Автор: Олиферук Марина Александровна Должность: заместитель директора по ур Учебное заведение: КГОБУ Владивостокская КШИ №1 Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток Наименование материала: Методическая разработка Тема: Особенности работы в коррекционной школе Раздел: среднее профессиональное
Особенности работы в коррекционной школе
В специальных учреждениях
8-го вида
обучаются дети с необратимым отклонением в развитии -
умственной отсталостью. Отметим, что специальные образовательные учреждения предназначены
для обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии.
Всего
существует
восемь
видов
таких
школ.
Целью
создания
специальных
образовательных
учреждений
8-го
вида
является
коррекция
отклонений
в
развитии,
а
также
социально-
психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются
классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не
должна быть больше 8 человек.
Ученики школ 8-го вида
имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать
сверстников,
поэтому
в
большей
степени
обучение
в
этих
образовательных
учреждениях
направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей
избежать катастроф социального характера.
В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание
социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го
класса.
Те
из
них,
кто
может
освоить
рабочую
профессию,
занимаются,
в
дальнейшем,
малоквалифицированным трудом.
В спецшколе используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе. Специфика их
применения обусловлена особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Например,
ученики
не
могут
одновременно
усвоить
большой
объем
материала,
поэтому
необходимо его членение на небольшие части. Сообщаемый только в словесной форме учебный
материал,
не
подкрепленный
наглядными
или
практическими
действиями,
слабо
понимается
школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти методы. У школьников связи между
словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные
методические приемы, обеспечивающие эту связь.
Своеобразие того или иного метода часто заключается в специфике приемов. Например, для
запоминания
изучаемой
буквы
педагог
использует
приемы
обводки
букв,
вырезанных
из
наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, палочек,
раскрашивание и т.д. Большое значение имеет сочетание различных методов. В спецшколе это
будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач,
подготовленности учащихся, но и состава класса. Например, одним учащимся успешно сделать
пересказ
помогает
использование
беседы
и
картинного
плана,
другие
лучше
и
полнее
рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание картинного плана,
беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста.
Выбор методов и приемов также зависит от содержания и задач каждого конкретного предмета,
возрастных
и
психофизических
особенностей
умственно
отсталых
школьников,
материально-
технического оснащения специальной (коррекционной) школы, их географического положения,
сложившихся педагогических традиций, опыта педагогов.
Рассмотрим
методы,
которые
применяются
в
коррекционной школе 8-го вида.
Методы, используемые для сообщения новых знаний - сообщение новых знаний осуществляется с
помощью объяснения, рассказа, демонстрации.
Методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков - использование
методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников,
повысить
их
самостоятельность
–
беседа,
наблюдения,
работа
с
книгой,
игра,
упражнения,
лабораторно-практические работы, самостоятельная работа.
Методы работы с ТСО - В настоящее время в спецшколе на уроках чаще всего используются
кинопособия, средства звукозаписи, мультимедийные презентации и пр.
Таким образом, отметим, что во вспомогательной школе используются те же методы обучения, что
и в любой другой общеобразовательной школе. В практическом же применении их учитываются
познавательные
возможности
умственно
отсталых
школьников.
Наиболее
существенным
признаком, отличающим методы обучения, применяемые во вспомогательной школе, от методов,
используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
1.
а) подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
2.
б) максимальную развернутость и расчлененность сложных понятий и действий;
3.
в) замедленность обучения и частую повторность формулируемых действий;
4.
г) предварение пропедевтикой изучения нового;
5.
д) постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
6.
е) руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и
учеником и др.
Немаловажное
значение
для
оптимального
функционирования
методов
обучения
имеет
целесообразный выбор средств обучения, как совокупности материальных и духовных ценностей,
используемых в обучении.
Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:
а) ведет не только к усвоению знаний, и способов действий, но и обеспечивает надлежащее
воспитание, общее развитие школьников;
б) делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся на основе учета их
познавательных
возможностей
на
различных
возрастных
стадиях,
обеспечивая вместе
с
тем
условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для
развития у них морально-волевых качеств и творческой активности;
в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала,
предупреждает опасность проникновения в, процесс обучения догматизма, зубрежки, схоластики;
г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек
систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;
д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального
сочетания фронтальной и индивидуальной работы;
е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников, развитию у них
потребностей и стремлений к знаниям, к овладению сокровищами культуры.
Литература
1.
Бабанский
Ю.
К.
О
дидактических
основах
повышения
эффективности
обучения
//
Народное образование. – 1986. - № 11;
2.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М., Школа-
пресс,1994. – 112 с.
3.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юрайт-М, 2001. – 215 с.
4.
Мозговой
В.М.,
Яковлева
И.М.,
Еремина
А.А
Основы
олигофренопедагогики
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2006
5.
Пузанов
Б.П.,
Н.
П.
Коняева,
Б.
Б.
Горскин
и
др.
Обучение
детей
с
нарушениями
интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) – 2008. – 310 с.
6.
Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под
ред. В. А. Сластенина: М., 2005Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология –
СПб., 2004. – 400 с.