Автор: Еловая Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №18 "Подснежник" Населённый пункт: г.Канск, Красноярский край Наименование материала: Статья Тема: "Воспитание трудолюбия у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд – это то, что
развивает маленького человека, поддерживает его, помогает
самоутвердиться».
А.С.Макаренко
Труд
детей
дошкольного
возраста
является
важнейшим
средством
воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен
быть
организован
так,
чтобы
они
научились
понимать
пользу
и
необходимость труда для себя и для коллектива.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего
возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Постепенно
от
группы
к
группе
задачи
трудового
воспитания
усложняются и расширяются.
Так
в I младшей группе труд малышей заключается в выполнении
элементарных индивидуальных поручений: собрать и поставить на место
игрушки,
разложить
флажки
на
стульчики,
сложить
в
шкафы
и
коробки
строительный материал и т.д.
Требования, предъявляемые к ребенку, могут не всегда совпадать с
удовлетворением
его
личных
потребностей,
но
мотивация
труда
всегда
должна быть для него понятной и значимой, а труд желанным и, конечно,
соответствующим
возможностям.
Например,
дети
с
удовольствием
откликаются на просьбу воспитателя принести книжку, лежащую на столе,
чтобы почитать детям сказку, или выполняет просьбу младшего воспитателя
отнести хлебницу в мойку.
В а ж н о
с т и м ул и р о ват ь
и
п о о щ р я т ь
п р оя вл е н и е
д е т ь м и
самостоятельности, активности, старания, желания упражняться в действиях
и получать удовлетворения от результатов.
В
возрасте
3
–
4
лет
(II
младшая
группа)
у
ребенка
начинает
складываться
сознательное
управление
своим
поведением.
В
отличие
от
предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление
к самостоятельности становится основной характеристикой возраста.
Труд детей этого возраста, так же как и в I младшей группе, сводится к
выполнению простейших индивидуальных поручений: отдельных действий,
которые
они
поначалу
совершают
совместно
со
взрослым,
например,
убирают на участке листья, сметают снег со скамеек и пр. и пуст их помощь
невелика, но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат
зачатки
коллективного
труда
и
способствуют
воспитанию
уважения
и
бережного отношения к труду взрослых.
В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и
полезное дело. Одно поручение можно дать нескольким детям одновременно,
например,
разложить
дощечки
для
лепки,
разложить
листы
бумаги
для
рисования. Труд рядом – это первая ступень коллективного труда.
Со второго полугодия детям предлагают дежурить по столовой. Готовят
их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка формируют умение
выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол.
Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы (без
хлеба),
затем
раскладывать
ложки.
На
первоначальных
этапах
взрослый
накрывает
стол
вместе
с
ребенком,
в
дальнейшем
это
делает
ребенок
с
незначительной
помощью
воспитателя.
Для
закрепления
приобретенных
умений
используются
дидактические
игры
«День
рождения
Саши»,
«Накроем стол для гостей» и другие.
Особенно интересны детям новые поручения. Они с удовольствием
убирают
на
место
книжки,
новые
игрушки
после
игры;
помогают
воспитателю расставлять стульчики, раскладывать карандаши и т.д.
Необходимо отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное
формирование игровой деятельности, поэтому труд детей взаимосвязан с
игрой и проводится в ее контексте. Интересно, что это вовсе не мешает детям
отличать реальные трудовые действия от игровых. В игре ребенок охотнее и
легче
проявляет
волевое
усилие,
преодолевает
трудности
при
овладении
навыками и умениями.
Ребенок 4 – 5 лет (средняя группа) уже относительно самостоятельный
и независимый. У него появляется чувство ответственности за порученное
дело, осознание значения своих действий для других. Как и ранее, основной
формой организации являются поручения.
В средней группе содержание труда усложняется. Если раньше дети
выполняли
отдельные
трудовые
действия,
то
теперь
они
осваивают
целостные трудовые процессы (подклеивают книжки, моют игрушки и т.д.)
Появляется возможность приобщать детей к «общему труду». Этот вид труда
объединен
одной
целью
и
общим
результатом.
Так,
можно
давать
коллективные поручения одновременно небольшой группе детей, например,
можно
поручить
троим
ребятам
вместе
навести
порядок
в
шкафу
с
игрушками. Конечно, необходимо учить детей этому виду организации труда,
который
предполагает
умение
договариваться
о
распределении
функций,
работать слаженно.
В возрасте 5 -6 лет (старшая группа) у ребенка шире проявляется
самостоятельность, инициативность. Дошкольников приучают поддерживать
порядок
в
помещениях
и
на
участке;
помогать
воспитателю
готовить
и
убирать материал и оборудование для занятий.
В этом возрасте детей приучают к совместному труду (когда с одним
предметом
каждый
производит
определенные
действия)
Например,
один
ребенок
протирает
деталь
строительного
материала
намыленной
губкой,
другой протирает ее влажной тряпкой, третий ребенок – сухой тряпкой, а
четвертый кладет деталь в шкаф.
Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и
индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.
Некоторые
поручения
(по
желанию
ребенка)
дети
выполняют
в
течение
длительного времени (например, следят за порядком в книжном уголке).
В
этом
возрасте
можно
организовать
и
«
труд
рядом»,
например,
каждый ребенок наводит порядок в своем шкафчике.
Дежурства детей этого возраста носят более самостоятельный характер.
Дежурства
по
столовой
имеют
характер
коллективного
труда.
Дежурные
договариваются о том, кто что будет делать.
В
этом
возрасте
дети
продолжают
дежурить
во
время
занятий,
подготавливая необходимые материалы, оборудование.
В старшей группе необходимо оценивать не только результат, но и
отношение
к
труду,
умение
договариваться,
планировать
работу
и
т.д.
Оценивать
труд
детей
следует
объективно,
причем
осуществлять
оценку
должен не только воспитатель, но и дети.
В возрасте 6 -7 лет (подготовительная группа) дошкольник не только
знает о правилах организации труда и о взаимоотношениях в его процессе, но
и стремится им следовать.
В
подготовительной
группе
отдается
предпочтение
коллективным
формам организации труда, в которых дошкольники уже умеют проявлять
самостоятельность. Если организуется незнакомый детям вид деятельности,
то сначала воспитатель должен разъяснить им правила работы (например,
прежде чем мыть игрушки в кукольном уголке, нужно сначала свернуть и
убрать ковер, застелить пол клеенкой и т.д.), помочь выбрать эффективные
средства труда, чтобы работать быстро и качественно. При необходимости
воспитатель может сам включиться в работу, показывая детям экономичные
приемы деятельности.
Дежурство по столовой у детей этого возраста трудностей не вызывает.
Каждые три дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за
все виды дежурств, предоставив детям возможность самим договариваться о
том, кто какую работу будет сегодня выполнять. В течении дня воспитатель
обращается к дежурным как к своим помощникам, дает советы.
В подготовительной группе, как и в других возрастных группах, так же
важно отмечать успехи детей в трудовой деятельности. Чем лучше результат,
тем
мощнее
эмоциональное
подкрепление.
Необходимо
помнить,
что
создание ситуации успеха важно для каждого ребенка.
Таким
образом,
осуществляя
руководство
трудовой
деятельностью
детей, воспитатели должны:
подчеркивать общественную значимость труда;
следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали
возрастным возможностям детей;
постепенно расширять самостоятельность детей;
создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у
детей
доброжелательное
отношение
ко
всем
участникам
трудовой
деятельности, стремление помочь друг другу.