Автор: Новикова Марьям Салимовна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: сш №3 Населённый пункт: город Жанаозен, Мангистауская область Наименование материала: статья Тема: " Формирование тестовой культуры школьников" Раздел: среднее образование
Одной из предпосылок воспитания у школьников интереса к учебному предмету, по мнению
психологов, является частая проверка результатов, т.е постоянный контроль за качеством учебных
достижений.
Я преподаю русский язык. Проверить глубину и прочность сформированных компетенций
учеников мне помогают тесты, цель которых- оценить результаты обучения, выявить пробелы в
знаниях учащихся, решить общепредметные задачи, такие как воспитание средствами данного
предмета, развитие логического мышления учащихся, обучение детей умению самостоятельно
выполнять задания, работать со справочной литературой. Помимо контролирующей, тесты
выполняют и обучающую функцию.
Тест выявляет не только знания,умения и навыки,но и понимание закономерностей,лежащих в
основеизучаемых процессов и явлений.На мой взгляд,такиетесты необходимы,потому что они
помогают формированию осознанных умений,дают возможность через поиск «чужих» ошибок
находить свои. Иными словами как уже было отмечено,позволяют обучать
самоконтролю.Психологи считают,что «чужие ошибки дети видят лучше,чем свои».
Перед проведением каждого теста я провожу вводно-мотивационный и технологический
инструктаж:рассказываю учащимся о целях тестирования в доступной их возрасту форме,сообщаю
им о необходимости выполнения заданий в отведённое для тестирования время.При проведении
итогового теста-контроля обращаю внимание на то, что целесообразно выполнять задания в
предложенной последовательности,не задерживаться слишком долго на одном задании,что к
заданиям,вызвавшим затруднение,можно вернуться,выполнив остальную работу.
На уроках русского языка предметом тестового контроля чаще всего является
орфография,пунктуация,морфология,синтаксис,состав слова,фонетика.Это
,безусловно,определяется спецификой предмета.Русский язык,как наука,имеет свой понятийный
аппарат; знание языка-это,во-первых,грамотное письмо и , во-вторых,грамотная речь.
Как уже было отмечено,роль тестов достаточно велика.Не отказываясь от традиционных методов
опроса,использую тесты там,где это удобно и целесообразно,что ,без сомнения,повышает уровень
знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.