Напоминание

Электризация тел. Взаимодействие тел. Два рода зарядов


Автор: Якименко Нина Валентиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова"
Населённый пункт: Белгородская область, пгт. Борисовка
Наименование материала: Электронный образовательный ресурс "Конспект урока"
Тема: Электризация тел. Взаимодействие тел. Два рода зарядов
Раздел: среднее образование





Назад




" .
Урок физики по теме

Электризация тел
. ". 8-
Взаимодействие тел Два рода зарядов

й класс
, Якименко Нина Валентиновна учитель физики :
Цели
 " ". начать формирование знаний по теме Электрические явления Учащиеся должны углубить , ; знания о явлении электризации свойствах наэлектризованных тел  , развивать экспериментальные умения умение делать выводы по результатам ; экспериментов  . показать учет и использование знаний о электризации тел в жизни : Учитель - " ". Сегодня мы начинаем изучать новый раздел Электрические явления Мы остановимся , , , , . на вопросах связанных с электрическим током узнаем его природу характеристики действия . . . История изучения электричества уходит далеко в прошлое В пятом веке до н э к греческому ученому Фалесу обратился один , человек с просьбой объяснить необычное явление которое , . наблюдала его дочь во время прядения пряжи веретеном сделанным из янтаря Девочка , заметила что янтарное веретено после соприкосновения с шерстью начинало притягивать к себе , , . пушинки соломинки нитки и другие мелкие частички Веретена из янтаря , у меня нет а браслет из . - . янтаря имеется Приблизим янтарь к мелким телам нет никакого взаимодействия Натрем янтарь - . , о шерсть и снова приблизим пушинки и соломинки притянулись к янтарю Фалес пришел к выводу , , . - - " ", что янтарь потертый о шерсть электризуется По гречески янтарь электрон отсюда и название " ". , электричество Итак , , явление в результате которого тело после соприкосновения с другим телом , . приобретает свойство притягивать к себе различные предметы называют электризацией , " . . Откройте тетради запишите тему урока Электризация тел Взаимодействие заряженных тел Два " рода зарядов . Попробуем все сведения об электризации получить из опыта Каждая группа получит свое . . задание После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты Внимательно прочитайте , , . свои задания постарайтесь не отвлекаться все результаты записывайте в тетрадь На 5-7 . ( выполнение опытов отводится минут Ученики получают карточки с заданиями и оборудование . , , , , для их выполнения Столы за которыми сидят ученики рекомендую поставить если это возможно " ", . . амфитеатром т к во время обсуждения своих заданий ученики смогут демонстрировать опыт , , ). всему классу не выходя к демонстрационному столу что сэкономит время урока 1. Задание Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из . ? . эбонита и сухой мех Что вы наблюдаете Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе ? ? Что вы наблюдаете теперь Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом . Сделайте вывод об электризации меха и эбонита Каким способом можно наэлектризовать мех и . эбонитовую палочку : Оборудование , , , гильза из фольги подвешенная на шелковой нити на штативе эбонитовая палочка кусочек меха 2. Задание
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из . ? стекла и кусочек шёлка Что вы наблюдаете Потрите стеклянную палочку о шёлк и вновь . ? поднесите их к гильзе Что вы наблюдаете теперь Как взаимодействует гильза с шёлком и ? . стеклянной палочкой Сделайте вывод об электризации шёлка и стеклянной палочкой Каким ? способом можно их наэлектризовать : Оборудование , , гильза из фольги подвешенная на шелковой нити на штативе палочка из стекла и кусочек шёлк 3. Задание Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из . ? пенопласта и кусочек полиэтилена Что вы наблюдаете . Потрите палочку из пенопласта о полиэтилен и вновь поднесите их к гильзе Что вы наблюдаете ? ? теперь Как взаимодействует гильза с полиэтиленом и пенопластом Сделайте вывод об . ? электризации пенопласта и полиэтилена Каким способом можно их наэлектризовать 4. Задание ( Укрепите на острие кусок водопроводной трубы посредине трубы просверлено ) несквозное отверстие для острия и поднесите к трубе наэлектризованную о мех эбонитовую . ? палочку Что вы наблюдаете Сделайте вывод о действии наэлектризованных тел на тяжёлые . тела : Оборудование , , , штатив с остриём кусок водопроводной трубы просверленный посредине , . эбонитовая палочка кусок меха 5. Задание , Поднесите наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку к струйке воды . ? . вытекающей из водопровода Что вы наблюдаете Сделайте вывод о электризации воды 6. Задание Зажгите свечу и поднесите к ней наэлектризованную трением о бумагу пластмассовую . ? . палочку Что вы наблюдаете Сделайте вывод о электризации пламени свечи 7. Задание , , Уравновесьте пластмассовую линейку на электрической лампе ввёрнутой в патрон и приблизите к . ? ней другую такую же линейку Что вы наблюдаете Затем наэлектризуйте трением о фланель . ? поочередно эти линейки и опыт повторите Что вы наблюдаете Как взаимодействуют заряды ? одного рода : Оборудование , , . электрическая лампа на подставке две пластмассовые линейки кусок фланели 8. Задание , Линейку из оргстекла уравновесьте на электрической лампе ввёрнутой в патрон и преподнесите к . ? ней кусок фланели Что вы наблюдаете Затем наэлектризуйте трением о фланель линейку и . ? : , повторите опыт Что вы наблюдаете Сделайте вывод одинаков ли вид заряда приобретаемый ? 2- ? линейкой и кусочком фланели путём трения Как взаимодействуют заряды х различных видов : Оборудование , , . электрическая лампа на подставке линейка из оргстекла кусок фланели , . Заканчиваем работу переходим к обсуждению результатов , . , Фалес считал что электризоваться может только янтарь А что наблюдали ребята выполнявшие 1- . ое задание : Ученик А . Мы поочерёдно поднесли к гильзе из фольги кусок меха и эбонитовую палочку Никакого . . взаимодействия не наблюдалось Затем потёрли палочку о мех и снова поднесли их к гильзе Мы , , . заметили что гильза притягивается как к эбонитовой палочке так и к меху
( ). Ученики показывают опыт всему классу : Учитель , , Тело которое после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела , . называют наэлектризованным заряженным или имеющим эклектический заряд , , Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки потёртой о мех назвали . отрицательным ? Можно ли наэлектризовать другие тела трением : Ученик В , . , Да можно Например после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк . притягивают лёгкую гильзу из фольги : Учитель , , Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки потёртой о шёлк назвали . положительным : Ученик С , . А мы к гильзе поднесли пенопласт потёртый о полиэтилен Гильза притянулась и к . пенопласту и к полиэтилену : Учитель . В рассмотренных опытах мы наблюдали действие электрических сил на мелкие тела , . Посмотрим действуют ли электрические силы на более тяжелые тела : Ученик Д , , В нашем опыте к тяжёлой водопроводной трубе укреплённой на острие мы поднесли . , . наэлектризованную палочку Мы увидели что труба медленно поворачивается к палочке Учетель : . Во всех рассмотренных случаях наэлектризованная палочка притягивала твёрдые тела ? Могут ли электризоваться жидкости и газы : Ученик Е , ., . Если к струйке воды поднести наэлектризованную палочку то она искривиться т к . начнёт притягиваться к палочке : Ученик Ж . Наэлектризованная палочка притягивает и пламя свечи Пламя отклоняется при . приближении заряженной палочки : Учитель , На самом деле . электризуются все тела . , , Рассмотрим свойства заряженных тел более подробно Выясним как взаимодействуют тела . . ? имеющие заряды одного знака Ребята проводили такой эксперимент Что же у них получилось : Ученик З , Две линейки из оргстекла мы наэлектризовали трением о фланель тем самым сообщив . , , , им заряды одного знака Первую линейку укрепили на лампочке укреплённой в патроне вторую , . , , держа в руке поднесли к первой Мы заметили что палочка находящаяся на лампочке , . , отталкивается от той которая в руке Таким образом , , тела имеющие заряды одного вида . отталкиваются : Учитель , , Возникает вопрос одинаков ли вид заряда приобретаемый линейкой и кусочком фланели ? путём трения Послушаем ответы ребят : Ученик И . , Мы приблизили кусочек фланели к наэлектризованной им линейке Мы увидели что . . линейка притягивается к фланели Значит заряды на линейке и кусочке фланели разных видов , , . Тела имеющие заряды разного вида притягиваются друг к другу : Учитель ( ) Заряды одного знака оба положительные или оба отрицательные называют , - . , одноимёнными а заряды разных знаков разноимёнными Таким образом одноимённо заряженные , - . тела отталкиваются а разноимённо заряженные притягиваются . В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом Так . обстоит дело с электрическим котом
: Ученик Д , Вы наверное слышали что существует на свете электрический угорь и электрический . , . , ? скат Охотясь они поражают свои жертвы электрическим разрядом Ну а электрический кот Где ? , " " водится это загадочное животное Оказывается электротехнические способности есть у . . , каждого самого обычного кота Но не каждый кот годится для опытов Кот нужен смирный . - : . добродушный и чистый Кот неряха не подойдет его шерсть плохо электризуется В сухой , морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления чтобы его шубка стала вполне . , , сухой Вымойте руки вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку а правой рукой " ": . быстро гладьте кота по шерсти от головы к хвосту Скоро вы почувствуете в руках легкое . , , , покалывание и услышите тихий треск Если делать этот опыт в темноте то когда глаза привыкнут , . вы увидите как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками Кота этот опыт не особенно . . беспокоит Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент И тогда вместо ! искр в вашу руку вонзятся острые когти , , , Знаменитый американский изобретатель Эдисон тот самый что изобрел фонограф сделал много . , , важных изобретений и в области электротехники Он изобрел лампочку накаливания патрон к ней . , выключатель и создал первую систему электрического освещения Так вот еще мальчишкой Томми , . , Эдисон делал опыты с электричеством добытым из котика Можно сказать что это симпатичное . животное мурлыкало у колыбели электротехники : Ученик Е . Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху При , , этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли о воздух а также за . . счет столкновения частиц друг с другом В воздухе можно видеть искры Ученик Ж : В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень , , электризуется а от этого закручивается и рвется поэтому воздух в производственных помещениях , . увлажняют делая его проводником электричества Благодаря этому заряды на бумаге не , " " , . скапливаются а стекают с нее предохраняя от порчи 3: Ученик Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических . отпечатков При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные , , . частицы золотой пыли наносимой на купюру создавая видимые отпечатки : Учитель В качестве закрепления предлагаю вам ответить на вопросы теста . Тест . . . Электризация тел Взаимодействие заряженных тел Два рода зарядов 1. , : Тело которое наэлектризовано : . нагревается : : охлаждается : . приходит в движение : . притягивает к себе другие тела 2. : Электрические заряды бывают : . положительными : . отрицательными : . положительными и отрицательными : . разными 3. ? Как взаимодействуют наэлектризованные тела
. Тела с зарядами одного знака притягиваются . Тела с зарядами разного знака отталкиваются , , - . Если у тел заряды одного знака они отталкиваются если разного притягиваются 4. ? В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел № 1. № 2. № 3. . Нет правильного изображения 5. , , , Какие бумажные цилиндрики показанные на рисунке не заряжены а каким сообщены ? одноименные заряды № 3; № 1. № 3; № 2. № 1; № 3. № 1; № 2. 6. ? В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться № 1 № 3. и № 2 № 4. и № 2 № 4. и № 2 № 3. и 7. , , . , Два тела обладая положительным зарядом отталкиваются Как они будут взаимодействовать ? если одно из них приобретет отрицательный заряд Если отрицательно наэлектризованными ? станут оба тела . Притянутся в обоих случаях . В том и другом случае оттолкнутся ; . Притянутся оттолкнутся ; . Оттолкнутся притянутся
8. , , К наэлектризованным шарам знаки зарядов которых неизвестны подносят палочки с зарядом . , ? известного знака На каком рисунке показан шар имеющий отрицательный заряд № 1. № 2. № 3. №1169, №1170 . . , . . Затем можно разобрать в качестве закрепления материала В И Лукашик Е В " ". Иванова Сборник задач по физике . Подвести итоги урока и задать домашнее задание .
Список использованной литературы
1. . " " , " " 1993 . Л Гальперштейн Забавная физика Москва Детская литература г 2. . . " " " " 1988 . Л В Тарасов Физика в природе Москва Просвещение г 3. . . " 10 " " " 2001 . В А Касьянов Физика класс Москва Дрофа г


В раздел образования