Напоминание

Индивидуальное занятие Автоматизация звука Р


Автор: Приходько Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Сказка"
Населённый пункт: город Сургут Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: Индивидуальное занятие Автоматизация звука Р
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Автоматизация звука[р ] в словах и предложениях».

Коррекционно- образовательные задачи:
 Формировать умение самостоятельно характеризовать правильный артикуляционный уклад звука[ р ].  Продолжать учить правильно произносить звук [ р ] в словах и предложениях.  Умение выделять лишний предмет и обобщать предметы по одному признаку.  Совершенствовать навык рассказа стихотворения с опорой на мнемо-таблицу.  Умение определять наличие и место звука[ р ].  Закреплять навык звукового анализа слов.(из 3-4 звуков).
Развивающие задачи.
 Развивать фонематическое восприятие
.
 Развивать слухо-речевую память.  Развивать речевое дыхание (направленную воздушную струю).  Развивать наглядно-образное и логическое мышление.  Развивать зрительное внимание и восприятие.  Развивать артикуляционную и тонкую моторику.
Воспитательные задачи:
 Формировать самостоятельность и активность на индивидуальных занятиях.
Оборудование.
Карта «Острова в океане»;картинки-символы для артикуляционной гимнастики; предметные картинки; набор картинок «Кокосы»( кружки из картона с картинками на одной из сторон); две модели –сундучка, три модели-штурвала, модели-символы различных звуков; мнемо-таблица; сундучок или шкатулка с конфетами.
I. Орг. момент.
Л. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, рак, матрос, морской, корабль. Ты догадался, что это за звук? Ребёнок. Р-р-р.
II. Сообщение темы.

Л. Но прежде чем отправится в путь, нам нужно построить лодку.
III. Артикуляционная гимнастика.
(проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам) Л. Берём длинные, гибкие доски для постройки (упр. «Качели» )Проверяем доски на прочность ( упр. «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздями (упр. «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывём (упр. «Парус»). При его выполнении к воздушной струе добавляется голос. Какой звук у нас с тобой получился? Р. Звук [ р ]. Л. Замечательная лодка у нас получилась!
IV. Характеристика артикуляционного уклада и акустических признаков

звука [ р ].
Ребёнку предлагают модели различных звуков и разного цвета, он выбирает правильную модель и объясняет . ( Когда мы произносим звук [ р ], язычок «Чашечкой»спрятан за верхними зубами и дрожит ) Л. А почему ты выбрал модель синего цвета с колокольчиком? Р. Звук [ р ], это согласный, твёрдый, звонкий)
V. Закрепление навыка правильного произношения звука [ р ] в

открытых и закрытых слогах.
Л. А теперь можно готовиться к отплытию. Поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: Ра-ро-ру-ры. Давай столкнём нашу лодку на воду. Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: ар-ор-ур-ыр. Вот мы уже плывём. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища. Берём курс на первый остров!
VI . Определение наличия звука [ р ] в словах.
Л. Посмотри, сколько здесь различных вещей. Наверно, корабль
потерпел кораблекрушение? Но мы с тобой все вещи брать не будем, а возьмём только те в названиях которых есть звук [ р ]. Ребёнок отбирает и повторяет слова со звуком [р].( барабан, картина, корыто, рубашка, корона, рубанок).
VII. Дидактическая игра «Умные обезьянки» (Определение место

звука [ р ] в словах)
Л. А на этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по корзинкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первою корзину мы положим кокосы, если звук [ р ]в начале слова, во второю – в середине, а в третью если звук [р] в конце слова. Помоги обезьянам разложить кокосы. (ребёнок выполняет и проговаривает слова: рыба, рак, арбуз, помидор,сахар,кукуруза,)
VIII. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»(Выделения 4 лишнего

предмета и умение обобщать предметы по одному признаку)
Л. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.) Л. Он сказал мне по секрету, что знает где находятся сокровища. Но мы должны выполнить его просьбу, и тогда он скажет где находятся сокровища. Пират нашёл на острове 3 старых штурвала и не может разобрать, что там нарисовано и просит нас помочь ему. Посмотри на картинки и определи лишний предмет. (Катер,парусник, пароход, вертолёт.Рубашка, варотник,рукав,карман.
Отвёртка,тапор,рубанок,гармошка) (Ребёнок называет лишний предмет в каждой группе картинок). Пират поблагодарил их и сказал, что сокровища зарыты на последнем острове. Давай пригласим пирата с собой за сокровищам Ребёнок рассказывает по мнемо-таблице стихотворение: Большой корабль прибыл в порт, Бросил трап прошу на борт. Л. Но пират отказался и попрощался с нами.
IX.Дидактическая игра «Волшебный сундучок» (закрепление навыка

звукового анализа слов)
Л. Плывём к долгожданному острову. А вот и остров! Сначала нужно найти место, где спрятан сундук с сокровищами. Сделай шаг вправо, пять шагов вперёд. Р. Двигается по «острову»- следуя инструкции логопеда. Л. А вот и сундук, теперь его нужно открыть, а для этого нужно выполнить задание: - Перед тобой два сундука , а на них звуковые схемы, и две картинки. Подумай, к каким схемам они подходят? Р. Первая схема подходит к слову рак, потому что в этом слове три звука: Первый звук – твёрдый согласный [ р ], второй – гласный [а ], Третий – твёрдый согласный [к]. Вторая схема подходит к слову рыба, потому что в этом слове четыре Звука: первый звук – твёрдый согласный [ р ], второй – гласный [ы], Третий – твёрдый согласный [б], четвёртый – гласный[а].
Л А давай теперь попробуем открыть сундук. Что же там за сокровище? (Р. открывает сундук, в нём конфеты.) Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты – это настоящее сокровище
X. Итог занятия.
Л. Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своём приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ? Ребёнок. Р-р-р. Л. А какой это звук? Р. Согласный, твёрдый, звонкий.


В раздел образования