Напоминание

Особенности работы в коррекционной школе


Автор: Олиферук Марина Александровна
Должность: заместитель директора по ур
Учебное заведение: КГОБУ Владивостокская КШИ №1
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы в коррекционной школе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности работы в коррекционной школе В специальных учреждениях
8-го вида
обучаются дети с необратимым отклонением в развитии - умственной отсталостью. Отметим, что специальные образовательные учреждения предназначены для обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Целью создания специальных образовательных учреждений
8-го

вида
является коррекция отклонений в развитии, а также социально- психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек.
Ученики школ 8-го вида
имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом. В спецшколе используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе. Специфика их применения обусловлена особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Например, ученики не могут одновременно усвоить большой объем материала, поэтому необходимо его членение на небольшие части. Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, не подкрепленный наглядными или практическими действиями, слабо понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти методы. У школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Своеобразие того или иного метода часто заключается в специфике приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы педагог использует приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, палочек, раскрашивание и т.д. Большое значение имеет сочетание различных методов. В спецшколе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Например, одним учащимся успешно сделать пересказ помогает использование беседы и картинного плана, другие лучше и полнее рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание картинного плана, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста. Выбор методов и приемов также зависит от содержания и задач каждого конкретного предмета, возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников, материально- технического оснащения специальной (коррекционной) школы, их географического положения, сложившихся педагогических традиций, опыта педагогов. Рассмотрим методы, которые применяются в коррекционной школе 8-го вида. Методы, используемые для сообщения новых знаний - сообщение новых знаний осуществляется с помощью объяснения, рассказа, демонстрации. Методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков - использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность – беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа. Методы работы с ТСО - В настоящее время в спецшколе на уроках чаще всего используются кинопособия, средства звукозаписи, мультимедийные презентации и пр. Таким образом, отметим, что во вспомогательной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе. В практическом же применении их учитываются познавательные возможности умственно отсталых школьников. Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые во вспомогательной школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность. Она включает:
1. а) подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями; 2. б) максимальную развернутость и расчлененность сложных понятий и действий; 3. в) замедленность обучения и частую повторность формулируемых действий; 4. г) предварение пропедевтикой изучения нового; 5. д) постоянную опору на чувственный опыт учащихся; 6. е) руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др. Немаловажное значение для оптимального функционирования методов обучения имеет целесообразный выбор средств обучения, как совокупности материальных и духовных ценностей, используемых в обучении. Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он: а) ведет не только к усвоению знаний, и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников; б) делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой активности; в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала, предупреждает опасность проникновения в, процесс обучения догматизма, зубрежки, схоластики; г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы; е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников, развитию у них потребностей и стремлений к знаниям, к овладению сокровищами культуры. Литература 1. Бабанский Ю. К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. – 1986. - № 11; 2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М., Школа- пресс,1994. – 112 с. 3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 215 с. 4. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А Основы олигофренопедагогики - М.: Издательский центр «Академия», 2006 5. Пузанов Б.П., Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) – 2008. – 310 с. 6. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: М., 2005Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология – СПб., 2004. – 400 с.


В раздел образования