Электризация тел. Взаимодействие тел. Два рода зарядов
Автор: Якименко Нина Валентиновна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова" Населённый пункт: Белгородская область, пгт. Борисовка Наименование материала: Электронный образовательный ресурс "Конспект урока" Тема: Электризация тел. Взаимодействие тел. Два рода зарядов Раздел: среднее образование
Электризация тел
.
". 8-
Взаимодействие тел Два рода зарядов
й класс
,
Якименко Нина Валентиновна
учитель физики
:
Цели
"
".
начать формирование знаний по теме Электрические явления
Учащиеся должны углубить
,
;
знания о явлении электризации
свойствах наэлектризованных тел
,
развивать экспериментальные умения умение делать выводы по результатам
;
экспериментов
.
показать учет и использование знаний о электризации тел в жизни
:
Учитель
- "
".
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел
Электрические явления
Мы остановимся
,
,
,
,
.
на вопросах связанных с электрическим током узнаем его природу характеристики действия
.
.
.
История изучения электричества уходит далеко в прошлое В пятом веке до н э к греческому
ученому Фалесу обратился один
,
человек с просьбой объяснить необычное явление которое
,
.
наблюдала его дочь во время прядения пряжи веретеном сделанным из янтаря Девочка
,
заметила что янтарное веретено после соприкосновения с шерстью начинало притягивать к себе
,
,
.
пушинки соломинки нитки и другие мелкие частички Веретена из янтаря
,
у меня нет а браслет из
.
-
.
янтаря имеется Приблизим янтарь к мелким телам
нет никакого взаимодействия Натрем янтарь
-
.
,
о шерсть и снова приблизим
пушинки и соломинки притянулись к янтарю Фалес пришел к выводу
,
,
.
-
- "
",
что янтарь потертый о шерсть электризуется По гречески янтарь
электрон
отсюда и название
"
".
,
электричество
Итак
,
,
явление в результате которого тело после соприкосновения с другим телом
,
.
приобретает свойство притягивать к себе различные предметы называют электризацией
,
"
.
.
Откройте тетради запишите тему урока Электризация тел Взаимодействие заряженных тел Два
"
рода зарядов
.
Попробуем все сведения об электризации получить из опыта Каждая группа получит свое
.
.
задание После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты Внимательно прочитайте
,
,
.
свои задания постарайтесь не отвлекаться все результаты записывайте в тетрадь На
5-7
. (
выполнение опытов отводится
минут
Ученики получают карточки с заданиями и оборудование
.
,
,
,
,
для их выполнения Столы за которыми сидят ученики рекомендую поставить если это возможно
"
",
.
.
амфитеатром
т к во время обсуждения своих заданий ученики смогут демонстрировать опыт
,
,
).
всему классу не выходя к демонстрационному столу что сэкономит время урока
1.
Задание
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из
.
?
.
эбонита и сухой мех Что вы наблюдаете
Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе
?
?
Что вы наблюдаете теперь
Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом
.
Сделайте вывод об электризации меха и эбонита
Каким способом можно наэлектризовать мех и
.
эбонитовую палочку
:
Оборудование
,
,
,
гильза из фольги подвешенная на шелковой нити на штативе эбонитовая палочка
кусочек меха
2.
Задание
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из
.
?
стекла и кусочек шёлка Что вы наблюдаете
Потрите стеклянную палочку о шёлк и вновь
.
?
поднесите их к гильзе Что вы наблюдаете теперь
Как взаимодействует гильза с шёлком и
?
.
стеклянной палочкой
Сделайте вывод об электризации шёлка и стеклянной палочкой Каким
?
способом можно их наэлектризовать
:
Оборудование
,
,
гильза из фольги подвешенная на шелковой нити на штативе палочка из стекла и
кусочек шёлк
3.
Задание
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из
.
?
пенопласта и кусочек полиэтилена Что вы наблюдаете
.
Потрите палочку из пенопласта о полиэтилен и вновь поднесите их к гильзе Что вы наблюдаете
?
?
теперь
Как взаимодействует гильза с полиэтиленом и пенопластом
Сделайте вывод об
.
?
электризации пенопласта и полиэтилена
Каким способом можно их наэлектризовать
4.
Задание
(
Укрепите на острие кусок водопроводной трубы посредине трубы просверлено
)
несквозное отверстие для острия и поднесите к трубе наэлектризованную о мех эбонитовую
.
?
палочку Что вы наблюдаете
Сделайте вывод о действии наэлектризованных тел на тяжёлые
.
тела
:
Оборудование
,
,
,
штатив с остриём кусок водопроводной трубы просверленный посредине
,
.
эбонитовая палочка кусок меха
5.
Задание
,
Поднесите наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку к струйке воды
.
?
.
вытекающей из водопровода Что вы наблюдаете
Сделайте вывод о электризации воды
6.
Задание
Зажгите свечу и поднесите к ней наэлектризованную трением о бумагу пластмассовую
.
?
.
палочку Что вы наблюдаете
Сделайте вывод о электризации пламени свечи
7.
Задание
,
,
Уравновесьте пластмассовую линейку на электрической лампе ввёрнутой в патрон и приблизите к
.
?
ней другую такую же линейку Что вы наблюдаете
Затем наэлектризуйте трением о фланель
.
?
поочередно эти линейки и опыт повторите Что вы наблюдаете
Как взаимодействуют заряды
?
одного рода
:
Оборудование
,
,
.
электрическая лампа на подставке две пластмассовые линейки кусок фланели
8.
Задание
,
Линейку из оргстекла уравновесьте на электрической лампе ввёрнутой в патрон и преподнесите к
.
?
ней кусок фланели Что вы наблюдаете
Затем наэлектризуйте трением о фланель линейку и
.
?
:
,
повторите опыт Что вы наблюдаете
Сделайте вывод одинаков ли вид заряда приобретаемый
?
2-
?
линейкой и кусочком фланели путём трения
Как взаимодействуют заряды
х различных видов
:
Оборудование
,
,
.
электрическая лампа на подставке линейка из оргстекла кусок фланели
,
.
Заканчиваем работу переходим к обсуждению результатов
,
.
,
Фалес считал что электризоваться может только янтарь А что наблюдали ребята выполнявшие
1-
.
ое задание
:
Ученик А
.
Мы поочерёдно поднесли к гильзе из фольги кусок меха и эбонитовую палочку Никакого
.
.
взаимодействия не наблюдалось Затем потёрли палочку о мех и снова поднесли их к гильзе Мы
,
,
.
заметили что гильза притягивается как к эбонитовой палочке так и к меху
(
).
Ученики показывают опыт всему классу
:
Учитель
,
,
Тело которое после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела
,
.
называют наэлектризованным заряженным или имеющим эклектический заряд
,
,
Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки потёртой о мех назвали
.
отрицательным
?
Можно ли наэлектризовать другие тела трением
:
Ученик В
,
.
,
Да можно Например после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк
.
притягивают лёгкую гильзу из фольги
:
Учитель
,
,
Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки потёртой о шёлк назвали
.
положительным
:
Ученик С
,
.
А мы к гильзе поднесли пенопласт потёртый о полиэтилен Гильза притянулась и к
.
пенопласту и к полиэтилену
:
Учитель
.
В рассмотренных опытах мы наблюдали действие электрических сил на мелкие тела
,
.
Посмотрим действуют ли электрические силы на более тяжелые тела
:
Ученик Д
,
,
В нашем опыте к тяжёлой водопроводной трубе укреплённой на острие мы поднесли
.
,
.
наэлектризованную палочку Мы увидели что труба медленно поворачивается к палочке
Учетель
:
.
Во всех рассмотренных случаях наэлектризованная палочка притягивала твёрдые тела
?
Могут ли электризоваться жидкости и газы
:
Ученик Е
,
.,
.
Если к струйке воды поднести наэлектризованную палочку то она искривиться
т к
.
начнёт притягиваться к палочке
:
Ученик Ж
.
Наэлектризованная палочка притягивает и пламя свечи Пламя отклоняется при
.
приближении заряженной палочки
:
Учитель
,
На самом деле
.
электризуются все тела
.
,
,
Рассмотрим свойства заряженных тел более подробно Выясним как взаимодействуют тела
.
.
?
имеющие заряды одного знака
Ребята проводили такой эксперимент Что же у них получилось
:
Ученик З
,
Две линейки из оргстекла мы наэлектризовали трением о фланель тем самым сообщив
.
,
,
,
им заряды одного знака Первую линейку укрепили на лампочке укреплённой в патроне вторую
,
.
,
,
держа в руке поднесли к первой Мы заметили что палочка находящаяся на лампочке
,
.
,
отталкивается от той которая в руке Таким образом
,
,
тела имеющие заряды одного вида
.
отталкиваются
:
Учитель
,
,
Возникает вопрос одинаков ли вид заряда приобретаемый линейкой и кусочком фланели
?
путём трения
Послушаем ответы ребят
:
Ученик И
.
,
Мы приблизили кусочек фланели к наэлектризованной им линейке Мы увидели что
.
.
линейка притягивается к фланели Значит заряды на линейке и кусочке фланели разных видов
,
,
.
Тела имеющие заряды разного вида притягиваются друг к другу
:
Учитель
(
)
Заряды одного знака оба положительные или оба отрицательные называют
,
-
.
,
одноимёнными а заряды разных знаков разноимёнными Таким образом одноимённо заряженные
,
-
.
тела отталкиваются а разноимённо заряженные притягиваются
.
В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом Так
.
обстоит дело с электрическим котом
:
Ученик Д
,
Вы наверное слышали что существует на свете электрический угорь и электрический
.
,
.
,
?
скат Охотясь они поражают свои жертвы электрическим разрядом Ну а электрический кот
Где
?
, "
"
водится это загадочное животное
Оказывается
электротехнические способности есть у
.
.
,
каждого самого обычного кота Но не каждый кот годится для опытов Кот нужен смирный
.
-
:
.
добродушный и чистый Кот неряха не подойдет его шерсть плохо электризуется
В
сухой
,
морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления чтобы его шубка стала вполне
.
,
,
сухой Вымойте руки вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку а правой рукой
"
":
.
быстро гладьте кота по шерсти
от головы к хвосту Скоро вы почувствуете в руках легкое
.
,
,
,
покалывание и услышите тихий треск Если делать этот опыт в темноте то когда глаза привыкнут
,
.
вы увидите как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками Кота этот опыт не особенно
.
.
беспокоит Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент И тогда вместо
!
искр в вашу руку вонзятся острые когти
,
,
,
Знаменитый американский изобретатель Эдисон тот самый что изобрел фонограф сделал много
.
,
,
важных изобретений и в области электротехники Он изобрел лампочку накаливания патрон к ней
.
,
выключатель и создал первую систему электрического освещения Так вот еще мальчишкой Томми
,
.
,
Эдисон делал опыты с электричеством добытым из котика Можно сказать что это симпатичное
.
животное мурлыкало у колыбели электротехники
:
Ученик Е
.
Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху При
,
,
этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли о воздух а также за
.
.
счет столкновения частиц друг с другом В воздухе можно видеть искры
Ученик
Ж
:
В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень
,
,
электризуется а от этого закручивается и рвется поэтому воздух в производственных помещениях
,
.
увлажняют делая его проводником электричества Благодаря этому заряды на бумаге не
,
"
"
,
.
скапливаются а стекают с нее предохраняя от порчи
3:
Ученик
Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических
.
отпечатков При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные
,
,
.
частицы золотой пыли наносимой на купюру создавая видимые отпечатки
:
Учитель
В качестве закрепления предлагаю вам ответить на вопросы теста
.
Тест
.
.
.
Электризация тел Взаимодействие заряженных тел Два рода зарядов
1.
,
:
Тело которое наэлектризовано
:
.
нагревается
:
:
охлаждается
:
.
приходит в движение
:
.
притягивает к себе другие тела
2.
:
Электрические заряды бывают
:
.
положительными
:
.
отрицательными
:
.
положительными и отрицательными
:
.
разными
3.
?
Как взаимодействуют наэлектризованные тела
.
Тела с зарядами одного знака притягиваются
.
Тела с зарядами разного знака отталкиваются
,
,
-
.
Если у тел заряды одного знака они отталкиваются если разного притягиваются
4.
?
В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел
№ 1.
№ 2.
№ 3.
.
Нет правильного изображения
5.
,
,
,
Какие бумажные цилиндрики показанные на рисунке не заряжены а каким сообщены
?
одноименные заряды
№ 3; № 1.
№ 3; № 2.
№ 1; № 3.
№ 1; № 2.
6.
?
В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться
№ 1
№ 3.
и
№ 2
№ 4.
и
№ 2
№ 4.
и
№ 2 № 3.
и
7.
,
,
.
,
Два тела обладая положительным зарядом отталкиваются Как они будут взаимодействовать
?
если одно из них приобретет отрицательный заряд
Если отрицательно наэлектризованными
?
станут оба тела
.
Притянутся в обоих случаях
.
В том и другом случае оттолкнутся
;
.
Притянутся оттолкнутся
;
.
Оттолкнутся притянутся
8.
,
,
К наэлектризованным шарам знаки зарядов которых неизвестны подносят палочки с зарядом
.
,
?
известного знака На каком рисунке показан шар имеющий отрицательный заряд
№ 1.
№ 2.
№ 3.
№1169, №1170
.
.
,
.
.
Затем можно разобрать в качестве закрепления материала
В И Лукашик Е В
"
".
Иванова Сборник задач по физике
.
Подвести итоги урока и задать домашнее задание
.
Список использованной литературы
1.
.
"
"
, "
" 1993
.
Л Гальперштейн Забавная физика Москва
Детская литература
г
2.
.
.
"
"
"
" 1988
.
Л В Тарасов Физика в природе Москва Просвещение
г
3.
.
.
"
10
"
"
" 2001
.
В А Касьянов Физика
класс Москва Дрофа
г