Напоминание

Программа по музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Кожевникова Любовь Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка д/с №26 "Ивушка"
Населённый пункт: Приморский край, городской округ Спасск-Дальний
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа по музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени "Центр

развития ребёнка детский сад №26 "Ивушка"

Рабочая учебная программа

по образовательной области

«Музыка»

старшая группа
Составил: музыкальный руководитель
Кожевникова Л. В.

старший воспитатель: Кохан Е. В.



2016г.
Пояснительная записка
Музыкальное развитие детей оказывает ничем неизменное воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная с ф е р а , совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливаю «чувство жизни». В старшем дошкольном возрасте источником полученных музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и волшебный мир музыки Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Они вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. В этом возрасте важно показать ребёнку способ пользования освоенных ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа. Старший дошкольник не только чувствует, но и познаёт музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций Данная рабочая программа разработана на основе минимума содержания по музыкальному развитию 2-х программ и музыкального пособия: «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дергунской, «Элементарное музицирование с дошкольниками» под редакцией Т.Э. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» под редакцией О.П. Радыновой.
Ц е л ь

п р о г р а м м ы

«Ладушки»



а в т о р о в

И .

К а п л у н о в о й ,

И .

Новооскольцевой
– музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Цель программы «Детство»

-
развитие музыкальной культуры детей, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями: развитие позиции активного участника, исполнителя – создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои чувства, настроения, переживания.
Цель программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» -
привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе импровизационного мышления первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребёнка
Цель музыкального пособия «Музыкальные шедевры» -
формирование основ музыкальной культуры дошкольного возраста. Реализация этой цели
обеспечивается отбором произведений музыкальной классики (как отечественной, так и зарубежной), определяющих содержание музыкального образования, а также пересмотром технологии изучения репертуара на основе гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений, синкретизма и адаптивности. В рабочей учебной программе учитываются: Новые ФГОС 1. Работа с родителями 2. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Интегративный подход к взаимодействию детей с искусством позволяет ребёнку выражать свои эмоции и чувства более привычными для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. 3.Мониторинг освоения детьми образовательной области «Музыка» с учётом интеграции образовательных областей
Цель:
Приобщение к мировой музыкальной культуре детей, развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами музыкального искусства.
Задачи:
1. Обогатить слуховой опыт детей 5-6 лет в процессе их знакомства с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке. 2. Накопление представлений о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов 3. Обучение детей элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности 4. Развитие умений творческих интерпретаций

5
.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, развитие умения ориентироваться в пространстве 6. Освоение ритмического рисунка мелодии посредством музицирования, в танцах, пении 7. Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, песен, оркестровок 8. Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению, как к игровому материалу, который создаёт фундамент для творчества 9. Развитие чистого интонирования в пении 10. Развитие умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности 11. Обогащать знания и прививать любовь и интерес к русским народным традициям, обрядам, праздникам.
Музыкальные занятия в старшей группе проводятся 2 раза в неделю: время длительностью 25 минут
Ориентация детей в образовательной области «Музыка»

Что узнают дети:


Дети учатся узнавать музыку разных композиторов: западноевропейских (И. С. Бах, Э. Григ, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Р. Шуман и др.) и русских (Н.А. Римский – Корсаков, М.И. Глинка, П.И. Чайковский и др.). Получают элементарные представления о биографиях и творчестве композиторов, истории создания оркестра, истории развития музыки, музыкальных инструментах. Учатся различать музыку разных жанров. Узнают о характерных признаках балета и оперы. Учатся различать средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метро-ритм). Понимать, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Организация опыта освоения образовательной области «Музыка»

Что осваивают дети:


Педагог поддерживает заинтересованность и активность старших дошкольников в слушании музыки. Создаёт возможности для проявления индивидуального творческого потенциала детей: возможность передачи художественно – музыкального образа в музыкально – ритмических движениях; умение подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и музицировать на нём; отображать музыкальные впечатления в изобразительной деятельности. Стимулирует сочинение ребёнком стихотворения, отражающего его отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения, желание исполнить эту музыку в составе детского оркестра или музыкально – художественной театрализации. Тем самым педагог обеспечивает реализацию естественной потребности ребёнка превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Педагог показывает ребёнку способы пользования полученными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа, поскольку эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Проводится специально организованная работа (не только с детьми, но и с родителями), обеспечивающая полноценное музыкальное развитие дошкольника, поскольку культура слушательского восприятия позволяет ребёнку стать полноценным зрителем и слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Воспитатель в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах создаёт ситуации – импровизации, содержание которых связано с придумыванием детьми оригинальных мелодических фраз и песенок на предлагаемые тексты,
отбором и соединением движений в танец, участием нескольких детей в создании небольших оркестровок. Педагог организует музыкальные игры и хороводы, в которых дети выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.
Итоги освоения содержания образовательной области «Музыка»

Достижения ребёнка («Что нас радует?»)
У ребёнка развиты элементы культуры слушательского восприятия. Выражает желание посещать концерты, музыкальный театр. Музыкально эрудирован, имеет представление о жанрах музыки. Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности. Активен в театрализации. Участвует в инструментальных импровизациях.
Сентябрь

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  пляски  игры
1.Музыкально-ритмические

навыки:
развивать чувство ритма, ум е н и е передавать в движении характер музыки. С в о б о д н о о р и е н т и р о в а т ь с я в про ст ранстве. Прививать н а в ы к и , необходимые для правильного исполнения поскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения).
2
.
Навыки

выразительного движения:
Создать у детей бодрое, приподнятое настроение, развивать в н и м а н и е
,
д в и г а т е л ь н у ю р е а к ц и ю . Учить импровизировать движения разных персонажей. Вести хоровод по кругу, различать голоса по тембру, выполнять соответствующие игровые действия. «Марш» Надененко, «Пружинки» р.н.м. «Марш» Д. Кабалевского «Репка» танец - игра «Как пошли наши подружки» хоровод «Огородная -хороводная» Можжевелова
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Учить детей различать жанры музыкальных произведений. Воспринимать бодрый характер, четкий ритм, выразительные акценты, настроение, динамику. «Походный марш» Д. Кабалевского. «Дорогого гостя встречаем» РНП Пение:  (Развитие певческих навыков)  Упражнение на развитие слуха и голоса Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Точно интонировать несложную попевку «Дедушка и бабушка» А. Брежнева «Паровоз» «Здраствуйте» Игра на музыкальных инструментах: Учить детей исполнять простейшие пе сенки на детских му зы ка л ь н ы х инструментах (погремушки, барабан). «Дождик» р.н.м. Развлечение: Праздничный концерт ко Дню дошкольного работника «Прощаемся с летом» «Здравствуй город, я твой житель»
Октябрь

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  танец  игры
1.Музыкально-ритмические

навыки:
Учить детей ходить бодрым шагом, сохраняя интервалы, менять энергичный характер шага на спокойный в связи с различными динамическими оттенками в музыке.
2
.
Навыки

выразительного движения:
Исполнять элементы танца л е г ко , непринужденно, выразительно. Развивать ловкость и внимание. Побуждать детей с амо стоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. «Бодрый шаг» (Марш Богословского) «Ходьба различного характера» (Марш Робера) «Осенние листья» танец «Чей кружок» Ломова, «Танец с зонтиками»
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями к л а с с и ч е с ко й м у з ы к и . Р а з л и ч а т ь спокойное, нежное, н е то р о п л и во е звучание мелодии. «Скворушка прощается» Т. Попатенко «К нам гости пришли» Ан. Александрова Пение:  Развитие певческих навыков  Упражнение для развития слуха и голоса Формировать умение детей певческие навыки: умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Точно интонировать попевку, различать высокие и низкие звуки, показывать их движением руки (вверх-вниз). «Осень наступила» С. Насауленко «Качели» Тиличеевой «Гармошка» Р.Н.П. Игра на музыкальных инструментах: Исполнять небольшие песенки на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. «Гори, ясно» р.н.м. Игра «Гармошка» Развлечение: «День пожилого человека» «Осенняя дискотека»
Ноябрь

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  танец  игра
1.Музыкально-ритмические

навыки:
Развивать внимание, чувство ритма, умение быстро реагировать на изменение характера музыки. Дети приобретают умение не терять направления движения, идя назад (отступая).
2.Навыки

выразительного

движения:
Совершенствовать движения т анца. Передавать в движениях спокойный, напевный характер музыки. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, выполнять ритмические хлопки. Проявлять быстроту и ловкость. «Найди свое место в колонне» Ф.Надененко «Отойди и подойди» чеш..н.м. «Озорная полька». «Полька» р.н.м. «Гори, гори, ясно» р.н.м. «Флажок» игра
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Воспринимать четкий ритм марша, выразительные акценты, прислушиваться к различным динамическим оттенкам. «Парень с гармошкой» Свиридов «Мужик на гармошке играет» Чайковский «Спи, усни» Д.Г. Тюрк Пение:  Развитие певческих навыков  Упражнение для развития слуха и голоса Совершенствовать певческий голо с вока льно-слуховую ко о р д и н а ц и ю . З а кре пля т ь пра кт ич е с кие н а в ы к и выразительного исполнения пе с е н, обращать внимание на артикуляцию. Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх. «Мама лучший друг»» Ю. Чичкова «Баушка» «Мамина колыбельная» «Лесенка» Тиличеевой Игра на музыкальных инструментах: Учить детей играть в ансамбле четко, слажено, соблюдать общую динамику. «Калинка» р.н.м. «Гори, ясно» р.н.м. Развлечение: Воспитывать у детей бережное отношение к Родине и любви к маме. «День единства и дружбы» - «Флаг» «Тепло сердец для милых мам»
Декабрь

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  хоровод  игры - танцы
1.Музыкально-ритмические

навыки:
Развивать чувство ритма: з в е н е т ь погремушкой несложный ритмический рисунок, затем маршировать под музыку. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
2.Навыки

выразительного

движения:
Выразительно исполнять танцевальные движения: в вальсе плавно, нежно, в современном танце четко, энергично, ритмично. «Куранты» В. Щербачева «В лесу родилась елочка» «Вальс снежинок» муз. Шаинского «Ледяные ладошки», «Белая метелица» танец
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку. Способствовать развитию фантазии: передавать свои мысли и чувства в рисунке, в движении. «Тройка» р.н.м. Пение:  Развитие певческих навыков  Упражнение для развития слуха и голоса Передавать радостное настроение песни. Различать форму: вступление, запев, припев, заключение, проигрыш. Петь попевку легко, напевно, точно интонируя. Соблюдая ритм, петь по одному и коллективно. «Новогодний карнавал» З. Роот «Дед Мороз пощипал нам щечки» «Зверобика» Игра на музыкальных инструментах: Уметь каждому и всей группой исполнять на металлофоне и бубенчиках попевку. «Звонкая песенка» РНП Развлечение: Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в утреннике. «Новогодний карнавал с родителями».
Январь

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  танец  игры
1.Музыкально-ритмические

навыки:
Учить детей правильно и легко бегать, исполнять роль ведущего, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и окончанием муз. частей. Меняя движения в соответствии с изменением характера музыки, исполнять четко и ритмично ходьбу и бег.
2. Навыки выразительного движения:
Чувствовать плясовой характер музыки, двигаясь в соответствии с различным характером её частей (спокойно и подвижно); ритмично притопывать, кружиться парами. Развивать фантазию у детей. «Побегаем» Вебер «Шаг и бег» Надененко Танец «Приглашение» ук.н.м. обр. Теплицкого «Как у дяди Якова» р.н.п.
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Слушать пьес; изображающую смелого всадника, ощущать четкий ритм, напоминающий стук копыт; различать трехчастную форму; высказывать свое отношение к музыке. «Смелый наездник» Р. Шумана Пение:  Развитие певческих навыков  Упражнение для развития слуха и голоса Петь бодро, радостно, в темпе марша, вовремя вступать после музыкального вступления, отчетливо произносить слова. Петь попевку протяжно. Точно передавать мелодию, ритм; петь в ближайших 2-3 тональностях. «Физкульт-ура» Ю. Чичкова «У кота-воркота» р.н.п. Игра на музыкальных инструментах: Играть на металлофоне несложную мелодию небольшим ансамблем. Точно передавать ритмический рисунок, вовремя вступать, играть слажено. «Лиса» (р.н.п.) обр. Попова Развлечение: Приобщение детей к двигательной активности. «Рождественские развлечения»»
Февраль

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  пляски  игры
1.Музыкально-ритмические

навыки:
Совершенствовать у детей движения поскока с ноги на ногу и выбрасывания ног, развивать н а бл юд ат е л ь н о с т ь
.
Закреплять умение детей различать звучание мелодии в разных регистрах: поочередно маршировать девочек и мальчиков, идти в парах, согласуя движения с регистровыми изменениями.
2.Навыки выразительного движения:
Двигаться легко, изящно, выполнять ритмичные хлопки, кружиться на месте. У ч и т ь р а з л и ч а т ь ч а с т и , ф р а з ы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. «Кто лучше скачет?» Ломовой «Шагают девочки и мальчики» анг.н.м. обр. Вишкарева «Весёлые дети» лит.н. м. обр. Агафонникова «Мы - военные» Сидельников.
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Знакомить с песнями лирического и героического характера, Воспитывать чувство патриотизма. Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке, соответствующие названию пьесы. «Моя Россия» Струве, «Буденовец» Дубравин, Пение:  Развитие певческих навыков  Упражнение для развития слуха и голоса Исполнять песню энергично, радостно, в темпе марша, отчетливо произносить слова. Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, чисто интонируя мелодию, отчетливо произнося слова; передавать в пении характер военного вальса. Упражнять детей в чистом интонировании постепенного движения мелодии вверх и вниз в пределах октавы. «Будем солдатами» З.Роот «Самая хорошая» Тиличеева, «Скачем по лестнице» Тиличеевой Игра на музыкальных инструментах: Передавать ритмический рисунок попевки на металлофоне по одному и небольшими группами. «Смелый пилот» Тиличеевой Развлечение: Развивать чувство сопричастности ко всенародным торжествам, укреплять взаимоотношения между отцами и детьми. «Развлечение с папами»
Март

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  пляски  игры
1.Музыкально-ритмические навыки:
Четко начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, правильно ходить по кругу, меняя направление. Четко выполнять три притопа, держа ровно спину, не сутулясь.
2.Навыки выразительного движения:
Легко, изящно двигаться по кругу парами, меняя бег на пружинистые полуприседания и кружения в парах. Двигаться легким бегом в небольших кругах. Отмечая сильную долю такта ударами в бубен и хлопками. «Три притопа» Александрова «Парный танец» Тиличеевой «Лягушата» танец «Игра с бубнами» п.н.м. обр. Агафонникова
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) Побуждать детей эмоционально воспринимать лирическую мелодию в ритме вальса, чувствовать танцевальный характер пьесы, отмечать разнообразные динамические оттенки. «Вальс» Кабалевский С Майкапара «Музыкальная шкатулка» Пение:  Развитие певческих навыков  Упражнение для развития слуха и голоса В о с п р и н и м а т ь п е с н ю н е ж н о г о , лирического характера, передающую чувство любви к маме. Исполнять ласково, напевно. Проникнуться радо стным весенним настроением, переданным в пе сне; петь легко, ве с ело, ч е т ко п р о и з н о с и т ь с л о в а , р а з л и ч а т ь музыкальное вступление, запев, припев. Петь напевно, плавно в ближайших т о н а л ь н о с т я х с с о п р о в о ж д е н и е м «Песенка мамонтенка» «Про солнышко» Н. Найденовой «Лягушата» Ю. Литовко «Ходит зайка по саду» р.н.п. Игра на музыкальных инструментах: Исполнять попевку в ансамбле на детских м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х в сопровождении баяна, играть четко, слажено, сопровождать игру пением попевки. «Сорока-сорока» р.н.п. обр. Попова «Придумай ритм» Развлечение: Воспитывать уважение к самому близкому человек. Укреплять взаимоотношения в семье. «Морское путешествие»
Апрель

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  танец  игры
1.Музыкально-ритмические навыки:
Совершенствовать плясовые движения, учить своевременно, поочередно начинать и заканчивать движение. Развивать воображение, умение действовать с воображаемым предметом.
2. Навык

выразительного движения:
Передавать легкий, задорный характер танца, точный ритмический рисунок. Развивать ловкость и быстроту реакции. «Пляши веселей!» латв.н.м. «Воробьи» «Танец с цветами» В.А. Моцарт «Ловушка» укр.н.м. обр. Сидельникова
Слушание: ( Восприятие музыкальных произведений) Учит детей различать музыкальны образы, средства музыкальной выразительности: регистры, динамика, темп, тембр, ритм. Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения. «Баба Яга» Чайковский, «Звон колоколов» Пение:  Развитие певческих навыков   Упражнение для развития слуха и голоса Воспринимать веселую, задорную песню о дружбе детей; исполнять её подвижно, легко; точно передавать мелодию, ритмический рисунок, правильно брать дыхание. Различать высокие и низкие звуки в п р е д е л а х т е р ц и и , п е т ь п о п е в к у, показывыая движением руки верхний и нижний звук. «Песенка друзей» В. Герчик «Детский сад» А. Аверкина «Все готово для полета» М. И. Иванникова Игра на музыкальных инструментах: Исполнять на ударных инструментах ритм попевки индивидуально и всей группой. Играть четко, слажено. «Андрей-воробей» р.н.м. обр. Тиличеевой Развлечение: Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. «День Земли». «День космонавтики»
Май

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения:  упражнения  танец  игры
1.Музыкально-ритмические навыки:
Развивать плавность движений и умение изменять силу мышечного напряжения в соответствии с различными динамическими оттенками в муз. произведении.
2. Навыки выразительного движения:
Создать радостное настроение, желание танцевать. Двигаться по кругу, исполняя песню. Слушать и определять звучание бубна или погремушки и в соответствии с этим изменять движения (приплясывать на месте или кружиться). «Ветерок и ветер» Л.В. Бетховен «Львенок и черепаха» В. Шаинского «Бубен или погремушка» Тиличеевой
Слушание: ( Восприятие музыкальных произведений) Воспринимать песню героического, мужественного характера, учит высказывать свое отношении об услышанном произведении. «Священная война» Александрова Пение:  Развитие певческих навыков   Упражнение для развития слуха и голоса Петь сдержанно, гордо, соблюдая ритмический рисунок, правильно брать дыхание. Эмоционально исполнять песню веселого, подвижного характера, передавая динамические оттенки пенсии. Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вверх и вниз. «Вечный огонь» Филиппенко» «Песня солнышку» Иванникова «Солнышко- ведёрышко» В. Красевой Игра на музыкальных инструментах: Слушать пьесу в исполнении педагога, подыгрывать на металлофоне. «Ослик» С. Урбаха Развлечение: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за советских воинов. «Этот День Победы»
Июнь

Вид деятельности

Репертуар
Музыкально-ритмические движения: 
упражнения

пляски

игры
«Радуга желаний» В. Суколинский «Вьются ленты» «Львенок и черепаха» Шаинского «Мыльные пузыри», «Раз, два – радуга О. Хромушина. Слушание: Слушать и узнавать знакомые муз. произведения. Высказывать свое мнение о них. Пение: «Дети любят рисовать» В. Шаинского «Кисточки и краски» Развлечение: «Мы на радуге танцуем»


В раздел образования