дети

переростки группа из 6 человек, требуется индивидуальный подход. Кира К,

Артем Г, Никита Т, Артем К, Никита Ц, Илья Л.

слабослышащие: Илья Л ,Артем Г, Никита Ц, Никита Т, глухие : Артем К, Кира

К.

Характеристика детей(диагноз)

Илья Л -кондуктивная тугоухость 3 степени стертая степень дизартрии ЗПР

Артем Г-сенсорноневролгическая тугоухость 4 степени ММД(СДГВ)

Кира К-двусторонняя глухота,моторная алалия, вторичная алалия, ЗПР

Артем К- двусторонняя глухота вторичная ЗПРР

Никита Ц-двустороняя сенсорноневральная тугоухость, форма дизартрии,

ЗПР

Никита Т-двустороняя сенсоневралгия,тугоухость. 4 степени,ЗПМР,ЗРР

Дети занимаются по подгруппам у сурдопедагога, берет на занятия детей

по подгруппам ,а остальная часть остается у воспитателя на занятии в группе.

Дошкольники на занятии по аппликации- изготавливают поделку на занятии

с детьми. Воспитатель, приучает детей работать с различным

материалом(клей ПВА, манная крупа, и ткань). С помощью природного

материала дети создают сюжетные композиции, они делают это с

удовольствием.

Аппликация "Черепашка" сентябрь2016г.

Цели:

способствовать формированию у детей представления о значении

нетрадиционных видах аппликации в нетрадиционной творческой

деятельностью дошкольников

Задачи:

познакомить детей с нетрадиционными видом аппликации,

показать приемы и этапы выполнения

учить создавать из нетрадиционных материалов образ черепахи,

дополнительных частей на рисунке

соблюдать технику безопасности детей работы с клеем, а также

аккуратность в работе с манной крупой

воспитывать детьми и передавать цветовую гамму, развивать мелкую

моторику рук, а также пополнять словарный запас детей и развитие

речевой активности.

Xод занятия по аппликации с элементами рисования:

Организационный момент- дети на местах за дет.столами(промаркированы

стулья по именам для каждого ребенка ,по росту)

Воспитатель -поздоровайтесь ребята (на слух) для слабослышащих

детей(подгруппа)

Илья -здравствуйте

Артем здравствуйте

Никита Ц- здравствуйте

Воспитатель -как меня зовут?(обращается к Илье и Артему)

Илья- Ольга Владимировна

(Никите сложно произнести ФИО ,много дефектов в произношении)

Никита-тетя Оля(сказал)

Воспит-Артем какое время года?

Артем- осень

Воспит- какая погода?

Артем- идет дождь, холодно, пасмурно, ветер

Воспит- будем говорить ,думать ,слушать ,

сегодня мы будем говорить звук \ ч\ ча-чо-чу(для слабосл.)

воспит- а еще посмотрите что на столе у нас находится у нас сегодня очень

интересное занятие, вспомним про время это лето, когда было весело

Что это Никита?

Никита -бумага

Илья что еще ты видишь?

Илья-Клей, кисточки, карандаш серый, ластик

воспит- ребята ,а еще мы на занятии используем манную крупу

воспит- сейчас мы сделаем вместе(коллектив .работа)

я нарисовала вам черепаху ,солнце, облака, песок,

вы будете рисовать клеем по бумаге и посыпать манной крупой, встряхнуть

остатки крупы в тарелку

дети выполняют поручения воспитателя (по подражанию и образцу)

восхищенные от полученного результата.

воспитатель предлагает отложить работы на некоторое время и сделать

физкультминутку.

Тик-так ,тик -так

время кто умеет так?

это маятник в часах

отбивает каждый такт(наклоны влево -вправо)

а в часах сидит кукушка

у нее своя избушка(дети садятся в присядку)

прокукует птичка время

снова спрячется за дверью(приседают)

стрелки движутся по кругу

не касаются друг друга(вращение туловища вправо)

повернемся мы

против часовой стрелки(вращение туловищем влево)

А часы идут, идут ходьба

иногда вдруг отстают (замедляют ход)

а бывает что спешат

словно убежать хотят (бег на месте)

если их не заведут

то они совсем встают.

закончив физкультминутку воспитатель просит присесть детей и работать

дальше.

Воспитатель- ребята наши работы уже почти готовы ,нужно подобрать

разноцветную ткань для нашей черепахи (приготовленная воспитателем

заранее на тарелочки)

дети с интересом выбирают приготовленные лоскутки ткани

Воспитатель- обязательно аккуратно засучите рукава и нанесите клей на

ткань и наклейте хорошо, после наклеивание вытрите руки салфеткой.

Деятельность детей продолжается под наблюдением воспитателя.

Воспитатель- хорошо Илья, помоги Никите.

Артем посмотрю у тебя, что получилось?

Молодец, хорошо .

Дети сами с интересом обводят по контуру клеем ПВА и присыпают манной

крупой , (

аппликация-"Черепашка

") . Перед проведением

занятия воспитатель советуется с сурдопедагогом по поводу словаря детей и

постановки звука и с психологом(в работе с неуравновешенными детьми).

Тема по программе обязательно совпадает у сурдопедагога с воспитателем.

Тесно общаясь с психологом, с сурдопедагогом и врачом, мы стараемся

искать выходы из сложившейся ситуации. Актуальность прежде всего

создания подобной программы обусловлена необходимостью

совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей и их

духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей.

собой системный и комплексный процесс и охватывает формирование

основных составляющих общего развития-физического,умственного,

художественно-эстетического- и коррекцию нарушенного развития-

особенностей моторики и познавательной деятельности,речи как средства

общения и познания, слухового восприятия,произношения.

Поскольку некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со 2 года

обучения, поэтому содержание работы,программные требования 1 года

обучения в какой-то мере повторяются на втором году.

Программы развивающего обучения и воспитания специальном детском

саду в целом направлены на обогащение детского развития,на коррекцию

нарушенного хода развития,на успешнуюподготовку детей к школьному

обучению.

Изучение использование различного материала в технике аппликации для с

ОВЗ дошкольного возраста

Задачи:

1) изучение литературы по данной теме

2) овладение методами использования традиционных мастер-класса

3) развивать познавательную активность детей с ОВЗ в процессе аппликации

Способность детей сформулирована в нормативных документах системы

дошкольного образования.

Опираясь на закон об образовании дошкольников с ОВЗ также большое

значение в характеру является эстетическое воспитание. Дошкольное

образование детей с нарушением слуха представляют собой системный и

комплексный процесс, а также охватывает формирование основных

составляющих общего развития физического, умственного, художественно-

эстетического и коррекцию нарушения развития особенности моторики и

познавательной деятельности. Речь как средства общения и познания,

слухового восприятия и произношения.

Особенно важно для детей с ОВЗ создать содержательно-эмоционально

насыщенную среду общения и взаимодействие дающую собственную

духовную деятельность.

Участие воспитателя и детей декупажа.

"

Декупаж тарелочки

"ноябрь 2016г.

участники :дети, воспитатель

возраст детей 6-7 лет -слабослышащие

Цель: познакомить детей с техникой по оформлению декупажа тарелочки

Задачи:

1). формировать творческие способности детей ,зрительная, двигательная

координация

2) закрепить навыки обрывания(салфеток, умение создавать композицию,

сочетая элементы по цвету и рисунку, нанесение салфетки на пластиковую

тарелочку, распределяя несколько капель воды на салфетке и после

высыхания наносить акриловый лак(без запаха) промазывая хорошо по

краям

3) активизировать речь детей(по табличкам) словарь-(декупаж, вырывание

салфетки , намазать сверху салфетку лаком ) салфеточный мотив,

расслаивание салфеток (бумажные)

Ход занятия

Воспитатель просит детей выстроиться около столиков и просит

поздороваться

педагог предлагает нетрадиционные материалы детям: салфетки с

рисунком ,клей ПВА, пластиковые тарелки.

Воспитатель показывает процесс : взять салфетку рассмотреть рисунок и с

помощью вырывания руками салфетку интересный найти элемент и

накладывают кусочек эпизода из салфетки, после дети приступают

следующему шагу берут несколько капель воды, кистью

распределяют воду по салфетки ,после высыхания ,декорировать акриловым

лаком промазывая края.

Декоративно-прикладное искусство из

ниток"Божья коровка"

Цель- формировать практические навыки работы с нитками и клеем

развивать мелкую моторику

Задачи:

-создавать условия для формирования интереса учебной деятельности

-развивать кругозор детей и художественный вкус

-закрепить знания по технике безопасности при работе с клеем

-учить детей бережно и внимательно относиться к родной природе

-наблюдение за насекомыми на участке во время прогулки

Оборудование: нитки мулене, ножницы, клей ПВА, кисточка, муляжи

насекомых ,салфетки влажные

ход занятия

(

подгруппа)май 2016г.

Воспитатель- дети поздоровайтесь

Кира -привет

Артем К- по (табличке)привет

Илья- здравствуйте

Воспитатель- Как меня зовут?

Илья- Ольга Владимировна

Воспитатель- какое время года сейчас?

Артем Г. -сейчас весна

Воспитатель- какой месяц?

Никита Т- сейчас май

Воспитатель- сядь Артем, сядь Илья, сядь Никита

Воспитатель- сегодня мы с вами подумаем каких насекомых вы

увидели на прогулке, на улице светит солнце, тепло и цветы цветут.

Посмотрите сюда, угадайте по картинкам каких вы насекомых

знаете?

Артем-это муравей

Илья- муха

Никита- пчела

Воспитатель -каких вы еще знаете?

Илья- еще божью коровку видели на прогулке.

Воспитатель- конечно, сейчас мы с вами рассмотрим части тела у

божьей коровки и какая по цвету и по форме

Воспитатель- что это ?

Никита- голова овальная по цвету черная

Воспитатель- туловище какое?

Артем- круглое по цвету красное и на нем черные точки

Воспитатель- правильно заметил Артем на туловище у божьей

коровке черные точки ,от остальных насекомых отличается божья

коровка.

Воспитатель- А что мы еще с вами не рассмотрели?

Что есть у божьей коровки еще, подумайте?

Никита- усы черные ,лапы

Воспитатель- сколько лап и усов?

Никита- шесть лап и двое усов

Воспитатель- посмотрите какую поделку приготовила вам я.

А теперь вы попробуйте вместе со мной выполнить

возьмите бумагу и шаблон обведите

потом возьмите нитки зеленые и ножницы порежьте на тарелочку

после смажьте шаблон клеем и почаще нарезанные нитки

накладывайте на шаблон ,пока не закроите всю поверхность не

оставляйте промежутков. Также голову у божьей коровки нарезать

и распределить черные нитки.

Воспитатель- а теперь мы устали встанем и сделаем

физкультминутку и к нам в гости позовем жука(игра с жуком

игрушкой)

В группу к нам жук влетел

зажужжал и запел" ж-ж-ж"\звук\(грозят пальцем)

вот он вправо полетел

каждый вправо полетел

каждый вправо посмотрел(показ рукой и взглядом)

вот он влево полетел

каждый влево посмотрел

вот он влево посмотрел

жук на нос хочет сесть

не дадим ему присесть

жук наш приземлился(показать направление движения рук типа

волчка и встают)

жук вот правая ладошка

посиди немножко

(поочередно протягивают руки)

жук наверх полетел,

Воспитатель- а теперь продолжим занятие

Посмотрите что у нас получилось красиво и еще осталось у божьей

коровки сделать точки черные, лист у нас какого цвета Илья ?

Илья- лист зеленый

Воспитатель- молодцы, ребята пусть жук посмотрит понравилось

ли ему наша аппликация?

Воспитатель- вы сегодня хорошо поработали и наш жук вас угостит

конфетами (приготовленное заранее угощение в коробочке).

П

режде всего цель в работе воспитателя в школе -интернате

глухих детей охарактеризовывать современные тенденции

обучения и воспитание детей с нарушениями слуха.

Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ

на изменения отношения общества к правам и возможностям

детей с особыми потребностями.



В раздел образования