Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС
Автор: Пластинина Наталья Аркадьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОКУ СОШ пгт Лальск Населённый пункт: пгт Лальск Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях
реализации ФГОС
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами родине.
Его человеческое достоинство – силою патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении
стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с
социализацией человека, становлением его самосознания, наследованием и продолжением
национальных
традиций
и
ценностей.
В
связи
с
этим
перед
современной
школой
в
условиях
реализации
ФГОС
стоит
масштабная
социокультурная
задача
–
стать
структурообразующим
компонентом
в
процессе
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
обучающегося.
На
сегодняшний
день
одним
из
приоритетных
направлений
государственной
образовательной
политики
является
патриотическое
воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина
России»,
являющейся
методологической
основой
разработки
и
реализации
ФГОС:
«Важнейшей
целью
современного
отечественного
образования…
является воспитание гражданина и патриота». Таким образом, необходимо осуществлять
воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе
развитую нравственную и правовую культуру, и значимый вклад в этот процесс должно
внести образовательное учреждение, способное эволюционным путём обеспечить смену
ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Однако
реализация
патриотического
воспитания
только
с
помощью
знаниевого
подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных
современным
социально-педагогическим
реалиям,
основанных
на
системно-
деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность
и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении.
В связи с этим в нашей школе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию
учащихся
на
основе
интеграции
урочной
и
внеурочной
деятельности,
которая
рассматривается как одно из средств реализации воспитательной компоненты в рамках
ФГОС. Работа представляет собой комплекс мероприятий для учащихся пятых классов:
урочная деятельность – весь состав обучающихся, внеурочная – учащиеся, имеющие
способности
в
различных
видах
творчества
и
потребность
в
их
выражении.
Выбор
возрастной категории обусловлен, прежде всего, тем, что в 2015-2016 учебном году в
пятых классах осуществился переход на новые образовательные стандарты.
В урочной деятельности (для всех обучающихся 5-х классов)
1. В рамках уроков русского языка организация различного вида работ на материале
художественных произведений о Великой Отечественной войне:
– орфографические диктанты (в начале уроков): выборочные, распределительные,
предупредительные, объяснительные, требующие поиск в тексте и выписывание слов с
определённым видом орфограммы;
– словесные
миниатюры
–
составление
детьми
в
рамках
уроков
коротких
рассуждений на патриотическую тематику (например, после работы с текстом о войне);
– выполнение различных видов упражнений по изучаемым темам, составленных
учителями русского языка и литературы (на материале текстов, посвященных событиям
Великой Отечественной войны).
2. Разработка учителем русского языка и литературы серии домашних заданий (по
темам изучаемого курса) на материале текстов военной тематики.
Во внеурочной деятельности (по желанию обучающихся 5-х классов)
Во внеурочной деятельности большое внимание уделяем краеведческому материалу.
Наша школа находится в поселке с многовековой историей, купцы лальские торговали с
Китаем, а Лальск когда-то входил в десятку богатых городов России.
В поселке находится районный историко-краеведческий музей, с которым школа
много
лет
сотрудничает:
учащиеся
посещают
экскурсии,
занимаются
в
кружках,
выступают
на
конференциях.
В
прошлом
году
пятиклассники
приняли
участие
в
конференции «Моя семейная реликвия».
ОО пограничников «Рубеж», созданная из пограничников воинов запаса, оказывает
помощь и поддержку в проведении занятий кружка «Патриот». Из 19 учащихся 5 класса
кружок посещали 11 человек, в этом году работа кружка продолжается. С ОО «Рубеж»
поддерживаем дружественные отношения уже давно: в рамках летнего оздоровительного
лагеря
с
2011г.
формируется
отряд
«Пограничник»,
воспитателями
являются
воины
пограничники.
Организуется
проектно-исследовательская
деятельность
учащихся.
В
2015-2016
учебном
году
учащиеся
приняли
участие
в
школ ь ной
школьной конференции
«Великая
Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны».
В 2012г в школе открылся музей «Боевой славы», в котором проходят уроки истории,
экскурсии и внеклассные мероприятия. В музее представлен материал об истории школы,
Великой Отечественной войне, о войне с Афганистаном.
Проводятся встречи с ветеранами ВОВ, живущими на территории образовательного
учреждения с последующим оформлением их рассказов.
Привлечение
учащихся
к
участию
в
творческих
конкурсах
различного
уровня
патриотической направленности.
Результатами
проделанной
работы
станет,
на
наш
взгляд,
повышение
уровня
патриотического сознания учащихся, развитие у них чувства гордости за историческое
прошлое России, малой родины,
укрепление уважения к подвигу ветеранов Великой
Отечественной
войны.
Все эти
качества
являются
базовыми
ценностями
в
условиях
реализации
«Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России». Их формирование должно стать одним из важнейших аспектов
воспитательной
деятельности
любого
общеобразовательного
учреждения,
особенно
в
условиях реализации ФГОС: «Решение множества проблем в жизни страны во многом
зависит от уровня сформированности гражданской позиции и патриотического сознания у
подрастающего поколения, уважения к историко-культурному наследию своего народа и
всех народов России».
Подготовила работу учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОКУ СОШ пгт Лальск
Лузского района Кировской области
Пластинина Н.А.