Напоминание

Творческая разработка на тему "Театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Бекренева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 рощица
Населённый пункт: кемеровская обл.г.мыски
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческая разработка на тему "Театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Творческая разработка на тему «Театрализованная игра как

средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного воз-

раста»
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова отмечают, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям [26, с.251, с. 267]. Таким образом, можно утверждать, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости. В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л. С.Выготский театрализованную игру рассматривает как драматизацию, Е. Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность» и «игра-драматизация», В. Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и
драматического действия». Большинство исследователей, таких как М. А. Васильева, С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» [ 14, с.68]. На наш взгляд, более подробную формулировку дает И. Г. Вечканова. Она понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету - сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) [ 10, с.58] Таким образом, мы видим из определений театрализованной деятельности, что структура театрализованной игры идентична структуре сюжетно – ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения [25, с.51]. В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху». «Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина выделяют особенности театрализованной игры - это литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. [24, с.21], [1, с.151]. Важно, что в театрализованной игре образ героя, его основные черты,
действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. А это в свою очередь ведет к развитию эмоциональной сферы ребенка, к развитию эмпатии. Учитывая то, что развитие эмпатии во многом зависит от мотивационной сферы ребенка, то для нас также важным является исследование Л. П. Стрелковой, которая утверждает, что в театрализованной игре реализуются три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста. 1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2) Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей, по мнению автора (и мы согласны с ним) является формирование таких качеств личности, как: — автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; — активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров; — социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
1. Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); 2. Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; 3. Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения. [18, с.228]. Таким образом, мы видим, что выделенные выше особенности театрализованной игры (литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей; структура театрализованной игры, а именно принятие роли и выполнение игровых действий в соответствии с ролью, что требует осознание и принятие ребенком эмоциональной составляющей этой роли; удовлетворение о сновных пот ребно стей ребенка в п р о ц е с с е театрализованной игры, ведущее к формированию качеств личности) указывают на то, что ее возможности в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста велики. Так, Т. Гайворонская выделяет следующие педагогиче ские возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников: • театрализованная деятельность - это игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность); • клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр- драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр) в дошкольном возрасте является игровой образ, требующий от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли; • репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс
восприятия его побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром; • театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. • длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию: каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными и педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками. [5, с.12 ]. Но реализация возможностей театрализованной игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста произойдет лишь при правильной организации и эффективном руководстве театрализованной игрой. В связи с чем для нас является важным утверждение С. А. Козловой и Т. А. Куликовой о том, что подготовленность к театрализованной игре определяется как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе [ 11, с.209].
Для осуществления руководства театрализованной игрой необходимо обратиться к классификации театрализованных игр. Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Предметные и непредметные игры в классификации Л. С. Фурминой [24, с.93 ]. Е. Л. Трусова дифференцирует театрализованные игры по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам [14, с. 96]. Для нашей работы наиболее приемлемая к л асси ф и кац и я представленная Л. В. Артемовой, так как в ее основе лежат средства изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Итак, Л. В. Артемова театрализованные игры классифицирует на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации [ 1,с. 15 ]. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без
предварительной подготовки. Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождает ся соответствующим звучанием. У детей в старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. Оно становится разнообразнее, чем у малышей. В театрализованных играх находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной
фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). На наш взгляд, организация театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, предполагает знание педагогических приемов при обучении как сопереживанию, так и сочувствию и содействию, то есть выбор эффективных форм работы с детьми на каждом этапе развития эмпатии. Первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание - представляет собой переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Способность воспринимать и переживать эмоциональные состояния зависит от уровня эмоциональной восприимчивости, т.е. умения осознавать и выражать свои чувства, сопереживать другим людям. Использование театрализованной игры на этапе развития сопереживания предполагает обогащение представлений дошкольников об эмпатии и их эмоционально-чувственного опыта, развитие представлений и формирование личного, индивидуального отношения к такому качеству человека, как эмпатия. В театрализованной игре обогащаются представления дошкольников об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации. Однако для воспитания личного отношения недостаточно только информировать, передавать знания и формировать представления. Содержание работы должно перекликаться с личным опытом ребенка. Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции
и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт. Часто такой опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и"откладывать" негативные эмоциональные проявления. Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя: - выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации в книге, фото проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование эмоции»); - распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи - смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы); - обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений, распознание изображенного жеста, «ожившие картинки»); - речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, вежливые формы, вежливые выражения). Второй компонент эмпатийного процесса - сочувствие - представляет собой переживание субъектом собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Использование театрализованной игры на этапе развития сочувствия у детей предполагает их активное участие в театрализованной игре не только как зрителей, но и как участников. В роли зрителей дети сопереживают художественному образу. Взяв на себя роль – самим себе. Включение дошкольников в театрализованную деятельность, сопереживание, оказание помощи, содействия в игровом контексте позволяют обогатить их эмпатийный опыт, а использование проблемных ситуаций - закрепить полученный опыт в собственной модели поведения. Организация работы с детьми следующая:
- работа над книгой - сопереживание персонажам сказок; - рассматривание картин, проникновение внутрь, проигрывание коротких сценок; - беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение аналогии); - игра-беседа с персонажами (одобрение или пр.); - слушание музыки, а также ее исполнение; - постановка кукольного спектакля; - творческая ролевая игра по сюжету сказки; - игра-драматизация - сопереживание героям и глубокое проникновение в содержание произведения. Таким образом, работа с материалами художественных произведений, при активном контакте детей с литературными персонажами и участии в совместном обсуждении, позволяет формировать у дошкольников представления о формах эмпатийного поведения, а также собственное эмоционально-положительное отношение к такому поведению, расширяя и обогащая опыт эмпатийных переживаний и способов проявления сочувствия, так как игровой образ и его содержание требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли. Обсуждение впечатлений, чувств детей после театрализованных игр дает возможность каждому ребенку сделать собственный выбор, определить наиболее близкую для него модель поведения, сравнить ее с собственным поведением, поведением детей в группе. В результате использования театрализованной деятельности на этапе развития сочувствия у старших дошкольников обогащаются представления о сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации, что оказывает влияние на развитие эмпатийного поведения. Третий компонент эмпатийного процесса - содействие - представляет
собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Изучив особенности проявления содействия детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что большинство из них считают данную модель поведения привлекательной, знают моральную норму справедливости. Вместе с тем лишь незначительное количество детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с правильными представлениями об эмпатии, т.е. проявляют себя на уровне содействия через сочувствие и сопереживание к адекватному действию. Таким образом, работа с использованием театрализованной игры на этапе развития содействия должна включать такие педагогические методы и приемы, которые позволят детям переводить знания об эмпатии, эмпатийном поведении в реальную практику взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Необходимо создать условия становления эмпатийной компетентности у детей, активизировать самостоятельные эмпатийные проявления старших дошкольников. Для этого используются различные проблемные ситуации, требующие от детей самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта. Особенностью работы на данном этапе является обобщение и практическое применение умений, представлений и эмпатийных способностей, полученных на предыдущих этапах в рамках интересной для дошкольников деятельности. Формы работы с детьми: - решение нравственных ситуаций; - формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др. - активное включение в комплекс различных видов деятельности (игра, труд, наблюдение, предметная деятельность, изобразительная деятельность, общение) В театрализованной игре происходит тесное, в основном парное
взаимодействие детей друг с другом. Пары образуют дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее популярные дети. Такая организация деятельности учит дошкольников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно, спо собствует уст ановлению доброжелательных отношений в группе. В результате происходит перенос детьми игровых моделей эмпатийного поведения в реальную жизненную ситуацию и оценка неэмпатийных форм поведения на основе сопоставления их со схожими игровыми ситуациями. Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создается ситуация выбора, чтобы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим- то указанием. Использование ситуаций, регулярно возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение данных ситуаций позволяет поддерживать и способствовать укреплению данной модели поведения в индивидуальном эмпатийном опыте дошкольников. Несмотря на то, что выше перечислены различные формы организации деятельности детей, все – таки надо отметить, что они являются либо составляющими подготовительного этапа к организации театрализованных игр, либо самой игрой, что отмечает Д. В. Менджерицкая. Поэтому мы можем их отнести к методике организации театрализованной игры [12, с.56 ]. Кроме того, мы считаем, что при организации театрализованных игр необходимо опираться на правила драматизации, выделенные Р. Калининой. Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в
персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать? Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче
изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему. Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку [14, с.87 ]. Все вышесказанное определяет условия, необходимые для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной игры: - отбор и проведение серии театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии; - отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованных игр, иллюстрирующих различные модели поведения и направленные на развитие эмпатии; - развивающая предметная среда, которая будет наполнена необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и поддержания интереса детей к театрализованной игре. По нашему мнению при отборе театрализованных игр необходимо опираться на рекомендации М. В. Ермолаевой организации детской театрализованной деятельности:  Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.  Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у
нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.  Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты [14, с.33 ]. Проведение же серии игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, должно осуществляться с использованием тех форм, приемов и методов, которые были описаны выше. Второе условие предполагает организацию пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и развития игровых позиций. То есть мы говорим о том, что необходимо создать предметную среду, способствующую развитию у детей интереса к театрализованной деятельности. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская рекомендуют, пространство взаи- модействия воспитателя с детьми организовать как 'Театр добра". В игровой зоне организуется мастерская "Чувств и настроений". Она представляет со- бой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра: "бибабо", настольный, те- невой, пальчиковый, марионеток, фланелеграф. Костюмерная предполагает наличие атрибутов для работы над созданием образа ребенком и развития различны» игровых позиций дошкольников: "актер", "режиссер" "зритель", "оформитель". Здесь целесообразно размещение костюмов, грима, игровых атрибутов, масок, кукол, декораций, различных материалов для изготовления театральных атрибутов, книг, музыкальных произведений, афиш. Все это бу- дет способствовать развитию и поддержанию интереса дошкольников к теат- рализованной деятельности, а также, при определенной организации работы, откроет широкие возможности для создания ребенком собственного художе-
ственного образа, освоения различных игровых позиций, развития твор- ческих способностей. Н. В. Микляева рекомендует в группе детского сада организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов. Опираясь на рекомендации В. А. Деркунской, автор отмечает, что в уголке располагаются:  различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);  реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);  атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал) [5, с.12 ]. Кроме того, рекомендуется в литературном уголке хранить книжки- игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Для детей более старшего возраста - издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами. Кроме того, учитывая то, что дети старшего дошкольного возраста могут сами создавать атрибуты, игрушки для театрализованных игр, а игрушки, например, настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала, мы считаем, что необходимо в уголке для театрализованных игр и представлений иметь
материал для изготовления как атрибутов, так и игрушек, схемы этапов изготовления. Соблюдение третьего условия предполагает, производить строгий отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованной деятельности. Очень точными, на наш взгляд являются критерии, предложенные Т. Гайворонской: -соответствие литературного материала поставленной цели - развитию эмпатии дошкольников; -доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольников; -сюжетность, динамичность литературных текстов; -способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях. Автор рекомендует следующие произведения для театрализованной де- ятельности детей старшего дошкольного возраста: ■ "Хорошее настроение" Г. Граубин; ■ цикл стихотворений "Вовка - добрая душа", "Егор не любит грусти", "Не- простая загадка", "Святая ложь", "Два снежка", "Ссора", "Есть такие- мальчики", "Рукавички я забыла", "В дождь" А. Барто; ■ "Где она?", "Радость", "Посидим в тишине", "Что сказал вежливый", "Подарок", "Котенок" Е. Благининой; ■ "Подружился-раздружился", "Ссора" С. Погореловского; ■ "Заботливый брат", "Пропажа" Е. Серовой. Работу необходимо осуществлять в подгруппах: шесть-восемь человек [5, с. 21]. Подводя итог, можно утверждать, что участие в театрализованной деятельности, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и
к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром. Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. То есть можно говорить о том, что потенциал театрализованной деятельности детей в развитии эмпатии высок, так как 1. театрализованная деятельность детей – это игра, что соответствует ведущему виду деятельности дошкольника; 2. воплощение в игровой образ требует от р е бе н ка эмоционального переживания; 3. подготовка к спектаклю и процесс восприятия его вызывает желание подражать своим героям; 4. поэтапная подготовка к спектаклю: обсуждение поступков героев, их осмысление, воплощение в образ героя приводит к поэтапному развитию эмпатии у дошкольников; 5. отыгрывание поожительных поступков в театрализованных играх приводит к переносу способов действия в реальную жизнь детей; 6. большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на развитие эмпатии ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость (ведь тематика данного вида игр практически не ограничена, а значит может удовлетворять разносторонние интересы детей). И этот потенциал театрализованной игры реализуется лишь при создании определенных условий. Работа осуществлялась поэтапно.
1 этап – подготовительный, он носил организационный характер. Его целью было расширить и углубить знания детей об эмпатии на занятиях по театрализованной деятельности и развивающих играх. Дети вместе с воспитателем перечитывали отобранные произведения, разбирали поступки персонажей, мотивы поведения и т. д.; также дети вместе с воспитателем готовили необходимый материал, атрибуты, костюмы для театрализованных игр, тем самым пополняя предметно – развивающую среду для театрализованной деятельности детей. На этом этапе воспитатель рассказывал детям, что такое эмпатия, для чего она нужна и что она дает. Также на этом этапе проводилась театрализованная игра по отрывкам различных произведений. Дети были разделены на подгруппы. Одна часть детей участвует в театрализованной игре, а другие являются зрителями. Затем они менялись местами. Зрители на этом этапе нужны, для того, чтобы дети смогли увидеть проявление сочувствия и сострадания у детей, подражающих поведению героев произведений. Затем дети вместе с воспитателем обсуждали услышанное, увиденное и проигранное и делали выводы. Были использованы следующие произведения: - «Репка», - «Колобок», - «Крошечка – Хаврошечка», - «Лиса, заяц и петух», - «Теремок», - «Гуси – лебеди». Дети с большим удовольствием участвовали в приготовлении и организации театрализованных игр, и их воспроизведении. Активно участвовали в обсуждении, делали выводы (с помощью вопросов воспитателя). На 2 этапе – основном были проведены запланированные занятия по театрализованной деятельности.
Его цель – развивать умение детей старшего дошкольного возраста ставить себя на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции: проявлять эмпатию или нет. На этом этапе проводились инсценировки целых произведений небольших по объему. Как и на первом этапе, воспитатель активно участвовал в театрализованной игре: оказывал помощь в распределении ролей, подбору костюмов, контролировал и направлял действия детей. При этом, по возможности, предоставлял детям как можно больше самостоятельности, при оказании помощи использовал косвенные приемы руководства игрой. Участие принимали все дети. Дети активно принимали участие в театрализованных играх, где у них пополнялись знания об эмпатии, расширялся творческий потенциал. На этом этапе нам было важно подчеркнуть отношение окружающих к героям, которые проявляли сострадание, оказывали помощь, сочувствие. Их уважали, любили. И напротив, какое отношение было к героям, которые оставались равнодушными в той или иной ситуации, не оказывали помощь и поддержку тем, кто нуждался в ней. Такие выводы после каждой театрализованной игры помогали детям в возможности выбора собственной позиции (проявлять эмпатию или нет). Благодаря участию детей в театрализованной игре, они смогли почувствовать на себе все события произведений, поведение героев, и затем сделать самостоятельные выводы. На 3 этапе нашей целью было закрепление полученных знаний, умений у детей: адекватное проявление сочувствия, сострадания в любых ситуациях. Здесь дети уже самостоятельно выбирали произведения, готовились и воспроизводили их в театрализованной игре. На данном этапе руководство театрализованными играми осуществлялось лишь с помощью косвенных приемов руководства, рекомендованных Михайленко, Новоселовой. Были использованы следующие произведения: - «Красная шапочка»,
- «Курочка ряба», - « Снегурочка». После проведения с детьми старшего дошкольного возраста театрализованных игр и игр-упражнений, направленных на развитие эмпатии, нами было отмечено, что дети стали более внимательны друг другу, стали проявлять сострадание, оказывали помощь, сочувствие друг к другу, у них стала более развита мимика, пантомимика, движения стали более уверены, расширился творческий потенциал, повысился интерес к театрализованным играм. Дети все чаще стали в своей свободной игровой деятельности обращаться к театрализованным играм. Кроме того, благодаря созданным атрибутам к театрализованным играм, появилась возможность оформить в группе уголок театрализованных игр, что было и сделано. Причем, созданная предметно – развивающая среда по театрализованной деятельности детей соответствовала принципам построения среды (Петровский).
Приложение 1
Описание методик 1.
Наблюдение
за детьми старшего дошкольного возраста в свободной деятельности в различных ситуациях. В ходе наблюдения отмечались особенности проявления эмоциональной реакции на событие мимического выражения данной реакции, наличие у детей старшего дошкольного возраста проявлений эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова). Показатели. 1.Особенности поведения детей: скорость и яркость эмоционального реагирования, проявление эмоционального состояния в мимических, пантомимических, интонационных средствах (в том числе открытость – закрытость формы проявления эмоций в данных средствах). 2.Соответствие использованных коммуникативных средств эмоциональному содержанию ситуации.
Обработка результатов. В ходе анализа показателей, выявленных в процессе наблюдения, были использованы оценки в баллах, которые выставляются ежедневно. 2 балла – замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. 1 балл – периодическое внимание к партнеру и его затруднениям; оказание помощи с целью демонстрирования своего превосходства; помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника. 0 баллов – отсутствие всякого внимания и помощи партнеру; к неудачам и к успехам сверстников относится неадекватно; отказывается помочь.
Методика 1
«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (автор Г. А. Урунтаева). Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых; у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых. Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет . ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?» Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, а какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Методика

2
. «Представления детей об эмпатии» (автор Е. В. Никифорова). Направленность: изучение способности ребенка адекватно воспринимать и прогнозировать развитие предложенной ситуации. Инструкция: «Я буду задавать тебе разные опросы, а ты отвечай так как считаешь нужным. Не старайся отвечать правильно. Но говори то, что ты действительно думаешь». Ребенку задаются вопросы. Вопросы расположены по мере усложнения, два последних вопроса в каждом блоке задаются только при адекватных ответах на предыдущие вопросы. 1.Когда твои друзья радуют- ся, что ты делаешь? 1 балл – адекватное проявление сорадости (анализ поведения) 2.Представь, что твои родители чем- то огорчены. Что ты сделаешь? Что скажешь? 1 балл – адекватное обозначение одного действия 2 балла – адекватное обозначение двух действий 3.Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты ему скажешь, сделаешь? 1 балл – адекватное обозначение одного действия 2 балла – адекватное обозначение двух действий 4.Если кого-то из ребят похвалили. Что ты ему скажешь? 1 балл - адекватное проявление сорадости, гордости Анализ результатов: осуществляется количественным подсчетом набранных баллов. Максимальное количество – 6 баллов – показывает высокий уровень специальной осведомленности (объем представлений об эмоциях и чувствах человека) и эмоционально - коммуникативной компетентности (высокий уровень кодирования и декодирования эмоций).
Приложение 2

Конспекты занятий по театрализованной деятельности.

1. Чтение и импровизация русской народной сказки «Репка». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, развивать зрительное, слуховое внимание, развивать умение пользоваться интонациями, способности к полному перевоплощению, учится понимать эмоциональное состояние героев, сопереживать. Ход занятия. Воспитатель встречает детей в музыкальном зале. Говорит о том, что сегодня они будут играть сказку «Репка». Напоминает детям сюжет сказки и раздает маски с изображением персонажей. При этом делит детей на подгруппы. Одна часть детей актеры, а другая часть зрители. Объясняя, что зрители нужны, для того, чтобы они смогли увидеть поведение героев произведения и проявление эмоций. Чтобы после показа все вместе смогли обсудить и сделать выводы. Воспитатель озвучивает сказку, а дети показывают сюжет. После показа детьми сказки «Репка», происходило обсуждение. Воспитатель задавал вопросы детям: - О чем эта сказка? Что ты понял?; - Какие поступки в сказке происходили (хорошие или плохие)?; - Почему они друг другу помогали? - Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему? и т.д. 2. Импровизация русской народной сказки «Колобок» Цель: воспитывать у детей интерес к театрализованным играм, желание приобщиться к ним. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, воспитывать сочувствие к стареньким бабушке и дедушке. Предварительная работа: просмотр диафильма «Колобок». Ход занятия: роли распределяются между детьми. Ведущим является воспитатель. Была проведена инсценировка отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания состояния эмоционального состояния героев сказки, и лучшего «вживания» в роль детей.
Роли распределяли дети при помощи воспитателя. Олег П. который играл деда, в начале хоте отказаться от этой роли, и только после того как понял что будет играть в самом начале и роль его важна - согласился остаться дедом. Остальные дети с удовольствием играли свои роли. После спектакля была проведена беседа по сказке: где воспитатель вместе с детьми разбирали характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей, и сочувствие к бабушке и дедушке. Дети принимали активное участие в беседе. 3. Чтение, беседа и импровизация сказки «Крошечка – Хаврошечка» Цель: развивать умение строить диалог с партнером, развивать зрительное, слуховое воображение, упражнять в четком произношении слов, развивать умение пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией. Ход занятия: было проведено предварительное обсуждение игры, в ходе которого воспитатель предлагает найти разные решения проблемных ситуаций и определить последствия тех или иных поступков героев. Воспитатель помогал детям распределить роли, контролировал и направлял действия детей. Участие принимали все дети. После спектакля была проведена беседа с детьми. - О чем нам рассказывает сказка? - Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? - Что ты чувствовал, когда с героем происходили события? 4. Чтение и импровизация сказки «Лиса, заяц и петух» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, развивать зрительное, слуховое внимание, развивать умение пользоваться интонациями, понимание эмоционального состояния персонажа. Ход занятия: с детьми была проведена предварительная беседа по сюжету сказки. Воспитатель вместе с детьми готовили необходимый
материал, атрибуты, костюмы для театрализованной игры. Затем была проведена инсценировка отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания состояния эмоционального состояния героев сказки, и лучшего «вживания» в роль детей. После инсценировки отдельных фрагментов была проведена инсценировка всего произведения. После спектакля была проведена беседа с детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев. 5. Импровизация сказки «Теремок» Цель: развивать умение строить диалог с партнером, развивать зрительное, слуховое воображение, упражнять в четком произношении слов, развивать умение пользоваться мимикой, пантомимой, интонацией, понимать эмоциональное состояние героев. Ход занятия: воспитатель вместе с детьми изготавливали декорации и костюмы для проведения спектакля, где дети принимали активное участие: старались помочь друг другу, воспитателю. Перед импровизацией всего спектакля, была проведена импровизация отдельных фрагментов сказки для лучшего понимания вживания в роль. 6. Импровизация сказки «Гуси – лебеди» Цель: закреплять умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, передача образа при использовании средств выразительности (слова, действия). Ход занятия: дети вместе с воспитателем оформляют зал для проведения спектакля, заранее готовят костюмы и атрибуты. Перед проведением самого спектакля дети проигрывают ту или иную ситуацию, для лучшего понимания эмоций героев, вживания в роль. После инсценировки отдельных фрагментов была проведена инсценировка всего произведения. После спектакля была проведена беседа с
детьми, где воспитатель задавал вопросы детям для лучшего понимания положительных и отрицательных поступков героев.
Приложение 3

Игры и игровые упражнения
1. Игра «Измени голос». Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. Воспитатель, встречая детей, говорит, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек изменились прически и т.д. неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы. Воспитатель. Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (по лицу, голосу, одежде и т.д.). артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя которого он изображает. Как можно изменить себя? (нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения, походку и т.д.) Проводиться игра: Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Воспитатель помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос. В конце игры воспитатель благодарит, хвалит детей за проделанную работу, отмечает их наиболее значимые достижения в театральной деятельности, подводит итог. 2. «Пойми меня». Цель: развивать память, образное мышление детей. Дети в творческом полукруге. Воспитатель загадывает им загадки: Прыг-скок, Прыг-скок, Длинноушка – Белый бок. (заяц)
Много иголок, И все без ниток. (еж) Этот сторож дом охраняет, На воров громко лает.(собака) Что за девица-краса! Шубка очень хороша! Хитрые глазки, пушистый хвост, Ступает мягко, ласково поет. (лиса) Воспитатель. Как вы догадались, что эта загадка именно про зайца (собаку и т.д.)? (ответы детей) у каждого животного есть свои характерные особенности, которые можно изобразить. Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза? Дети имитируют характерные движения зайца, ежа, собаки, лисы, медведя. Воспитатель помогает им найти наиболее выразительные особенности каждого героя. Затем воспитатель говорит, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево; предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и изобразить их. В конце занятия воспитатель хвалит детей за смекалку и исполнительское мастерство. 3. «Сурдопереводчики». Цель: развитие мимики, жестов, пантомимики. Воспитатель предлагает детям рассказать сказку «Репка» людям, которые ни чего не слышат, зато понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Дети делятся на подгруппы. 4. «Зайку испугали». Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку. Тот пустился наутек, Чуть не сбил медведя с ног – Под корнями старой ели Размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы осмелели! Нападают на меня! Ой-ой-ой!» Белка встает на возвышенное место за елкой (стульчик, куб, пенек) и «случайно роняет» шишку на спящего под елкой Зайчика. Заяц просыпается и в испуге бросается наутек, и натыкается на Медведя, отскакивает в сторону и прячется под елку. Медведь с удивлением разводит лапы в стороны, оглядывается и рычит : «Что-то зайцы осмелели! Нападают на меня!» В инсценировке используются шапочки-маски или элементы театральных костюмов. Все роли выбирают сами дети. Игра проводиться несколько раз. 5. «Игра с платком». Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой. Воспитатель. Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Сейчас мы будем актерами. У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить: - бабочку, - принцессу, - волшебника, - бабушку, - фокусника,
- человека, у которого болит зуб, - морскую волну, -лису. После показа нового персонажа воспитатель задает вопросы детям: «А, кто может показать бабочку (принцессу и т.д.) иначе?» 6. «Встреча с другом». Цель: применение мимики, жестов, пантомимики; развитие эмпатии, способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Воспитатель читает рассказ: У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал ходить в детский сад, а друг его уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу. Затем просит инсценировать ситуацию. 7. «Животные во дворе». Цель: развивать выразительность жестов, мимики, пантомимики. Воспитатель. Ребята, вспомните, какие домашние животные живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга. На сцену вызывается несколько детей, которые будут изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья. 8. «Игра тень». Цель: формировать умение действовать слаженно, дружно; умение с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции. Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре – это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т.д. другой
ребенок – его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Воспитатель объясняет детям значение слов «темп» и «ритм»: «Темп – это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм – это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук». Затем условия меняются. Один ребенок в паре – мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по выбору воспитателя), другой ребенок – его тень. Во время игры дети меняются ролями, а воспитатель подсказывает им, показывает походку зверей. 9. «Эмоции и чувства». Цель: применение мимики, жестов, пантомимики, развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. - Ты участвовал в соревновании, бежал на скорость и был первым, а твой друг – последним. Что ты будешь делать, что скажешь? - Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную. - Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь, почему? - Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть? 10. «Пантомима». Цель: формировать умение действовать слаженно, дружно; умение с помощью мимики, жестов, пантомимики передавать различные эмоции. Дети делятся на две команды. Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет, дети другой команды отгадывают (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака,
телевизор, кран, воздушный шар, книга, бабочка). Потом меняются местами. 11. «Доброе утро». Цель: создание положительного эмоционального настроя, развивать выразительность жестов, мимики, пантомимики. Воспитатель. Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все вместе будем повторять за ним. Дети, вы знаете, что радоваться могут все: и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как вы думаете, животные умеют радоваться? Может быть, у кого-нибудь из вас есть домашние животные? Когда вы приходите домой из садика, оно вас встречает? Как вы думаете, оно вам радуется? Давайте с вами изобразим домашних животных которые рады нам. 12. «Где мы были, мы не скажем». Цель: развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям эта группа детей должна догадаться, что дети делают. При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», - и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают. 13. «Очень худой ребенок». Цель: отреагирование эмоционального состояния (страдание, печаль). Воспитатель. Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.
Это кто там печально идет И печальную песню поет? Муравей пробежал, Повалил его с ног, И вот он лежит одинок. Муравей повалил его с ног. Митя из дому шел, До калитки дошел, Но дальше идти он не смог! Он каши, он каши, он каши не ел, Худел, худел, болел, слабел! И вот он лежит одинок, Муравей повалил его с ног! Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) – Митя падает (приседает). 14. «Поиграем – угадаем». Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, вызывать положительный эмоциональный настрой, развивать пантомимические навыки. Воспитатель загадывает и показывает пантомимикой загадки. Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, А индюшек верный друг. Угадайте – кто? (индюк). Затем дети, изображая индюка, ходят по залу.
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться! С индюком случилось чудо – превратился он в верблюда! Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать. Я запутался, однако, он верблюд или …? (собака) Дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и т.д. Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой, А глядит она в окошко и мяукает как …(кошка) Дети изображают кошек: двигаются плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой и т.д. Верно, верно угадали, будто где ее видали! А теперь давайте с вами в лес пойдем мы за грибами. Дети садятся на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине. Тр-р-р, приехали! Посмотрите – ка, ребята, тут лисички, там опята, Ну а это на полянке - ядовитые…(поганки) Дети расходятся по залу и собирают «грибы» (муляжи). Воспитатель благодарит детей.
Приложение 4







В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники