Мониторинг здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Батарыкина Наталия Константиновна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок" Населённый пункт: с. Александров - Гай, Саратовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Мониторинг здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Мониторинг
Здоровьесберегающих
технологий
в
ДОУ
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
Автор
:
Батарыкина
Н
.
К
.
заведующий
МБДОУ
детский
сад
«
Теремок
»
с
.
Александров
–
Гай
Саратовкой
области
Декабрь
2015
При переходе на ФГОС ДО
•
При переходе на ФГОС дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу
для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для
формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального
развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его
здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
•
Здоровьесберегающие технологии
в дошкольном образовании – это технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду (детей, педагогов, родителей)
•
Цель здоровьесберегающей технологии
в детском саду
применительно к ребенку
–
«обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание
валеологической культуры, т.е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и
жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать сохранять и поддерживать
его,
применительно к взрослым
(воспитателям, специалистам
) –
содействие становлению
культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей, и
валеологическому просвещению родителей.
•
По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и
укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Важный компонент системы управления
– планирование деятельности
•
Важный компонент системы управления –
планирование деятельности
, намечаемое на определенный срок в
определенной последовательности. Планирование в современных условиях – гибкое, опирается на
непрерывный процесс поиска новых путей и методов совершенствования деятельности за счет уточнения набора
задач и согласования их друг с другом, выявление дополнительных возможностей, условий и факторов,
определяющих успешное выполнение поставленной цели. Такие планы нуждаются в постоянной коррекции,
изменяются с учетом конкретной ситуации. Вместе с тем успешная деятельность невозможна без
стратегического планирования, которое определяет перспективы будущего развития учреждения. Прогнозы на
будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется вся
конкретная работа образовательного учреждения.
•
Создание педагогических условий
– формирование предметной, коммуникативной, учебно – развивающей
среды, а также обеспечение её всем необходимым для нормальной работы – персоналом, оборудованием и т.д.
•
Координация
– достижения согласованности в работе всех звеньев образовательной деятельности учреждения
посредством налаживания рациональных связей (коммуникаций) между ними.
•
Контроль
в общей системе управления выступает как элемент обратной связи. На основании результатов
контроля проводится корректировка ранее принятых планов. Умело организованный контроль имеет
стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно с опорой
на средства, позволяющие получать оптимальное количество информации в сжатые сроки.
•
Результаты контроля заслушиваются на педагогических советах, совещаниях при заведующей.
•
Рефлексия
выполнения управленческих решений субъективная оценка каждым участником образовательного
процесса степени актуализации собственных задач в решении вопросов здоровьесбережения.
Отражение в документах ДОУ
•
Работа по проектированию и развитию
здоровьесберегающей среды находит
отражение в следующих документах
дошкольного учреждения:
•
- годовой план работы дошкольного
учреждения;
•
планы воспитательно-образовательной
работы;
•
проведение мониторинга;
Решающим критерием качества дошкольного образования
является его здоровьесберегающая и
здоровьеукрепляющая ориентация.
•
В нашем ДОУ создана основа для сохранения и дальнейшего развития ребенка, обеспечены максимально
благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и
социального развития
.
•
Осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а
именно:
•
проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;
•
диспансеризация здоровых и больных детей;
•
динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка;
•
медицинское обслуживание воспитанников;
•
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
•
осуществление санитарно - гигиенического образования, в том числе по формированию здорового образа
жизни;
•
медико – педагогический контроль за организацией физического воспитания;
•
организация и кадровое обеспечение проведения ежегодных скринг-обследований и профилактических
медицинских осмотров детей;
•
организация здоровьесберегающего пространства детского сада;
•
внедрение в воспитательно – образовательный процесс передовых технологий;
•
компетентность и профессионализм коллектива;
•
активизация родительского потенциала современной семьи к воспитанию у ребёнка привычки к здоровому
образу жизни.
•
реальную нагрузку содержания
образования мы отслеживаем с помощью расписания
непрерывно – образовательной деятельности, где указывается количество занятий.
•
использование эффективных методов
обучения прослеживается посредством активных
методов: «Неделя Здоровья», «Месячник по оздоровлению детей», «День
физкультурника»,
•
- повышение удельного веса и качества занятий
физической культурой происходит за счет:
•
- взаимодействия воспитателей со специалистами: в том числе, с музыкальным
руководителем, с мед.сестрой,
•
- использования нетрадиционного оборудования,
•
- методической работа с коллективом д/с и с социальными институтами (детская
поликлиника, ФОК «Заволжский», а также родителями;
•
- организация мониторинга состояния здоровья
детей прослеживается в папке
«Здоровья»;
•
-
улучшения организации питания воспитанников
- реализация программы «Разговор о
правильном питании» Безруких М.М., Макеева А.Г, Филиппова Т.А
•
-
рационализация досуговой деятельности и летнего отдыха детей
Гаврючина Л.В.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
— 160 с. (Здоровый малыш)
•
В пособии раскрываются механизмы реализации
здоровьесберегающих технологий в ДОУ. На примере
комплексной программы «Подари здоровье детям»
решается проблема сохранения и укрепления здоровья
детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии
медиков, педагогов, психологов и родителей.
Приложение содержит конспекты занятий для всех
возрастных групп с использованием здоровьесберегающих
технологий, приводятся формы организации детской
деятельности.
Пособие адресовано педагогам, методистам, логопедам
дошкольных образовательных и медицинских учреждений.
Развивающее пространство оздоровления
детей
Создавая развивающее пространство оздоровления детей,
объединяются усилия всех специалистов: учителя-
логопеда , воспитателей, музыкального руководителя.
В кабинете логопедического
пункта
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
–
Валеологические песенки-
распевки.
•
Несложные, добрые
тексты «Здравствуй» и
мелодия, состоящая из
звуков мажорной гаммы,
поднимают настроение,
задают позитивный тон к
восприятию окружающего
мира, улучшают
эмоциональный климат на
занятии, подготавливают
голос к пению.
Работа с родителями в период
внедрения ФГОС
«По здоровьесберегающим
технологиям»
В нашей работе, изучив различные
формы организации
оздоровительных мероприятий мы
создали свою систему физкультурно-
оздоровительной и
профилактической работы, которую
постоянно совершенствуем.
Работа с родителями в этом возрасте
особенно очень важна. Мы
стараемся создать атмосферу
взаимодействия родитель- ребенок
– воспитатель. Для них
организовываем консультации по
данной теме., которая проходит в
форме бесед, сделанных буклетов
для каждого родителя. Разработана
картотека игр по
здоровьесберегающим технологиям,
которая предлагается родителям.
Оборудование
Еще в группе наглядно можно
вместе с родителями изучить
технологии по здоровьесбережению
таким образом:
- создание необходимых условий
для укрепления здоровья детей :
дорожки здоровья, спортивное
оборудование, атрибуты для игр.
Физическое здоровье малышей
неразрывно связано с их
техническим здоровьем
эмоциональным благополучием,
поэтому в групповой комнате
организовали уголок уединения.
Для НОД «Физическое развитие»
Гимнастика после сна
Для работы с родителями
Работа с родителями по
картотеке
Лист мониторинга
64%- выполнение
32 %- частичное выполнение
4%- недостаточно выполнено
64%
32%
4%
Физическое здоровье и оздоровление дете в МБДОУ детский сад "Теремок"