Напоминание

Понимание игры в психологии Л. С. Выготского


Автор: Огнева Анастасия Эдуардовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАУ ДПО "Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино"
Населённый пункт: забайкальский край, пгт. Оловянная
Наименование материала: статья
Тема: Понимание игры в психологии Л. С. Выготского
Раздел: дошкольное образование





Назад




Понимание игры в психологии Л. С. Выготского Игра – одна из форм деятельности человека. Она является важнейшим средством воспитания и развития для дошкольников, будучи увлекательным занятием. Но происходит это тогда, когда игра включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Очень важно не забывать что игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно и организовать правильно, то именно в играх можно достичь многого, что нередко трудно добиться путем пространных бесед, собраний, очень утомляющих детей. Подмечая, как дети ведут себя во время игры, мы можем вовремя поправить ребенка, помочь ему. В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Развитие и становление игры в значительной степени происходит и при использовании ее как средства воспитания. Тема изучения игры интересовала многих исследователей. Л. С. Выготский определяет игру как осмысленную, разумную, целесообразную, планомерную, социально-координированную деятельность, психологическая природа которой идентична психологии труда. Тогда как С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры – в способности, отображая преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры. «Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать». Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм. Мнения педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. сходятся в том, что игра занимает ведущее место в социальном формировании дошкольника как субъекта познания и деятельности. В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным,
сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепкой, тело- гибким, глаз - зорким. В игре вырабатывается трудолюбие, целеустремленность, наблюдательность, смекалка. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности. Она всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Она дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность. В процессе образования личности игра сможет стимулировать: осознание собственного роста, продвижения в познании мира; радость овладения более совершенными способами деятельности; удовольствие от процесса познавательной деятельности; чувство собственного достоинства; гордость за успех товарища. Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.


В раздел образования