Автор: Зимина Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Звездочка" комбинированного вида структурное подразделение детский сад № 63 Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Факторы сенсорного воспитания Раздел: дошкольное образование
Факторы сенсорного воспитания
Сенсорное
воспитание
–
это
развитие
восприятия
ребенком
и
формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Значение
сенсорного
развития
детей
в
раннем
возрасте
трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств,
представлений
об
окружающем мире.
В раннем возрасте (1-3 г) совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать
мелодии,
петь.
Поэтому
в
этом
возрасте
необходимо
совершенствовать
восприятие, умение активно использовать осязание, слух, зрение; обогащать
чувственный
опыт
детей
в
разных
видах
деятельности,
помогать
им
обследовать
предметы,
выделяя
их
цвет,
величину,
форму;
упражнять
в
установлении сходства и различия между двумя одинаковыми по названию
предметами (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий
мяч); помогать детям называть свойства и качества предметов.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми
остальными
разделами
работы.
Так,
успешная
организация
деятельности
детей по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна
при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде
всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий
по
вкладыванию,
выниманию
предметов,
при
работе
с
мозаикой,
конструкторами,
рисовании
красками.
Сочетание
сенсорных
и
моторных
задач
является
одним
из
главных
условий
умственного
воспитания,
осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают
действия
с
яркими
игрушками
разной
формы
и
величины:
нанизывание
колец,
раскладывание
предметов
и
т.
д.
Задачи
сенсорного
характера
являются на данном возрастном этапе ведущими.
Некоторые формы деятельности предусматривают объединение детей
по подгруппам, умение включаться в деятельность и выходить из нее, что в
свою
очередь,
требует
определенного
уровня
взаимоотношений,
который
достигается в процессе нравственного воспитания.
На
каждом
виде
образовательной
деятельности
дети
приучаются
выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить
индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог
следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не
справился с заданием.
Эстетическая
сторона
деятельности
по
сенсорному
воспитанию
определяется во многом качеством приготовления дидактического материала.
Чистые
цветовые
тона
(цвета
радуги),
приятная
фактура,
четкая
форма
дидактических
пособий
доставляют
детям
радость,
способствуют
накоплению
сенсорных
представлений
на
уровне
их
предэталонного
значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с
сезонными
явлениями,
с
программой
ознакомления
с
окружающим.
Так,
прежде
чем
предложить
детям
рисовать
красками
на
тему
«Листочки
деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы
почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на
лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими
одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать
наблюдение за освещенными окнами домов.
Важным фактором в планировании по ознакомлению детей с цветом,
формой,
величиной
предметов
является
принцип
последовательности,
предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет
от
элементарных
заданий
на
группировку
однородных
предметов
по
различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по
величине,
форме,
цвету
и
далее
к
учету
этих
признаков
и
свойств
в
изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей
вначале
с
вполне
осязаемыми
сенсорными
свойствами
—
величиной
и
формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж
потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который
возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с
резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой,
красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой —
овальной формой, желтым — оранжевым цветом).
Важным
принципом
организации
процесса
обучения
является
систематичность. На этапе дошкольного детства усвоение знаний, равно как
и формирование умений, должно проходить систематически.
Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми
1
раз
в
неделю.
Ввиду
того
что
большой
интервал
между
занятиями
нежелателен,
возникает
необходимость
закрепления
у
детей
полученных
знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях,
направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по
изобразительной деятельности и др.
Вариативность
выполнения
заданий,
рекомендуемая
вместо
механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину
знаний, умений.
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Процессы,
на
которых
осуществляется
ориентировка
на
цвет,
должны
проводиться
только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши
не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси
желтоватого
или
сиреневатого
оттенка.
Дидактический
материал
раскладывается
на
светлых
скатертях,
они
предупреждают
скольжение
предметов и снижают эффект постукивания.
Основная задача ознакомления младшего дошкольника со свойствами
предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и
величине предметов.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем
ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно
требует
знакомства
с
цветом,
формой,
величиной,
охватывающего,
по
возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует
проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в
этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения
системой эталонов.
Деятельность
должна включать формирование у детей обобщенных
способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных
задач.
Изложенные
представления
о
содержании
и
методах
ознакомления
детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов
послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить
перед детьми.
Всестороннее
представление
об
окружающем
предметном
мире
у
ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так
как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от
лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого
комплекса
качеств
объектов,
воспринимаемых
человеком
посредством
прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в
результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека
и
дают
возможность
познать
величину,
упругость,
плотность
или
шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются
первые
впечатления
о
форме,
величине
предметов,
расположении
в
пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие
играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций
в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе
привычных действий человек зачастую почти не использует.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об
использовании
элементов
массажа
и
самомассажа
рук,
что,
несомненно,
также способствует повышению тактильной чувствительности.
Таким
образом,
через
многократное
последовательное
использование практических упражнений достигается повышение у детей
тактильной чувствительности.
Представленная
система
работы
направлена
не
только
на
сенсомоторное
развитие
ребенка,
но
и
на
формирование
предпосылок
учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение
способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр
по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного
восприятия,
у
дошкольников
развиваются
наблюдательность,
внимание,
память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили
при
взаимодействии
с
внешним
миром,
расширяется
словарный
запас,
приобретаются
навыки
игровой,
учебной
и
экспериментально-поисковой
деятельности.
Сенсорное
воспитание
является
базой
для
изучения
математики и овладения письмом.