Автор: Пименова Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д\с №25 "Зайчик" Населённый пункт: г. Усть-Илимск Наименование материала: мастер-класс Тема: "Увлекательный мир игры" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Зайчик»
Мастер-класс
ТЕМА: «
Увлекательный мир игры»
(самостоятельная деятельность детей с ОВЗ в средней группе
Пименова Татьяна Михайловна
МБДОУ д\с №25 «Зайчик»,
воспитатель
г. Усть-Илимск, 2016 г.
Цель: Организация самостоятельной деятельности детей
с ОВЗ с учетом ФГОС ДО.
Задачи:
1.
Поделиться личным опытом работы организации самостоятельной
деятельности детей.
2.
Повысить
педагогический
уровень
педагогов
по
организации
самостоятельной деятельности детей.
3.
Пополнить
копилку
знаний
и
умений
педагогов
по
организации
самостоятельной деятельности детей.
4.
.
Способствовать
творческому
поиску
педагогов
по
расширению
представлений педагогов РППС с учетом ФГОС ДО.
Участники мастер-класса : педагоги ДОУ, специалисты.
Место проведения: методический кабинет, группа № 9 «Ромашка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в нашем
гостеприимном «Зайчике»
Наша
встреча
сегодня
посвящена
увлекательному
миру
игры
в
самостоятельной
деятельности
детей
средней
группы
с
ОВЗ
и
роли
развивающей предметно пространственной среды группового помещения.
Игра для наших детей – не простая забава.
Она необходима для их здоровья
и
правильного
развития. Чтобы
детство
наших
детей
было
счастливым,
основное,
главное
место
в
их
жизни
должна
занимать
игра.
В
детском
возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не
потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и
познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш
делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более
того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Детский сад дети посещают второй год, в составе 13 детей,
дети
которые не владели навыками игры, не умели взаимодействовать, делать
свой выбор.
В
федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного
образования
самостоятельная
деятельность
детей
выделена
менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в
целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род
занятий является первостепенным и в этом смысле трудно переоценить
значение развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
Организации
(группы)
должна
быть
содержательно-
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. )
Вопрос гостям : Каким требованиям должна отвечать РППС?
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
-гибкой;
-доступной;
- безопасной.
Но и не только, развивающая предметно-пространственная среда в детском
саду должна отвечать следующим принципам:
иметь привлекательный вид;
выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать ребенку, индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность ребенку право выбора.
В СанПиНах в пункте 11.8. прописано, что на самостоятельную деятельность
детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная
гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в детском саду – это
такая
деятельность,
которая выполняется без непосредственного участия
воспитателя, в специально предоставленное для этого время. Воспитатель
может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций,
требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому
или
иному
ребенку
войти
в
группу
сверстников,
объединиться
и
взаимодействовать друг с другого, т.е. быть тьютером.
Сегодня вашему вниманию я представляю свой педагогический опыт
работы
по
организации
самостоятельной
деятельности
детей,
условия,
созданные в пространстве групповой комнаты и показать результаты, которые
мы
достигли
за
1,5
года.
Перед
нами
(педагогами
группы)
стояла
ответственная
задача,
как
сделать
игры
детей
интересными,
неоднообразными,
чтобы
игра
радовала
детей,
делала
их
веселыми
и
жизнерадостными, развивала
сообразительность, фантазию, чтобы играя
вместе, дети приучались дружно жить, уступать друг другу, заботится о
товарищах,
Для
создания
благоприятной
атмосферы
и
взаимопонимания предлагаю
начать нашу встречу с интересного упражнения «Ассоциации». Опорное
слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим
словом. (дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки)
А. С. Макаренко писал: «Игра в жизни ребенка имеет такое же значение,
как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков
во многом он будет в работе, когда вырастет».
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется
конец света? », - он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спать, не
молиться,
а
играть!
Да,
взрослое
человечество
играет.
Самозабвенно
и
азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц – залах.
А мы с Вами играем каждый день. Какая замечательная у нас
профессия.
Сейчас я предлагаю Вам пройти в группу и стать партнерами детей в
мире увлекательной игры. В этом мире есть определенные правила, которых
необходимо придерживаться:
1.
Нужно быть активным;
2.
Нельзя подавлять инициативу ребенка и стремиться к сотрудничеству;
:
Гости заходят в группу и ненавязчиво включаются в детскую игру на
равных, (как равноправные партнеры) где они используют все доступные им
игровые средства (диалог, игровые действия)
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем мы можете занять
детей
в
группе.
Мы
находимся
в
постоянном
поиске
новых
игр,
дополнительных атрибутов для создания
интереса у детей, многообразия
фантазий в увлекательном мире игры.
Девизом педагогических чтений – 2016, было:
«Кто
постигает
новое,
лелея
старое
–
тот
может
стать
настоящим
воспитателем»
Много
идей
по
развитию
сенсорных
эталонов
мы
позаимствовали
у
Марии
Монтессори:
Сегодня
мне
хочется
поделиться
с
Вами
моими
находками.
ФИЛЬМ о развивающей среде группы
1.
Много
радостей
вызвала
доска
«Бизиборт»,
в
переводе
это
механическая игрушка (показать и рассказать о бизиборте))
2.
Прятки
в
фольге
(использование
фольги
для
развития
тактильных
ощущений, мышлении, фантазии)
3.
«Чудо в бутылке» или «Бутылка с сюрпризом» (превращение предметов
(как калейдоскоп)
4.
«Прятки в рукаве» (угадать спрятанные предметы в рукаве)
5.
«Отжималки» (губка в чесночнице)
6.
«Снегопад» (рваная бумага)
7.
Игры с водой (шприц, пипетка)
8.
Игры с пинцетом (ватные шарики, фасоль и.т.д.)
9.
Игры с крупами (подбери одинаковые, наряди палочку)
10.Мобильная «Скорая помощь»
Игра ребенка - первая ступень бесконечной лестницы жизни . Она обучает,
развивает,
воспитывает,
выступает
надежным
средством
социализации
и
саморазвития личности - именно поэтому она так важна для ребенка, а
особенно самостоятельная игра. . Психологические исследования показали:
если
«недругов»
включить
в
игровое
взаимодействие,
в
котором
они
вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь
вскоре улетучится,
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!
Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии,
надеюсь, что все увиденное сегодня на моем мастер-классе вам поможет в
практической работе с детьми.
Рефлексия