Автор: Бондарева Наталья Александровна Должность: воспитатель-хореограф Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ивушка" Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: Статья Тема: Значение подвижных игр Раздел: дошкольное образование
Значение подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в
неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки
приобрели
важную
биологическую
роль
в
его
жизнедеятельности.
Многочисленные
педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и
эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени
игрового
и
соревновательного
характера,
больше
чем
другие
формы
и
средства
физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством
комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени
позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и
др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического
воспитания. Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в
условиях
ДОУ
является
применение
специальных
упражнений
и
подвижных
игр,
с
помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным
навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому
уже с младшего дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным
играм
и
специальным
упражнениям.
Выбор
игры,
прежде
всего,
зависит
от
задачи,
поставленной
перед
занятием.
Определяя
её,
инструктор
учитывает
возрастные
особенности
детей,
их
развития,
физическую
подготовленность,
количество
детей
и
условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х и более детей.
При выборе игры надо учитывать форму занятий (занятие группы, праздник, прогулка).
Если на занятии время ограничено, то время прогулки не ограничено; задачи и содержание
игр на прогулке иные, чем на занятии; на празднике используются главным образом
массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки.
Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. В небольшом зале или
коридоре
проводятся
игры
с
линейным
построением,
игры,
в
которых
участвуют
поочерёдно. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности.
При
проведении
игр
на
воздухе
необходимо
учитывать
состояние
погоды.
Если
температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую
погоду
лучше
использовать
малоподвижные
игры,
в
которых
участники
выполняют
игровое задание поочерёдно. Выбор игры зависит также от наличия пособий; из-за их
отсутствия и неудачной замены игра может не состояться. Успех игры в значительной мере
зависит от её объяснения. Приступая к объяснению, инструктор обязан ясно представить
себе всю игру. Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших
группах, которые можно объяснять в сказочной, увлекательной форме.
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое
состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные
напряжения. Нагрузку младшим детям надо увеличивать постепеннее, нежели старшим.
Иногда
следует
прервать
игру,
хотя
играющие
ещё
не
почувствовали
потребности
в
отдыхе. Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок,
подсчёта очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать число повторений.
Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать
дистанции. Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку.
Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.
Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и
на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое,
умственное,
нравственное,
эстетическое
и
трудовое
воспитание.
Развитие
самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим
характером.
Начальный
этап
формирования
творчества
начинается
с
подражания.
Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное
состояние,
проявление
двигательной
самостоятельности,
придумывание
сначала
совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший
уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно
организовывать
и
проводить
знакомые
ему
подвижные
игры.
Во
время
игр
у
дошкольников
формируются
и
совершенствуются
разнообразные
навыки
в
основных
движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе
игры
приучает
ребенка
целесообразно
использовать
известные
ему
движения
в
соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно
проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие,
навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на
совершенствовании двигательных навыков. Велико значение подвижных игр в воспитании
физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация
движений. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз,
одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Активная
двигательная
деятельность
игрового
характера
и
вызываемые
ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают
работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание,
кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное
влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие
детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в
каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. Игре
принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются
память,
представления,
развиваются
мышление,
воображение.
Во
время
игры
дети
действуют
в
соответствии
с
правилами,
которые
обязательны
для
всех
участников.
Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи,
коллективизма,
честности,
дисциплинированности.
Вместе
с
тем
необходимость
выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует
воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с
отрицательными
эмоциями.
Дети
усваивают
смысл
игры,
учатся
действовать
в
соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки,
учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко
сопровождаются
песнями,
стихами,
считалками,
игровыми
зачинами.
Такие
игры
пополняют
словарный
запас,
обогащают
речь
детей.
В
подвижных
играх
ребенку
приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой
неожиданная
смена
условий
заставляет
искать
все
новые
и
новые
пути
решения
возникающих
задач.
Все
это
способствует
развитию
самостоятельности,
активности,
инициативы, творчества, сообразительности.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся
действовать
в
коллективе,
подчиняться
общим
требованиям.
Правила
игры
дети
воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает
самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре
формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит
искренности,
товариществу.
В
играх
дети
отражают
накопленный
опыт,
углубляют,
закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют
круг
представлений,
развивают
наблюдательность,
сообразительность,
умение
анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из
наблюдаемых явлений в окружающей среде.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным
комплексное
решение
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных
задач.
Активные
движения,
обусловленные
содержанием
игры,
вызывают
у
детей
положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом,
подвижные игры - действенное средство разностороннего развития. На детский организм
благотворное
действие
подвижных
игр
сказывается
еще
и
в
другом
направлении,
а
именно: развивая мускулы, игры, как это установлено опытами ученых, в то же время
способствую усиленному и правильному росту костей. В том случае, когда подвижные
игры происходят на открытом воздухе, их благотворная роль значительно усиливается.
Воздух в саду, на лугу или даже на просторном дворе богаче кислородом, чем в комнате.
Процесс дыхания в виду этого там становится интенсивнее, дыхательные движения во
время
подвижных
игр
делаются
чаще
и
глубже,
количество
вдыхаемого
кислорода
значительно
увеличивается,
а
благодаря
этому
повышается
количество
крови
и
улучшается ее качество.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе,
только
в
таком
случае
каждая
подвижная
игра
будет
эффективным
средством
разностороннего
физического
воспитания
детей.
Таким
образом,
подвижная
игра
–
незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем
мире,
развития
мышления,
ценных
морально-волевых
и
физических
качеств.
Однако
следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего,
решаются задачи собственно физического воспитания. Основная задача подвижных игр –
укреплять
здоровье
занимающихся,
способствовать
их
правильному
физическому
развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками,
умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание
движения и новых возможностей тела. Важно с детства приучать ребенка к физкультуре
так, чтобы ежедневные занятия доставляли ему радость и удовольствие. Даже если он не
вырастет
чемпионом,
регулярные
занятия
помогут
ему
избежать
многих
проблем
со
здоровьем, стать жизнерадостным и активным.