Автор: Пименова Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д\с №25 "Зайчик" Населённый пункт: г. Усть-Илимск Наименование материала: экологический проект Тема: "Люблю березку русскую" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида
детский сад № 25 «Зайчик»
ПРОЕКТ
«
БЕРЁЗКА
БЕЛАЯ,
БЕРЁЗКА
КУДРЯВАЯ»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пименова Татьяна Михайловна,
воспитатель
г. Усть-Илимск,
2015 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность
В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается
преемственность поколений
в воспитании детей и, прежде всего, в сфере
передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и уставов. Ситуация в
нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена
образованием и развитием детей, укреплением их нравственных устоев, которые
закладываются в дошкольном возрасте.
В
современной
практике
дошкольного
образования
и
семейного
воспитания
идет
активное
возрождение
принципа
народности
воспитания,
который
предполагает
приобщение
детей
к
основам
родной
культуры,
к
традициям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом
педагогических традиций. Это
не только традиционная для народа практика
воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление
в
народных
заповедях,
фольклорных
образах
и
других
формах
отображения
действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде
проявляется опыт и нравственная мудрость народа.
Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс детского
сада регионального компонента по формированию и обобщению представлению
о деревьях (березе) мною определены следующие направления работы:
- изучение традиций народного семейного воспитания;
- развитие интереса у детей и родителей к символу русской культуры-
белоствольной березе:
- использование в работе с семьей опыта народного воспитания, который
черпает мудрость бережного отношения, восхищения деревьями родного края из
глубокой старины.
Для меня было важно определить какие средства и методы организации
воспитания на традициях народной педагогики востребованы в работе с детьми
дошкольного опыта в современном педагогическом процессе. Для реализации
составленного
плана
работы
с
детьми
и
родителями
старалась
грамотно
использовать духовную культуру наших предков, их опыт. Свою работу начала с
углубленного
изучения
народных
обрядов
и
обычаев
устного
народного
творчества, и знакомства с ними детей.
Гипотеза:
если развивать интерес к окружающей природе на народных
традициях, воспитывать
эмоциональную отзывчивость, уточнять и углублять
знания о взаимосвязи
человека и природы, повысится уровень духовности
познавательной, коммуникативной компетентностей детей.
Аннотация к проекту:
предложенный проект - попытка показать на
практике
взаимосвязь
деятельности
дошкольного
учреждения
(с
семьями
воспитанников, с детской библиотекой «Первоцвет», со школой искусств, с
местным художником Коневских Константином Васильевичем. Он предполагает
систематическую
разноплановую
длительную
работу,
активные
формы
организации педагогического процесса, воспитание и просвещение
детей и
родителей по данной теме.
Работа в ходе реализации данного проекта может быть организована
в
любом
дошкольном
учреждении,
также
внедрена
в
новые
формы
работы
с
интеграцией
образовательных
областей.
Надеюсь,
что
предложенная
мною
система
работы,
вызовет
практический
интерес
и
послужит
справочным,
информационным материалом для педагогов ДОУ и родителей.
Проект
выполнен
детьми
старшей
группы,
р од и т е л ь с ко й
общественностью,
воспитателем
группы
в
сотрудничестве
с
музыкальным
руководителем,
воспитателем
по
физическому
воспитанию,
учителем
–
дефектологом.
1)
Полное наименование проекта «Березка белая, березка кудрявая».
ТИП
ПРОЕКТА:
долгосрочный,
групповой,
исследовательски
–
творческий, интегрированный и информационный.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : 1 год - с 1 сентября по 30 мая.
ЦЕЛЬ:
Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование
оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.
Воспитание бережного, заботливого отношения к деревьям и окружающей
природе.
Задачи:
- формировать представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни
природы, развивать любознательность и естественный интерес к жизни растений.
Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о
её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном;
- развивать у детей познавательную активность;
- знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе;
- активизировать и обогащать словарь;
- воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения;
- сформировать чувство национального достоинства;
- оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших
традиций векового опыта в воспитании детей и привлечь их к сотрудничеству.
Ожидаемые результаты проекта:
-
пробуждение интереса к истории и культуре своей родины, любви к
родному краю;
- сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве
на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
- о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
- о пользе деревьев и берёзы в частности;
- создание «Книжек – малышек» пословиц, поговорок, примет совместно
с родителями «Берёзка белая, берёзка кудрявая».
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный этап(сентябрь-ноябрь). Обоснование актуальности
темы, мотивация ее выбора; определение целей и задач проекта. Подбор
литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов,
связанных с работой в проекте; составление тематического планирование
мероприятий,
проведение
мониторинга,
анкетирование
родителей;
создание уголка прикладного искусства в группе; наличие у участников
проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в
воспитательно – образовательный процесс.
2.
Аналитический
(декабрь
–
февраль). Деятельность
в
соответствии
с
тематическим планированием. Работа педагога в режиме инновационной
деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей родины,
любви к родному краю.
3.
Заключительный
(февраль
–
май). Обобщение
опыта
работы,
анализ
деятельности, удовлетворенность всех участников проекта.
Продукт проекта - мультимедийная презентация «Березка белая, березка
кудрявая" предложен для просмотра детям, родителям, педагогам ДОУ.
Работа над проектом раскрыла у старших дошкольников интерес к жизни
деревьев
(березе),
любознательность
и
естественный
интерес
к
природе.
Установила
партнерские
отношения
между
участниками
проекта:
детьми,
родителями,
педагогами
ДОУ,
сотрудниками
библиотеки,
местными
художниками, повысила их компетентность в данном направлении.
Мы убедились, что такая система работы дала положительные результаты.
Наш коллектив считает, что это инновационное направление работы должно
всегда
находиться
в
поле
пристального
внимания
педагогов,
сотрудников
детских
библиотек,
родителей,
а
значит,
необходим
дальнейший
поиск
и
совершенствование в организации работы по данной теме.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
месяц
Организационная
деятельность
Работа педагога
Работа с
родителями
сентябр
ь
Составление
перспективного
плана
октябрь
Слушание “Ах ты, берёза”
р. н. м.
Сбор осенних листьев.
Познавательное занятие
«Знакомство с русской
красавицей».
Рисование «Люблю березку
русскую».
Составления панно из
осенних листьев.
Экскурсия по улицам
поселка, наблюдение за
деревьями.
Укрывание дерева первым
слоем «одеяла» (одеяло из
опавших листьев)
Художественное слово
В. Бианки "Волшебная
берёза".
Создание
коллекций
«Гербарий».
Оформление
выставки рисунков.
Провести опрос:
Какие
ассоциации
вызывает у вас
слово береза?
Подбор
иллюстраций,
картинок.
Консультация
«Берегите
природу»
ноябрь
Занятие «Почему береза
Оформление
выставки
Коллективная
работа семьи
белая?» с элементами
опытно-экспериментальной
деятельности.
Заучивание стихотворения
А.Прокофьева «Люблю
березу русскую»
Экскурсия в краеведческий
музей школы №1.
Обрывная аппликация с
элементами рисования
«Берёзовая роща».
Укрывание дерева вторым
слоем «одеяла»
(одеяло из снега)
«Берёзовая роща».
«Осенние
берёзки».
декабрь
Беседа «С кем дружит
березка?» (сопровождение
мультимедийной
презентации)
Пластилиновая живопись
«Деревья в лесу».
Прослушивание песен о
березе.
Художественное слово Т.
Шорыгина «Берёза»,
«Хоровод берёз»
Выставка изделий
из бересты.
Выставка детских
работ «Деревья в
лесу».
Подбор
информации из
печатных и
электронных
источников: книг,
энциклопедий,
сайтов и т.д.
январь
Заучивание стихотворения
С.Есенина «Белая береза».
Рисование с элементами
аппликации по
стихотворению С.Есенина.
Познавательное занятие
«Снятся ли берёзкам сны?»
Экскурсия по участку
детского сада.
Стихотворения русских
писателей Ю.Лермонтов,
Ф.И.Тютчев, А.Фет
«Печальная берёза»
Опытно-экспериментальная
деятельность
«Наблюдение за березовыми
веточками в воде».
Создание альбома
детских рисунков
«Березка белая –
берёзка кудрявая»
Подбор стихов,
загадок.
Консультация
«Использование
художественной
литературы в
экологическом
воспитании
дошкольников в
семье»
Коллективная
работа семьи
«Зимняя
берёзка».
Пение русских народных
песен и хороводов «Во поле
береза стояла»
Февраль
Интегрированное занятие
«Край берёзовый»
(использование
мультимедийной
презентации)
Подбор
иллюстраций
картин, фотографий
берез местных
художников и
фотографов.
Выставка рисунков
«Зимняя берёзовая
роща».
Создание
презентации «Край
берёзовый»
Подбор
пословиц,
поговорок.
примет о берёзе.
Март
Пение русских народных
песен и хороводов «Во поле
береза стояла», «Ой да у
дорожки»
Сочинение
рассказов, мини
сказки «Берёзка
красавица».
Консультация
«Экологическое
воспитание детей
дошкольного
возраста»
Апрель
Экскурсия по улицам
поселка, наблюдение за
деревьями весной.
Выставка
репродукций
картин русских
художников с
изображением
берёз.
Создание книжки
– малышки
«Берёзка белая –
берёзка
кудрявая»
Май
«Берёзка белая, берёзка
кудрявая (викторина).
Рисование «Весна пришла».
Выставка рисунков.
Создание
презентации
«Берёзка белая,
берёзка кудрявая»
Посадка
саженцев
берёзки.