Напоминание

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.


Автор: Ахмедова Алла Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Раздел: среднее образование





Назад





Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее

звено.
При переходе на ФГОС проблема преемственности между начальной и средней школой приобретает все большую теоретическую и практическую значимость. Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребен- ка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным, во многом зависит от учителей начальной и средней школы. У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успе- ваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой сте- пени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пя- того класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разно- образие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося. Сегодня перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методи- ческой концепции непрерывного образования. Преемственность между на- чальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обу- чения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспи- тательной работы. Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет под- бор учителей-предметников, их личностные особенности в сравнении с учи- телем начальных классов. За четыре года обучения дети привыкают к типу эмоциональности первого учителя, поэтому переход к другому, например, противоположному типу будет очень труден. Решать эту задачу необходимо как можно раньше, чтобы дать возможность учителям-предметникам ближе познакомиться со своими будущими учениками. Укреплению преемственности служат следующие направления: 1. Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель до- стижений»). 2. Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста. 3. Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя на- чальных классов. 4. Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы. 5. Единые требования к учащимся. 6. Согласованность в нормах выставления оценок. 7. Работа с родителями. 8. Совместные внеклассные мероприятия. В помощь классному руководителю, учителям-предметникам преподава- телем начальных классов создается «Портфель достижений».
Он является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важ- ную роль при переходе в пятый класс. «Портфель» служит для сбора инфор- мации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки до- стижений планируемых результатов освоения основной образовательной про- граммы начального образования, отвечающих требованиям ФГОС НОО. В конце третьего класса устанавливаются тесные контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками. Активизируется взаимопо- сещение уроков с целью ознакомления с особенностями выпускников началь- ного звена, изучения уровня работоспособности учащихся, их познаватель- ной активности, определения соответствия программных требований, предъ- являемых к учащимся выпускного класса начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Ребята выпускного класса при желании могут посетить уроки «будущих» учителей с целью освоения нового школьного пространства, знакомства с но- выми учебными предметами, педагогами, требованиями, которые предъяв- ляются к учащимся пятого класса. В свою очередь учителям начальной школы важно учитывать стиль работы учителей второй ступени, знать характер их требований и приемы работы. Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание преподавателями младших классов программ и учебников пятого класса, а учителями-предметниками соответствующих программ и учебников началь- ной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера-сегодня-завтра» знаний, умений, навыков конкретных учеников конкретного класса. Учителю начального звена важно знать темы, которые вызывают наи- большие затруднения у пятиклассников. Опережающее обучение - важный фактор психологической подготовки учащихся к переходу на вторую ступень образования. Задача учителей-предметников – обратить внимание на типичные ошибки, которые допускают учащиеся пятого класса, назвать сложные темы и разделы программы. Для решения этой проблемы особую значимость приобретает знание программ начальной школы и программ по предметам школы второй ступени. На разных этапах обучения дети зачастую занимаются по разным авторским программам и учебникам, что приводит к многократным и неэффективным повтором одного и того же материала. Практика современной школы решает проблему преемственности путем со- здания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку уделяется особое внимание систематической работе над фор- мированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей повышения качества обучения русскому языку возникает у каждого учителя. В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением
склонения имен существительных, прилагательных, спряжением глаголов. В целом программа четвертого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебни- ке, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Целесообразнее, на мой взгляд, использовать учебный комплекс под редакцией В. Бабайцевой. Большинство материалов этого учебника располагается концентрически по отношению к материалам учебника для начальной школы ( автор Т. Г. Рамзаева ). Многие разделы зна- комы учащимся по начальной школе. Вместе с этим объем материала расши- ряется, добавляются новые темы. Анализируя содержание программ по предметам, учителя вырабатывают единые требования к оценке результатов обучения, к оценке контрольных ра- бот, работ по развитию речи в четвертом и пятом классах. Большую помощь детям во время этого сложного периода адаптации должны оказывать родители. Она заключается в следующем: 1. Обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим. 2. Уделять внимание развитию учебной деятельности детей. 3. Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности. 4. Помогать в подготовке домашнего задания и в преодолении возникаю- щих трудностей. 5. Почаще общаться с классным руководителем, учителями- предметника- ми. Переход в пятый класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность не только адап- тации к среднему звену, но и всей последующей школьной жизни. Очень важно помнить о том, что пятиклассники обычно тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дня име- нинника, праздника Осени, олимпиадных недель, Новогодней сказки, консультаций слабоуспевающим и так далее. Чтобы сгладить эти трудности, необходимо проводить совместные (4, 5 классы) воспитательные мероприя- тия, классные часы, предметные декады. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа.


В раздел образования