Напоминание

"Воспитание трудолюбия у дошкольников"


Автор: Еловая Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Подснежник"
Населённый пункт: г.Канск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание трудолюбия у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает самоутвердиться». А.С.Макаренко Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Так в I младшей группе труд малышей заключается в выполнении элементарных индивидуальных поручений: собрать и поставить на место игрушки, разложить флажки на стульчики, сложить в шкафы и коробки строительный материал и т.д. Требования, предъявляемые к ребенку, могут не всегда совпадать с удовлетворением его личных потребностей, но мотивация труда всегда должна быть для него понятной и значимой, а труд желанным и, конечно, соответствующим возможностям. Например, дети с удовольствием откликаются на просьбу воспитателя принести книжку, лежащую на столе, чтобы почитать детям сказку, или выполняет просьбу младшего воспитателя отнести хлебницу в мойку. В а ж н о с т и м ул и р о ват ь и п о о щ р я т ь п р оя вл е н и е д е т ь м и самостоятельности, активности, старания, желания упражняться в действиях и получать удовлетворения от результатов. В возрасте 3 – 4 лет (II младшая группа) у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. Труд детей этого возраста, так же как и в I младшей группе, сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений: отдельных действий, которые они поначалу совершают совместно со взрослым, например, убирают на участке листья, сметают снег со скамеек и пр. и пуст их помощь невелика, но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Одно поручение можно дать нескольким детям одновременно,
например, разложить дощечки для лепки, разложить листы бумаги для рисования. Труд рядом – это первая ступень коллективного труда. Со второго полугодия детям предлагают дежурить по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы (без хлеба), затем раскладывать ложки. На первоначальных этапах взрослый накрывает стол вместе с ребенком, в дальнейшем это делает ребенок с незначительной помощью воспитателя. Для закрепления приобретенных умений используются дидактические игры «День рождения Саши», «Накроем стол для гостей» и другие. Особенно интересны детям новые поручения. Они с удовольствием убирают на место книжки, новые игрушки после игры; помогают воспитателю расставлять стульчики, раскладывать карандаши и т.д. Необходимо отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование игровой деятельности, поэтому труд детей взаимосвязан с игрой и проводится в ее контексте. Интересно, что это вовсе не мешает детям отличать реальные трудовые действия от игровых. В игре ребенок охотнее и легче проявляет волевое усилие, преодолевает трудности при овладении навыками и умениями. Ребенок 4 – 5 лет (средняя группа) уже относительно самостоятельный и независимый. У него появляется чувство ответственности за порученное дело, осознание значения своих действий для других. Как и ранее, основной формой организации являются поручения. В средней группе содержание труда усложняется. Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (подклеивают книжки, моют игрушки и т.д.) Появляется возможность приобщать детей к «общему труду». Этот вид труда объединен одной целью и общим результатом. Так, можно давать коллективные поручения одновременно небольшой группе детей, например, можно поручить троим ребятам вместе навести порядок в шкафу с игрушками. Конечно, необходимо учить детей этому виду организации труда, который предполагает умение договариваться о распределении функций, работать слаженно. В возрасте 5 -6 лет (старшая группа) у ребенка шире проявляется самостоятельность, инициативность. Дошкольников приучают поддерживать порядок в помещениях и на участке; помогать воспитателю готовить и убирать материал и оборудование для занятий.
В этом возрасте детей приучают к совместному труду (когда с одним предметом каждый производит определенные действия) Например, один ребенок протирает деталь строительного материала намыленной губкой, другой протирает ее влажной тряпкой, третий ребенок – сухой тряпкой, а четвертый кладет деталь в шкаф. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. Некоторые поручения (по желанию ребенка) дети выполняют в течение длительного времени (например, следят за порядком в книжном уголке). В этом возрасте можно организовать и « труд рядом», например, каждый ребенок наводит порядок в своем шкафчике. Дежурства детей этого возраста носят более самостоятельный характер. Дежурства по столовой имеют характер коллективного труда. Дежурные договариваются о том, кто что будет делать. В этом возрасте дети продолжают дежурить во время занятий, подготавливая необходимые материалы, оборудование. В старшей группе необходимо оценивать не только результат, но и отношение к труду, умение договариваться, планировать работу и т.д. Оценивать труд детей следует объективно, причем осуществлять оценку должен не только воспитатель, но и дети. В возрасте 6 -7 лет (подготовительная группа) дошкольник не только знает о правилах организации труда и о взаимоотношениях в его процессе, но и стремится им следовать. В подготовительной группе отдается предпочтение коллективным формам организации труда, в которых дошкольники уже умеют проявлять самостоятельность. Если организуется незнакомый детям вид деятельности, то сначала воспитатель должен разъяснить им правила работы (например, прежде чем мыть игрушки в кукольном уголке, нужно сначала свернуть и убрать ковер, застелить пол клеенкой и т.д.), помочь выбрать эффективные средства труда, чтобы работать быстро и качественно. При необходимости воспитатель может сам включиться в работу, показывая детям экономичные приемы деятельности. Дежурство по столовой у детей этого возраста трудностей не вызывает. Каждые три дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурств, предоставив детям возможность самим договариваться о том, кто какую работу будет сегодня выполнять. В течении дня воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, дает советы. В подготовительной группе, как и в других возрастных группах, так же важно отмечать успехи детей в трудовой деятельности. Чем лучше результат,
тем мощнее эмоциональное подкрепление. Необходимо помнить, что создание ситуации успеха важно для каждого ребенка. Таким образом, осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:  подчеркивать общественную значимость труда;  следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;  постепенно расширять самостоятельность детей;  создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу.


В раздел образования