Напоминание

элективный курс "Решение текстовых задач"


Автор: Пиценко Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Будённовск, Ставропольский край
Наименование материала: программа
Тема: элективный курс "Решение текстовых задач"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Буденновска
«Согласовано»
Руководитель ШМО ________ Удовиченко И. Р. Протокол № ___ от«____»__________20 _г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ___________ Сычёва Т. А. «____»____________20__ г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №4 г. Буденновска ______________ А.А.Сычёв Приказ № _____ «___»___________20__ г.
Рабочая программа

элективного курса по математике

"Решение текстовых задач"
(8 класс – 35 часов) 2015 – 2016 учебный год Составитель: учитель математики Пиценко Елена Александровна.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы, к учебному комплекту для 8 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2012) Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзамен по математике ГИА содержит текстовые задачи, которые могут вызывать у выпускников определенные затруднения. Следовательно, необходимо расширить знания и умения учащихся по методам решения задач, начиная с 8 класса, так как все основные виды (на движение, пропорцию, проценты) уже изучены. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности. Наиболее полное осуществление принципа дифференцированного подхода к каждому учащемуся реализуется в процессе решения задач. Основное требование к подбору задач состоит в том, чтобы каждая из них носила творческий характер, способствовала пониманию учащимися основ теории, приобщению их к той или иной важной математической идее. Решение задач является важным средством интенсификации процесса обучения математике. Именно задачи могут обеспечить органическое единство изучения всех тем курса математики. Программа элективного курса «Решение задач» дает возможность учащимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения несложных практических расчетных задач; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Цели элективного курса:
 подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;  овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Задачи:
 повторить и обобщить знания по различным методам решения разнообразных классов текстовых задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;  расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;  выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Основные методические особенности курса
:  подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых заданий до заданий со звездочкой;
 максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
: курс рассчитан на 35 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры: отношения и пропорции, дроби, проценты, уравнения, системы уравнений, неравенства, системы неравенств.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в р а б о ч е й т е т р а д и , п р о в о д и т с я р а б о т а с т е с т а м и . Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа в о с п р и я т и я и у р о в н я у с в о е н и я м а т е р и а л а . Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных и практических работ.
Учебно-тематический план



п/п

Дата

Тема

Формы проведения

Образовательный

продукт
1 Арифметические задачи мини-лекция Овладение умениями решать задачи без уравнений 2 Арифметические задачи практикум 3 Арифметические задачи практикум 4 Задачи на проценты мини-лекция Овладения навыками составления пропорциональной зависимости 5 Задачи на проценты практикум 6 Задачи на проценты практикум 7 Задачи на «работу» мини-лекция Овладение навыками решения нелинейных уравнений 8 Задачи на «работу» практикум 9 Задачи на «работу» групповая работа 10 Задачи на «работу» практикум 11 Задачи на «концентрацию» мини-лекция Овладение навыками составления уравнений и их систем 12 Задачи на «концентрацию» практикум 13 Задачи на «концентрацию» практикум 14 Задачи на «концентрацию» групповая работа 15 Задачи на «смеси и мини-лекция
сплавы» 16 Задачи на «смеси и сплавы» практикум 17 Задачи на «смеси и сплавы» практикум 18 Задачи на «смеси и сплавы» практикум 19 Задачи на «движение» мини-лекция Овладение навыками составления графической иллюстрации 20 Задачи на «движение» практикум 21 Задачи на «движение» практикум 22 Задачи на «движение» практикум 23 Нестандартные задачи мини-лекция Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. 24 Нестандартные задачи практикум 25 Нестандартные задачи практикум 26 Нестандартные задачи практикум 27 Старинные задачи групповая работа 28 Старинные задачи групповая работа 29 Задачи по материалам КИМов практикум Овладение умениями анализировать задачи. 30 Задачи по материалам КИМов практикум 31 Обобщающее повторение Тестирование Умение работать с полным объемом теста ОГЭ 32 Обобщающее повторение 33 Обобщающее повторение Подготовка презентаций Умение отбирать и систематизировать материал 34 Обобщающее повторение 35 Итоговое занятие Защита презентаций
Содержание программы

Тема 1. Арифметические задачи
Стандартная схема решения задач. Математическая модель. Уравнение с одним неизвестным.
Тема 2. Задачи на проценты
Процент. Десятичная дробь. Пропорция. Прямая пропорциональная зависимость.
Тема 3. Задачи на «работу»
Обратная пропорциональная зависимость. Производительность труда.
Тема 4. Задачи на «концентрацию». Задачи на «смеси и сплавы»
Интеграция с химией. Пропорциональная зависимость.
Тема 5. Задачи на «движение»
Отношения. Интеграция с физикой. Скорость, расстояние, время. Графическая иллюстрация задач.
Тема 6. Нестандартные и старинные задачи
Задачи с альтернативным условием. Задачи с целочисленными неизвестными. «Именные задачи»
Тема 7. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ (полный текст). Создание и защита презентаций.
Список литературы

1.
Л. В. Кузнецова и др. «ОГЭ 2015» изд. Интеллект – Центр» 2015г.
2.
Е. В. Неискашова «ГИА. 50 типовых вариантов» изд. «Астрель» 2010г.
3.
С. С, Минаева, Л. О. Рослова «Тематические тренировочные задания». Рабочая тетрадь для 9 класса. Изд. «Экзамен» 2010г.
4.
О. Ю. Едуш «Учебно – тренировочные тесты и другие материалы». Изд. «Астрель – СПб» 2010.
5.
Л. М. Фридман, Изучаем математику, М.: Просвещение, 1995
6.
И. И. Баврин, Е. А. Фрибус, Старинные задачи.-М.: Просвещение,1994
7.
Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. Забавная арифметика. – М.: «Наука», Физматлит,1991
8.
ОГЭ-2015, ФИПИ.


В раздел образования