Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Автор: Ахмедова Алла Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Владивостока" Населённый пункт: город Владивосток Наименование материала: статья Тема: Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Раздел: среднее образование
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее
звено.
При переходе на ФГОС проблема преемственности между начальной и
средней школой приобретает все большую теоретическую и практическую
значимость.
Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребен-
ка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет
сложным, во многом зависит от учителей начальной и средней школы.
У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успе-
ваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена
в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой сте-
пени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пя-
того класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по
сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разно-
образие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена
позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, -
все это является серьезным испытанием для учащегося.
Сегодня перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методи-
ческой концепции непрерывного образования. Преемственность между на-
чальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обу-
чения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспи-
тательной работы.
Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет под-
бор учителей-предметников, их личностные особенности в сравнении с учи-
телем начальных классов. За четыре года обучения дети привыкают к типу
эмоциональности первого учителя, поэтому переход к другому, например,
противоположному типу будет очень труден. Решать эту задачу необходимо
как можно раньше, чтобы дать возможность учителям-предметникам ближе
познакомиться со своими будущими учениками.
Укреплению преемственности служат следующие направления:
1.
Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель до-
стижений»).
2.
Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.
3.
Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя на-
чальных классов.
4.
Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней
школы.
5.
Единые требования к учащимся.
6.
Согласованность в нормах выставления оценок.
7.
Работа с родителями.
8.
Совместные внеклассные мероприятия.
В
помощь
классному
руководителю,
учителям-предметникам
преподава-
телем начальных классов создается «Портфель достижений».
Он является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важ-
ную роль при переходе в пятый класс. «Портфель» служит для сбора инфор-
мации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки до-
стижений планируемых результатов освоения основной образовательной про-
граммы начального образования, отвечающих требованиям ФГОС НОО.
В конце третьего класса устанавливаются тесные контакты между учителем
начальных классов и учителями-предметниками. Активизируется взаимопо-
сещение уроков с целью ознакомления с особенностями выпускников началь-
ного звена, изучения уровня работоспособности учащихся, их познаватель-
ной активности, определения соответствия программных требований, предъ-
являемых к учащимся выпускного класса начальной школы, с требованиями,
предъявляемыми учителями средней школы.
Ребята выпускного класса при желании могут посетить уроки «будущих»
учителей с целью освоения нового школьного пространства, знакомства с но-
выми учебными предметами, педагогами, требованиями, которые предъяв-
ляются к учащимся пятого класса.
В свою очередь учителям начальной школы важно учитывать стиль работы
учителей второй ступени, знать характер их требований и приемы работы.
Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание
преподавателями младших классов программ и учебников пятого класса, а
учителями-предметниками соответствующих программ и учебников началь-
ной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если
учитель хорошо представляет себе «вчера-сегодня-завтра» знаний, умений,
навыков конкретных учеников конкретного класса.
Учителю начального звена важно знать темы, которые вызывают наи-
большие затруднения у пятиклассников. Опережающее обучение - важный
фактор психологической подготовки учащихся к переходу на вторую ступень
образования.
Задача учителей-предметников – обратить внимание на типичные ошибки,
которые допускают учащиеся пятого класса, назвать сложные темы и разделы
программы. Для решения этой проблемы особую значимость приобретает
знание программ начальной школы и программ по предметам школы второй
ступени.
На разных этапах обучения дети зачастую занимаются по разным авторским
программам и учебникам, что приводит к многократным и неэффективным
повтором одного и того же материала.
Практика современной школы решает проблему преемственности путем со-
здания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить связь всех
звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по
русскому языку уделяется особое внимание систематической работе над фор-
мированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска
путей повышения качества обучения русскому языку возникает у каждого
учителя. В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и
речи. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение,
словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением
склонения имен существительных, прилагательных, спряжением глаголов. В
целом программа четвертого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить
готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в
средней школе.
Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебни-
ке, который является основным пособием, определяющим всю совместную
работу учителя и учащихся. Целесообразнее, на мой взгляд, использовать
учебный комплекс под редакцией В. Бабайцевой. Большинство материалов
этого учебника располагается концентрически по отношению к материалам
учебника для начальной школы ( автор Т. Г. Рамзаева ). Многие разделы зна-
комы учащимся по начальной школе. Вместе с этим объем материала расши-
ряется, добавляются новые темы.
Анализируя содержание программ по предметам, учителя вырабатывают
единые требования к оценке результатов обучения, к оценке контрольных ра-
бот, работ по развитию речи в четвертом и пятом классах.
Большую помощь детям во время этого сложного периода адаптации должны
оказывать родители. Она заключается в следующем:
1.
Обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим.
2.
Уделять внимание развитию учебной деятельности детей.
3.
Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.
4.
Помогать в подготовке домашнего задания и в преодолении возникаю-
щих трудностей.
5.
Почаще общаться с классным руководителем, учителями- предметника-
ми.
Переход в пятый класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько
будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность не только адап-
тации к среднему звену, но и всей последующей школьной жизни.
Очень важно помнить о том, что пятиклассники обычно тяжело переживают,
когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и
хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дня име-
нинника,
праздника
Осени,
олимпиадных
недель,
Новогодней
сказки,
консультаций слабоуспевающим и так далее. Чтобы сгладить эти трудности,
необходимо проводить совместные (4, 5 классы) воспитательные мероприя-
тия, классные часы, предметные декады.
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима
даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь
в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя
школа.