Автор: Мантула Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№14"Брусничка" Населённый пункт: ХМАО-Югра город Сургут Наименование материала: Статья Тема: "Игра в дошкольном возрасте" Раздел: дошкольное образование
« Игра в дошкольном возрасте»
Дошкольный возраст – одна из важнейших ступеней жизни человека.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Ей принадлежит
огромная роль в развитии и воспитании детей. Во всех существующих видах
игр
происходит
всестороннее
развитие
ребёнка,
формирование
его
интегративных качеств, что и является целью образовательной деятельности
ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Однако,
для
того,
чтобы
игра
в
полной
мере
выполняла
свои
формирующие (развивающие) функции необходимо, чтобы она не протекала
стихийно,
а
умело
руководилась
взрослым.
В
детском
саду
эту
роль
выполняет воспитатель, а дома родители, к сожалению, не всегда готовы
играть с детьми, считая эту деятельность сугубо самостоятельной. Тем не
менее, совместные игры родителей с детьми обогащают их духовный и
эмоциональный мир, удовлетворяют потребность в общении с родными и
близкими людьми.
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама,
папа,
поиграйте
со
мной!»
И
сколько
радости
получают
малыши,
когда
взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние
дела, соглашаются поиграть. Взрослые – в своем стремлении предусмотреть
все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-
упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и
школы
развития?
Зачем
замещения,
если
индустрия
игрушек
создает
уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня
рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают
наблюдения,
большая
их
часть
ориентирована
на
индивидуальное
пользование;
почти
не
выпускаются
игрушки,
на
развитие
совместных
способов
действия,
на
развитие
общения
ребенка
со
сверстниками
и
взрослыми.
Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры
предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и
понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ
личности,
базовых
психических
функций
обедняется.
Присмотритесь
внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как
беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как
часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя
занять – им не знакомы веселые игры и затеи. К игре ребенка дошкольного
возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работающие
в дошкольной педагогике (Д.Б. Эльконин Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселов
Н.Я.
Михайленко,
Н.А.
Короткова
и
др.).
Начиная
с
середины
XIXв.
бытовали
самые
разнообразные
и
нередко
противоположные
мнения
о
происхождении детской игры и ее значении в развитии ребенка. В мире нет
одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется,
чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его
личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим,
а
порой
и
требуем,
такого
отношения
со
стороны
близких
нам
людей.
Именно
ранние
формы
общения
во
многом
определяют
дальнейшее
их
развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим
людям,
к
себе,
к
миру.
Если
у
ребёнка
недостаточно
сформирована
способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть
межличностные
и
внутриличностные
конфликты,
которые
у
взрослого
человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и
невозможно.
К
дошкольному
возрасту
ребёнка
уже
имеется
опыт
общения
со
взрослыми
и
сверстниками,
но
преобладает
непроизвольный
характер
поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь
нарушений
общения
ребёнка
в
семье
с
нарушениями
его
общения
со
сверстниками и с проблемами развития его личности.
С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых,
развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные
эмоциональные
и
личностные
нарушения
в
дисгармонии
семейных
отношений
(страх,
тревога,
агрессия,
неадекватная
самооценка).
Игры
помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
В раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой
игры. В ролевой игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной
жизни
со
взрослыми
и
в
особой,
игровой
форме
воспроизводят
взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,
но
не
потому,
что
современный
ребёнок,
как
правило,
большую
часть
времени проводит в развлекающих его играх,
игра вызывает качественные
изменения в психике ребёнка.
С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом
через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы,
окружающие
его,
через
речь
и
т.
д.
Самостоятельно
постичь
суть
окружающего
мира
задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его
социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает
проблема общения ребёнка с другим людьми. Исследования М.И. Лисиной и
других
показывают,
что
характер
общения
ребёнка
со
взрослыми
и
сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая
форму
то
непосредственного
эмоционального
контакта,
то
контакта
в
процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения,
усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые
возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений,
что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и
для формирования личности в целом.
Ситуативно-деловая
форма
общения
играет
очень
важную
роль
в
формировании
личности
ребёнка.
Задержка
на
непосредственно-
эмоциональном этапе общения со взрослым чревато задержками в развитии
малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.
Эмоционально- практическое общение со сверстниками способствует
развитию
таких
личностных
качеств
как
инициатива,
свобода
(независимость),
позволяет
ребёнку
увидеть
свои
возможности,
помогает
дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.
Заключение
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются
психические
качества
и
личностные
особенности
ребёнка.
В
игре
складываются
другие
виды
деятельности,
которые
потом
приобретают
самостоятельное значение.
Игровая
деятельность
влияет
на
формирование
произвольности
психических
процессов.
Так,
в
игре
у
детей
начинают
развиваться
произвольное
внимание
и
произвольная
память.
В
условиях
игры
дети
сосредоточиваются
лучше
и
запоминают
больше,
чем
в
условиях
лабораторных
опытов.
Сознательная
цель
(сосредоточить
внимание,
запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в
игре. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах,
включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и
сюжета. Если ребёнок не хочет быть внимательным к тому, что требует от
него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он
просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном
поощрении
вынуждает
ребёнка
к
целенаправленному
сосредоточению
и
запоминанию.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на
развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре
ребёнок учится действовать с заместителем предмета
он даёт заместителю
новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий
с предметами-заместителями ребёнок учится мыслить о реальном предмете.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений
ребёнка
в
сюжетно-ролевой
игре
ложится
в
основу
особого
свойства
мышления,
позволяющего
стать
на
точку
зрения
других
людей,
предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё
собственное поведение.
Список использованной литературы
1.
Воспитание
детей
в
старшей
группе
детского
сада/В.В.
Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.
М.: 1984 год
2.
В.С. Мухина «Детская психология»
М.: 2000 год
3.
М.А.Панфилова «Игротерапия общения»
М.: 2002 год.