Автор: Огнева Анастасия Эдуардовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГАУ ДПО "Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино" Населённый пункт: забайкальский край, пгт. Оловянная Наименование материала: статья Тема: Понимание игры в психологии Л. С. Выготского Раздел: дошкольное образование
Понимание игры в психологии Л. С. Выготского
Игра – одна из форм деятельности человека. Она является важнейшим
средством воспитания и развития для дошкольников, будучи увлекательным
занятием. Но происходит это тогда, когда игра включается в организуемый и
управляемый педагогический процесс. Очень важно не забывать что игра —
это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая
посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать
учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры
подбирать продуманно и организовать правильно, то именно в играх можно
достичь многого, что нередко трудно добиться путем пространных бесед,
собраний, очень утомляющих детей. Подмечая, как дети ведут себя во время
игры, мы можем вовремя поправить ребенка, помочь ему. В период
дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но
игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она
открывает для ребенка. Развитие и становление игры в значительной степени
происходит и при использовании ее как средства воспитания.
Тема изучения игры интересовала многих исследователей. Л. С.
Выготский определяет игру как осмысленную, разумную, целесообразную,
планомерную, социально-координированную деятельность, психологическая
природа которой идентична психологии труда. Тогда как С. Л. Рубинштейн
утверждал, что игра является выражением определенного отношения
человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры – в
способности, отображая преображать действительность… В игре впервые
формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в
этом основное, центральное и самое общее значение игры. «Речь идет о
детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить,
и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так
он будет и работать». Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С.
Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике
уделял детским играм.
Мнения педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и
др. сходятся в том, что игра занимает ведущее место в социальном
формировании дошкольника как субъекта познания и деятельности.
В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с
миром современной техники, становится целеустремленным,
сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепкой,
тело- гибким, глаз - зорким. В игре вырабатывается трудолюбие,
целеустремленность, наблюдательность, смекалка. Игра для ребенка не
только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры
ребенок не может нормально расти и развиваться. Пусть некоторые игры
будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга.
Игра – это пространство для самореализации личности ребенка,
универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами
полноценного творческого развития личности. Она всегда вводит ребёнка в
реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра -
деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне
предметная. Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта,
двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество
межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Она
дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире,
усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность. В
процессе образования личности игра сможет стимулировать: осознание
собственного роста, продвижения в познании мира; радость овладения более
совершенными способами деятельности; удовольствие от процесса
познавательной деятельности; чувство собственного достоинства; гордость за
успех товарища.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых
насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие
мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный
потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры
воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство
человеческой личности.