Автор: Приходько Наталья Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Сказка" Населённый пункт: город Сургут Тюменская область Наименование материала: конспект Тема: Индивидуальное занятие Автоматизация звука Р Раздел: дошкольное образование
Тема: «Автоматизация звука[р ] в словах и предложениях».
Коррекционно- образовательные задачи:
Формировать умение самостоятельно характеризовать правильный
артикуляционный уклад звука[ р ].
Продолжать учить правильно произносить звук [ р ] в словах и
предложениях.
Умение выделять лишний предмет и обобщать предметы по одному
признаку.
Совершенствовать навык рассказа стихотворения с опорой на
мнемо-таблицу.
Умение определять наличие и место звука[ р ].
Закреплять навык звукового анализа слов.(из 3-4 звуков).
Развивающие задачи.
Развивать фонематическое восприятие .
Развивать слухо-речевую память.
Развивать речевое дыхание (направленную воздушную струю).
Развивать наглядно-образное и логическое мышление.
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Развивать артикуляционную и тонкую моторику.
Воспитательные задачи:
Формировать самостоятельность и активность на индивидуальных
занятиях.
Оборудование. Карта «Острова в океане»;картинки-символы для
артикуляционной гимнастики; предметные картинки; набор картинок
«Кокосы»( кружки из картона с картинками на одной из сторон); две модели
–сундучка, три модели-штурвала, модели-символы различных звуков;
мнемо-таблица; сундучок или шкатулка с конфетами.
I. Орг. момент.
Л. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ.
А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, рак,
матрос, морской, корабль. Ты догадался, что это за звук?
Ребёнок. Р-р-р.
II. Сообщение темы.
Л. Но прежде чем отправится в путь, нам нужно построить лодку.
III. Артикуляционная гимнастика. (проводится артикуляционная гимнастика
по картинкам-символам)
Л. Берём длинные, гибкие доски для постройки (упр. «Качели» )Проверяем
доски на прочность ( упр. «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздями
(упр. «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не
поплывём (упр. «Парус»). При его выполнении к воздушной струе
добавляется голос. Какой звук у нас с тобой получился?
Р. Звук [ р ].
Л. Замечательная лодка у нас получилась!
IV. Характеристика артикуляционного уклада и акустических признаков
звука [ р ].
Ребёнку предлагают модели различных звуков и разного цвета, он
выбирает правильную модель и объясняет . ( Когда мы произносим
звук [ р ], язычок «Чашечкой»спрятан за верхними зубами и дрожит )
Л. А почему ты выбрал модель синего цвета с колокольчиком?
Р. Звук [ р ], это согласный, твёрдый, звонкий)
V. Закрепление навыка правильного произношения звука [ р ] в
открытых и закрытых слогах.
Л. А теперь можно готовиться к отплытию. Поднимем якорь. Цепь
тяжелая, гремит громко: Ра-ро-ру-ры. Давай столкнём нашу лодку
на воду. Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: ар-ор-ур-ыр.
Вот мы уже плывём. Но где же нам искать сокровища? У меня есть
карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать
там сокровища.
Берём курс на первый остров!
VI . Определение наличия звука [ р ] в словах.
Л. Посмотри, сколько здесь различных вещей. Наверно, корабль
потерпел кораблекрушение?
Но мы с тобой все вещи брать не будем, а возьмём только те в
названиях которых есть звук [ р ].
Ребёнок отбирает и повторяет слова со звуком [р].( барабан,
картина, корыто, рубашка, корона, рубанок).
VII. Дидактическая игра «Умные обезьянки» (Определение место
звука [ р ] в словах)
Л. А на этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и
раскладывают их по корзинкам. Кокосы не простые, а с картинками. В
первою корзину мы положим кокосы, если звук [ р ]в начале слова, во
второю – в середине, а в третью если звук [р] в конце слова. Помоги
обезьянам разложить кокосы. (ребёнок выполняет и проговаривает
слова: рыба, рак, арбуз, помидор,сахар,кукуруза,)
VIII. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»(Выделения 4 лишнего
предмета и умение обобщать предметы по одному признаку)
Л. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий
остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)
Л. Он сказал мне по секрету, что знает где находятся сокровища. Но мы
должны выполнить его просьбу, и тогда он скажет где находятся
сокровища.
Пират нашёл на острове 3 старых штурвала и не может разобрать, что
там нарисовано и просит нас помочь ему.
Посмотри на картинки и определи лишний предмет.
(Катер,парусник, пароход, вертолёт.Рубашка, варотник,рукав,карман.
Отвёртка,тапор,рубанок,гармошка)
(Ребёнок называет лишний предмет в каждой группе картинок).
Пират поблагодарил их и сказал, что сокровища зарыты на последнем
острове. Давай пригласим пирата с собой за сокровищам
Ребёнок рассказывает по мнемо-таблице стихотворение:
Большой корабль прибыл в порт,
Бросил трап прошу на борт.
Л. Но пират отказался и попрощался с нами.
IX.Дидактическая игра «Волшебный сундучок» (закрепление навыка
звукового анализа слов)
Л. Плывём к долгожданному острову. А вот и остров!
Сначала нужно найти место, где спрятан сундук с сокровищами.
Сделай шаг вправо, пять шагов вперёд.
Р. Двигается по «острову»- следуя инструкции логопеда.
Л. А вот и сундук, теперь его нужно открыть, а для этого нужно
выполнить задание:
- Перед тобой два сундука , а на них звуковые схемы, и две картинки.
Подумай, к каким схемам они подходят?
Р. Первая схема подходит к слову рак, потому что в этом слове три звука:
Первый звук – твёрдый согласный [ р ], второй – гласный [а ],
Третий – твёрдый согласный [к].
Вторая схема подходит к слову рыба, потому что в этом слове четыре
Звука: первый звук – твёрдый согласный [ р ], второй – гласный [ы],
Третий – твёрдый согласный [б], четвёртый – гласный[а].
Л А давай теперь попробуем открыть сундук. Что же там за сокровище?
(Р. открывает сундук, в нём конфеты.)
Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты –
это настоящее сокровище
X. Итог занятия.
Л. Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным.
Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своём приключении. А какой
звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?
Ребёнок. Р-р-р.
Л. А какой это звук?
Р. Согласный, твёрдый, звонкий.