Автор: Давыдова Лариса Викторовна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ ОШ №10 Населённый пункт: г Выкса Нижегородская область Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: "Птичий переполох" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа № 10
Познавательно-развлекательное мероприятие
«Птичий переполох»
Разработку выполнила:
Давыдова Лариса Викторовна
учитель химии и биологии
МБОУ ОШ №10
городской округ г. Выкса
1
Цель: знакомство учащихся с многообразием и значением птиц в природе и
жизни человека.
Задачи:
Образовательная: -закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят
человеку.
Развивающая: -развивать внимание, память, логическое мышление, речь
учащихся.
Воспитывающая: -воспитывать любовь и бережное отношение к птицам
.
Оборудование:
музыкальное
сопровождение:
«Вальс
цветов»,
песня
«Здравствуйте птицы», запись птичьих голосов, песня «Всем нужны друзья»;
альбом
с
названиями
страниц
(на
цветной
бумаге);
загадки
о
птицах;
пословицы и поговорки о птицах; рисунки детей.
Учитель:
Здравствуйте
дорогие
ребята.
Сегодня
я
предлагаю
вам
стать
участниками познавательно – развлекательной игры «Птичий переполох».
Думаю, что это время вы проведёте с пользой для себя, узнаете много нового,
сможете проверить свои знания по теме птицы. Помогать мне сегодня будут
учащиеся 7 «а» класса нашей школы. Итак, в путь!
Звучит музыка, на её фоне выходят ведущие.
Ведущий
1
Большинство из нас старается сделать уютным и
красивым
если
не
свой
дом,
то
хотя
бы
свою
комнату.
Но
почему-то,
переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом
тоже наш дом.
Ведущий 2 Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от
каждого
из
нас
напрямую
зависит,
чтобы
она
оставалась
такой
же
прекрасной, какой её видят космонавты; чтобы на ней были голубые озёра, а
не грязные лужи, зелёные леса, а не горы мусора. Чтобы завтра и послезавтра
мы могли сказать ( говорят вместе) Добрый день.
Музыка стихает.
1
Давайте будем дружить друг с другом
Как птица - с небом, как поле - с плугом
Как ветер - с морем, трава с дождями
Как солнце дружит со всеми нами.
2 Давайте будем мы все стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
В исполнении группы девочек звучит песня «Здравствуйте птицы»
2
Ведущий 1 Птицы – наши помощники. Они уничтожают миллионы
вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полёвок. А хорошо
ли мы птиц бережём и охраняем? За что любим, как о них заботимся?
Сегодня наш праздник посвящен пернатым друзьям – птицам.
Учитель:
Итак, ребята, вы наверное, уже догадались, что главными героями
нашей игры будут птицы. Во время путешествия нас будет сопровождать
необычный альбом, и наша задача заглянуть на все его странички.
Итак, открываем первую. (Подскажи птичку). А много ли птиц вам известно?
Вот сейчас мы это и проверим.
( Загадки. Смотри приложение № 1.)
Посмотрите, какая замечательная выставка рисунков сделана учащимися
нашей школы.
(Обращает внимание учащихся на рисунки и делает комментарии)
Ведущий 1. Издавна на Руси было принято встречать ранней весной
птиц,
возвращающихся
с
юга
в
родные
места.
Их
приветствовали
песнопениями и заклинаниями.
Ведущий
2. В этих закличках говорилось, что птицы, возвращаясь
домой из – за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди
верили,
что
этими
ключами
замкнуто
холодное
подземелье,
где
томится
красавица весна, запертая злой зимой. Вот и звали они птиц, чтоб помогли
весне с зимой местами поменяться.
1
Жаворонки прилетите
Красну весну принесите
Принесите весну на своём хвосту
На сохе, на бороне
На овсяном снопе.
Учитель:
Какие замечательные заклички использовали наши предки, и если вы
захотите, то можете в нашей библиотеке узнать о них много больше.
А
н а с
с
в а м и
п о д ж и д а е т
н о в а я
с т р а н и ч к а .
( Птичьи приметы).
Прочитываем
приметы,
а
потом
спрашиваем
детей
пояснить,
что
они
означают. А вы, ребята, знаете какие - либо приметы? Не расстраивайтесь,
если не смогли вспомнить в нашей библиотеке вам помогут.
Приметы:
Ранний прилёт журавлей – ранняя весна.
Вороны купаются ранней весной в лужах – к теплу.
Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная.
Гуси летят высоко – воды будет много, низко – мало.
Если грачи прямо на свои гнёзда летят – весна будет скорая.
3
Ведущий 1 .Когда люди стали опекать и охранять пернатых, появился
праздник – день птиц. Впервые он был проведен в США в 1894 году 1 апреля.
Ведущий
2 .Вскоре
день
птиц
стал
проводиться
как
народный
праздник не только во всех штатах Америки, а также во многих странах мира.
Ведущий 1 .В нашей стране о празднике пернатых заговорили в 1924
году. В его организации помогали многие известные художники и писатели. В
1928 году День птиц стали проводить в масштабах страны.
Ведущий 2 .С 1999 года Союз охраны птиц возродил традицию Дней
птиц в России.
Учитель:
А сейчас самое время заглянуть в наш альбом и увидеть новую страничку.
( В птичьем краю).
Наверное, вы думаете, что все птицы похожи и ничего примечательного в них
нет. Это совершенно не так. Презентация «Мир птиц»
Учитель:
Какай
замечательный
рассказ
о
необычных
птицах
мы
с
вами
услышали. Думаю, что некоторые из вас со многими познакомились впервые.
Ведущий 1 .Кто из вас не наслаждался звонкой трелью соловья, не
восхищался красотой павлина и проворством воробья? Могут ли эти милые
создания оставить равнодушным взор человека?
Ведущий 2 .Все птицы без исключения прекрасны. Такие разные и
неповторимые они собою украшают окружающий мир. Кроме того, многие из
них чудесно поют и создают человеку хорошее настроение.
(Звучит запись птичьих голосов)
Ведущий 1.
Необходимую информацию пернатые друг другу
передают с помощью криков, посвистов, прикосновений. Чаще всего они
пользуются звуками. В трелях и песнях птиц различают до 400 оттенков.
Самыми говорливыми являются вороны. В их языке около 300 криков и
карканий.
Ведущий 2 .
Лучше
всего поют птицы весной. К сожалению
немногие знают, что пение птиц сказывается на здоровье человека, пение
птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет
на нервную систему и общее состояние организма. А еще врачи древности
ряд заболеваний лечили пением птиц. Такое лечение
заинтересовало и
современных врачей. Проведённые опыты дали хорошие результаты.
Учитель:
Вот видите ребята, пением птиц можно подлечится. Может нам
стоит выучить для этого птичий язык?
(песня «Всем нужны друзья»)
Замечательная песня. Возможно у многих из вас появится пернатый друг,
если вы соорудите для него кормушку.
Тем не менее, нам пришло время
открыть новую страничку (Птичьи мудрости).
4
Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Вороне соколом не быть.
И петух у своих ворот храбрый.
Гусь свинье не товарищ.
Как с гуся вода.
Дети дают пояснения.
Ведущий
1. Образование
пар
у
птиц
происходит
при
помощи
ритуальных сигналов, специфическом полёте, позах, песнях и криках. Но
если одной или другой стороной будет допущена ошибка, то её участники
разлетятся в стороны.
Ведущий 2 . Гнёзда птиц располагаются на земле, кронах деревьев,
кучах хвороста, на пнях, в дуплах. Обычно гнездо используется в течение
одного сезона, а вот гнездо стрижа – соланги даже можно употреблять в
пищу.
Учитель:
А
сейчас
мы
с
вами
посмотрим
и
послушаем
рассказ
об
одном
удивительном создании из мира птиц. Презентация «Пингвины»
Учитель:
Оказывается, среди птиц есть такие, которые не способны к полёту,
их очень много видов и они удивительные и красивые.
Звучит музыка.
Ведущий 1 .Сегодня вы многое узнали о птицах. Есть птицы хорошо
знакомые всем людям, но много и таких, о которых мы не слышали. А есть и
такие птицы, о которых мы не услышим уже никогда.
Ведущий
2 .Люди
не
должны
такого
допустить,
любящие
и
понимающие природу, они уважают её законы. Даже если ваша будущая
профессия и жизнь не будут связаны с природой и птицами, не забывайте о
них.
Вместе: берегите птиц.
Учитель:
И вот настало время перевернуть последнюю страничку нашего альбома
(Птичьи конкурсы)
1 конкурс «Узнай меня» (по рисунку определить какая это птица)
2
конкурс «Красавчик» (раскрасить макет птицы)
5
3
конкурс « Ноги и клюв» ( собрать правильно пару чей клюв и где его
ноги)
После проведения конкурсов (смотри приложение №2) подводим итог.
Рефлексия.
Учитель:
У вас на столах лежат три рожицы. Выберите ту, которая отражает
ваше состояние после нашего путешествия по стране «Птичий переполох» и
прикрепите её на стенд.
Ребята прикрепляют выбранные ими рожицы.
Учитель:
Спасибо за внимание. До новых встреч.
При составлении мероприятия использован материал:
1. журнал «Читаем. Учимся. Играем» № 1 2008г.
Приложение №1
6
Приложение №2
7