Особенности и разновидности круговой тренировки, осуществляемой на уроках физической культуры.
Автор: Матвеева Мария Сергеевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: ГБОУ СОШ №175 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Особенности и разновидности круговой тренировки, осуществляемой на уроках физической культуры. Раздел: среднее образование
Особенности круговой тренировки
Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры,
представляет
собой
целостную
организационно-методическую
форму
физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу
выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго
регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на
организм занимающегося. Она органически вписывается в конкретную серию
учебных занятий, помогает учителю выполнять программу.
Основой
круговой
тренировки
является
многократное
выполнение
предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки
и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает
метод
строго
регламентированного
упражнения
от
игрового
и
соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное
регулирование и программа действий.
Комплексы
упражнений
подбираются
в
зависимости
от
возраста
учащихся
и
с
учетом
комплектования
занимающихся.
На
тренировках
используются снаряды, которыми оснащены залы, чтобы приготовить места
для
занятий
уходит
3-4
минуты,
еще
меньше
времени
занимает
уборка
снарядов. Этим достигается высокая организация тренировки.
Другое преимущество: занимающимся достаточно один раз «пройтись»
по всем снарядам (станциям), чтобы получить высокую разностороннюю
нагрузку.
В
процессе
обучения
нельзя
назвать
определенные
универсальные
методы.
Каждый
метод
эффективен,
если
он
наиболее
успешно
решает
намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание
средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем
метод круговой тренировки.
Работая
по
методу
круговой
тренировки,
должны
учитываться
возрастные особенности занимающихся. Каждый возрастной период имеет
свои
особенности
в
строении,
функциях
отдельных
систем
и
органов,
которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Общая
классификация
всех
физических
упражнений
проводится
на
основе
выделения
трех
основных
характеристик
активности
мышц,
осуществляющих соответствующее упражнение:
- объем активной мышечной массы;
- тип мышечных сокращений (статический или динамический);
- мощность сокращений.
В зависимости от мышц и мышечных групп, принимающих участие в
работе,
все
физические
упражнения
классифицируются
на
локальные,
региональные
и
глобальные.
Локальные
упражнения
КТ
избирательно
воздействуют на отдельные мышечные группы. При использовании таких
упражнений в КТ следует учитывать, что они не вызывают значительной
активизации
таких
основных
жизненно
важных
функций,
как
дыхание,
кровообращение, терморегуляция и другие.
Выполнение
региональных
и
особенно
глобальных
упражнений
значительно активизирует деятельность дыхательной, сердечнососудистой и
других
систем.
Степень
их
активизации
зависит
от
интенсивности,
длительности работы, количества мышц и мышечных групп, участвующих в
ее выполнении. Изменяя частоту повторений, величину сопротивления или
отягощения и амплитуду одного и того же упражнения, можно увеличивать
либо уменьшать мощность работы. С изменением мощности изменяется и
предельное время выполнения упражнения. Увеличение мощности приводит
к уменьшению времени работы. Эта зависимость является общей для всех
циклических
упражнений,
требующих
максимального
проявления
физических и психических возможностей человека.
В
зависимости
от
интенсивности
и
длительности
выполнения
глобальные упражнения циклического характера разделяют на четыре зоны
относительной
мощности:
максимальную;
субмаксимальную;
большую;
умеренную. Для упражнений каждой зоны характерны особенности, которые
следует
учитывать
при
составлении
комплексов
круговой
тренировки
и
выборе методов их выполнения. Поскольку ациклическим упражнениям (при
выполнении их на станциях) придается искусственно циклическая структура,
то рассматриваемые ниже особенности каждой из зон в определенной мере
справедливы и для них.
В зоне максимальной мощности упражнения выполняют с предельной
интенсивностью
в
течение
10-20
с.
При
их
выполнении,
в
мышцах
происходит распад энергосодержащих соединений с выделением большого
количества энергии, за счет которой и производится мышечная работа. При
таких кратковременных и интенсивных упражнениях системы дыхания и
кровообращения
не
успевают
удовлетворить
потребность
организма
в
кислороде.
Поэтому
работа
выполняется
почти
в
бескислородных
(анаэробных)
условиях.
Кислород,
необходимый
для
восстановления,
поступает в организм уже после окончания работы.
Для
глобальных
упражнений
максимальной
зоны
относительной
мощности,
включаемых
в
круговую
тренировку,
характерны
высокая
интенсивность выполнения, продолжительность работы до 20 с и большой
кислородный долг. Такие упражнения способствуют развитию силовых и
скоростно-силовых качеств. В круговой тренировке для воспитания этих
качеств
применяют
преимущественно
повторный
и
интенсивно-
интервальный методы.
Упражнения
субмаксимальной
зоны
мощности
в
зависимости
от
скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от
20-40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значительно
превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается
большой
кислородный
долг.
Характерной
особенностью
упражнений,
выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы
дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а
через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания
выполнения
упражнения.
Все
изменения,
происходящие
в
организме
(накопление СзНвОН; увеличение концентрации солей в крови и повышение
ее
вязкости)
значительно
затрудняют
выполнение
работы
без
снижения
интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений
данной
зоны
мощности,
представляет
собой
серьезное
физическое
и
психологическое испытание для занимающихся. Что касается физических
качеств,
то
выполнение
упражнений
в
субмаксимальной
зоне
мощности
способствует
развитию
силовой,
скоростной
и
скоростно-силовой
выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств,
является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно - и
интенсивно-интервальный методы.
В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеблется 5
до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислорода достигает
величин,
близких
к
максимальным.
К
концу
работы
накапливается
значительный кислородный долг, наблюдаются изменения биохимического
состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощности, выполняется
преимущественно
в
аэробных
условиях
и
способствует
повышению
локальной и общей выносливости. Эти качества совершенствуются круговой
тренировкой по методу непрерывной работы. Применяется такой метод в
основном на общеподготовительном этапе подготовительного периода для
решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.
Для
упражнений,
выполняемых
в
умеренной
зоне
мощности
характерно
удовлетворение
кислородного
запроса
в
процессе
работы.
Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии.
В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме
наступают
изменения,
ограничивающие
время
выполнения
упражнения
(исчерпываются
запасы
углеводов
и
жиров,
обезвоживание
и
др.).
В
комплексы
круговой
тренировки
данные
упражнения
включать
нецелесообразно,
так
как
характеристика
таких
упражнений
сходна
с
вариантами
круговой
тренировки,
выполняемой
по
методу
непрерывной
работы.
Рассмотренные
особенности
реакции
организма
на
однократное
выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу,
характеризуют
в
какой-то
мере
взаимосвязь
между
такими
параметрами
нагрузки,
как
объем
и
интенсивность.
Учет
этой
взаимосвязи
является
обязательным
условием
управления
тренировочным
эффектом
круговой
тренировки.
В
принципе
соотношение
объема
и
интенсивности
нагрузки
при
выполнении
физических
упражнений
характеризуется
обратно
пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в
упражнении,
тем
меньше
ее
интенсивность,
и
наоборот,
чем
больше
интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
Закономерное
«свертывание»
параметров
объема
нагрузки
по
мере
того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или
наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и
биохимическими
особенностями
работы
различной
продолжительности
и
мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации
упражнений по «зонам относительной мощности».
Рассматривая
каждое
физическое
упражнение
как
некоторый
воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде
всего,
к
длительности
воздействия,
а
интенсивность
нагрузки
–
к
силе
воздействия.
Конкретный
смысл
этих
понятий
и
параметры
объема
и
интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в
зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в
некоторой совокупности упражнений.
При
проведении
учебно-тренировочных
занятий
с
использованием
методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются
различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например
большой
и
субмаксимальной
интенсивности
с
относительно
небольшими
объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового
характера)
или
умеренной
и
большой
интенсивности
с
относительно
большими
объемами
(что
характерно
для
упражнений,
направленных
на
развитие выносливости).
При
выборе
упражнений
для
комплексов
круговой
тренировки
определенные
требования
предъявляются
к
степени
изученности
и
координированной
сложности
упражнений.
Эти
требования
вытекают
из
особенностей
образования
двигательных
навыков
–
закрепленных
до
автоматизма движений.
Для
фазы
генерализации
характерны
процессы
иррадиации
возбуждения в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются
не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вследствие
этого
нарушается
ритм
движения,
мышечные
усилия
и
затраты
энергии
превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой
фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так
как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе
повторений,
чрезмерном
отягощении
или
высоком
темпе)
допускаются
ошибки
в
технике,
которые
затем
постепенно
могут
закрепиться,
что
приводит к формированию неправильного движения.
В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных
условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому
недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных
процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное,
закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска
нарушить технику.
Рассмотренные
характеристики
свидетельствуют
о
широких
возможностях
разностороннего
воздействия
физических
упражнений
на
занимающихся при решении задач общей физической подготовки в системе
подготовки учеников путем применения их в КТ.
Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой
тренировке.
По
характеру
мышечного
сокращения
в
КТ
применяются
в
основном
динамические
упражнения,
но
наряду
с
ними
имеют
место
статические и упражнения с комбинированным режимом работы мышц.
В
основе
спортивной
деятельности
лежит
реальное
явление
-
двигательное действие, посредством которого решается спортивная задача.
Именно движение является тем объектом, на который прямо или косвенно
направлен
комплекс
тренирующих
воздействий
в
ходе
многолетней
подготовки ученика.
Многообразие разновидностей « круговой тренировки»
Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии
комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на
«станциях».
На
втором
занятии
определяется
максимальное
количество
повторений
с
учетом
времени
и
без
учета
времени.
В
дальнейшем
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
и
конкретных
задач
занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4,
1/3, 1 /2 от максимума.
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
1.
Непрерывно-поточный,
который
заключается
в
выполнении
упражнений
слитно,
одно
за
другим,
с
небольшим
интервалом
отдыха.
Особенность
этого
метода
-
постепенное
повышение
индивидуальной
нагрузки
за
счет
повышения
мощности
работы
(до
60%
максимума)
и
увеличения
количества
упражнений
в
одном
или
нескольких
кругах.
Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и
увеличивается
продолжительность
отдыха
(до
30
-
40
с).
Этот
метод,
способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2.
Поточно-интервальный
метод,
базирующийся
на
20
-
40-
секундном
выполнении
простых
по
технике
упражнений
с
мощностью
работы
(50%
от
максимальной)
на
каждой
станции
с
минимальным
интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения
контрольного
времени
прохождения
1-2
кругов.
Такой
режим
развивает
общую
и
силовую
выносливость,
совершенствует
дыхательную
и
сердечнососудистую системы.
3.
Интенсивно-интервальный,
который
используется
с
ростом
уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном
режиме
выполняются
с
мощностью
работы
до
75%
от
максимальной
и
продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90
с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тренировки
заключается в том, чтобы по возможности на большем количестве снарядов
выполнить
упражнения
различной
направленности,
трудности
и
интенсивности.
Он
предполагает
применять
два
принципа
изменения
нагрузки в занятиях:
- многократное повторение мышечной работы, при которой происходит
формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают
изменения
в
сердечнососудистой,
дыхательной
и
других
системах,
способствующие увеличению работоспособности в целом;
-
постоянное
повышение
объема
и
интенсивности
тренировочной
нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период.
Х.М. Муртазин (1967) отмечает, что при помощи круговой тренировки
можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества,
составлять
программу
их
развития,
видеть
наглядно
результаты
работы.
Менять нагрузку он предлагает такими методами:
- увеличение количества повторений за то же время;
- сокращение времени на выполнение того же количества повторений;
- повторение кругов (2 - 3);
- сокращение пауз отдыха;
- введение новых, более эффективных упражнений.
При
подборе
упражнений
для
круговой
тренировки
автором
предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в
целом и на отдельные группы мышц.
Наиболее полно комплексно-круговая форма тренировочных занятий
описана в монографии М. Шолиха (1965). Он успешно объединил идею
слитного,
непрерывного
выполнения
разнородных
упражнений,
детально
разработанную английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном с
идеей так называемой «интервальной тренировкой», обоснованной в трудах
X. Рейнделла и X. Роскамма (1961). М. Шолих широко использовал также
работы советских авторов А. Гугина(1951) и Б. Фрактмана (1955).
М. Шолих дает следующее определение круговой тренировке: «Под
«крейзтрэнингом»
и
его
вариантами
мы
понимаем
эффективные
организационно-методические
формы
занятий
для
совершенствования
двигательных
качеств
силы,
быстроты
и
выносливости,
а
также
в
особенности
таких
их
комплексных
форм,
как
силовая
выносливость,
скоростная
выносливость
и
скоростная
сила
в
зависимости
от
метода
нагрузки и с применением несложных упражнений, из которых составляет
неизменная на некоторое время программа упражнений».
Разные варианты КТ, даже при одинаковом подборе упражнений, будут
по-разному
влиять
на
работоспособность
и
соотношение
воспитываемых
физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и
отдыха). У М. Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их
основу
-
длительного
(непрерывного),
интервального
и
повторного
упражнений.
Интервальный
имеет
в
свою
очередь
два
варианта
-
экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется
мощностью в 50-60% от максимальной, длительностью 15 - 30 с и паузами
отдыха 45 - 90 с. Интенсивная работа - мощностью 75% от максимума,
длительностью 8 - 15 с и паузами 90 -120 с.
КТ
по
методу
интенсивной
работы
характеризуется
высокой
интенсивностью
в
каждом
упражнении,
достигающей
75
-
80%
от
максимальной мощности усилий.
Интервальная тренировка, разработанная X. Рейнделлом, X. Роскаммом
и другими в последнее время была с успехом применена в упражнениях
ациклического характера. В частности, отдельные ациклические упражнения
стали выполнять серийно-интервальным методом, придавая им условный
циклический
характер,
что
позволило
избирательно
повышать
функциональные
возможности
отдельных
мышечных
групп,
а
так
же
развивать
аэробные
и
анаэробные
возможности
организма.
Эта
идея
объединения ряда разнородных упражнений в одну целостную нагрузку, как
это
предусматривается
круговой
тренировкой,
оказалась
весьма
продуктивной.
В
качестве
средств
КТ
могут
быть
использованы
самые
разные
упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а
так же от специфики избранного вида спорта.
Для определения времени отдыха между упражнениями используют
данные,
полученные
Васильевой
В.В.
(1949),
а
так
же
исследования
Рейнделла X. и Роскамма X. о так называемой «действенной паузе». По их
мнению, ударный объем сердца достигает максимума не во время самой
работы, а во время отдыха на протяжении первых 60 - 90 с.
По данным Васильевой В.В. (1949) возбудимость ц.н.с. значительно
повышена на протяжении первых 2-х минут отдыха, после чего возбудимость
начинает снижаться. Автор считает, что целесообразно выполнять повторную
работу в фазе наибольшей возбудимости ц.н.с, возникающей в результате
предшествующей
нагрузки.
Более
длительные
интервалы
отдыха,
сопровождающиеся
снижением
возбудимости,
должны
быть
менее
эффективны.
В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно
направленного и общего, комплексного воздействия, а так же упорядоченного
и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью
тренирующих
факторов
широко
используется
эффект
«переключения»
(смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления
высокой работоспособности и положительных эмоций.
Программа упражнений, рекомендуемых М. Шолихом для круговой
тренировки рассчитана в основном на ОФП, но эта форма может иметь и
другое содержание – она подходит и для специализированной физической
подготовки применительно к различным видам спорта. Вопрос заключается
только в соответствующем подборе дополнительных средств, оказывающих
положительный эффект на упражнения специализации. В системе подготовки
учащихся
варианты
применяемых
методов
КТ
будут
отличаться
от
традиционных
форм
круговой
тренировки.
Отличие
будет
заключаться
в
направленности мышечной работы на воспитание конкретного двигательного
качества, в зависимости от специализации (Филин В.П., Фомин В.А., 1980).