Автор: Дмитракова Наталья Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №10 Населённый пункт: п.Половинный Кировградский р-он Свердловская область Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия Тема: Лингвистический турнир в 5 классе Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе (Дмитракова Н.И.)
Лингвистический турнир «Слово - не воробей»
Цели: способствовать углублению интереса к родному языку; воспитанию бережного отношения к его
прошлому; развивать навыки общения; расширять кругозор обучающихся.
Дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. У нас сегодня праздник русского языка. Мне хочется , чтобы
хорошее настроение не покидало вас в течение всего мероприятия. А вот и мои помощники.
Ведущий.
Добрый день! Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Могуч и прекрасен наш родной
язык. На русском языке говорят не только русские. Послушайте, что говорили о нем русские писатели.
«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно –
бойкий и живой». А. Н. Толстой
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,
певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина?
Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины—ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! » И.С.Тургенев.
Сейчас ребята прочитают стихотворение о русском языке.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава , наша, могуч.
Он язык луны и планет, наших
Спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём.
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой!
Дорогие юные друзья. Я вижу, что в этом зале собрались настоящие знатоки русского языка. Мы с вами
отправимся в интересное увлекательное путешествие . Я заготовил много интересных заданий. А я буду
выдавать жетоны за правильные ответы
Первый конкурс «Красное словцо».
Ребята, в русском языке много ярких и образных выражений, фразеологизмов. Послушайте моё первое
задание.
На уроке дети писали сочинение . Один мальчик забыл тетрадь и писал на листке. Учитель сказал, что это
филькина грамота. Итак, первое задание. Объясните, что обозначает данный фразеологизм.
Филькина грамота — так называют ничего не значащую бумажку. Грамотой в старину называли
документ: купчая грамота, духовная грамота. А «филька»--это глупый, недалёкий человек, дурак.
Значит, филькина грамота — это глупый, плохо написанный документ.
На классном собрании дети выбирали, куда им пойти в выходные дни. Сначала решили идти в зоопарк,
затем в кино, в парк, в театр. Пока учитель им сказал, что у них семь пятниц на неделе. Что обозначает
данный фразеологизм?
Семь пятниц на неделе — так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет своё
мнение. Как появилось это выражение?
В старину пятница была базарным днём. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести
деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что
у них семь пятниц на неделе. Это значит, что ему верить нельзя.
Молодцы, ребята.Вы меня очень порадовали своими знаниями.
А теперь я предлагаю следующий конкурс.
2 конкурс «Знаете ли вы пословицы?»
А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить.
Кто не работает – тот не ест.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кончил дело – гуляй смело.
Поспешишь – людей насмешишь.
Каши маслом не испортишь.
После драки кулаками не машут.
Но это еще не все, сейчас вам предстоит нарисовать пословицу, а затем инсценировать пословицу
(обучающиеся получают карточки с пословицами, готовят рисунки и представление, а зрители должны
угадать представленную пословицу)
3 конкурс «Отгадай слова»
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка).
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вола. (Расписка)
4 конкурс «Кто больше?»
К акая команда составит больше слов , а именно нарицательных имён существительных , из букв слова
«грамматик а ». За каждое слово очко.
5конкурс «Поменяй местами».
Если вдруг все слоги
местами поменять,
То ничего мы с вами
Не станем понимать
Вот мы дим-дим-ви му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы что то-чис лобы.
Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное
стихотворение.
Ответ.
Вот мы видим маму,
А у мамы—мыло .
Мама моет раму,
Чтобы чисто было.
6 конкурс «Конкурс скороговорок»
Обучающимся предлагается на скорость без ошибок проговорить скороговорки.
А теперь ребята, я вам предлагаю ответить на вопросы викторины. Отвечайте на вопросы быстро. За
каждый правильный ответ, вы получаете жетон.
Викторина.
1.Что находится посередине земли?
2.Что мы слышим в начале весны?
3.Что у лета в конце, а у осени в начале?
4.Как превратить барыню в служанку.?
5.Что у зайца позади, а у цапли впереди?
6.Угадайте четыре слова:
С «б» мучительной бывает,
С «м» одежду пожирает,
С «р»актёрам всем нужна,
С «с» для повара важна. (Боль, моль, роль, соль.)
На этом наш конкурс заканчивается. Жюри объявит нам победителя. А вам, друзья, я хочу пожелать:
любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к знакомой речи, и вы сделаете для себя множество
открытий.
Рефлексия.
Ребята, как вы считаете, успешно провели мы своё мероприятие? Что нового узнали? Кто лучше всех
справился со своей ролью?