Аспекты организации методической работы в образовательном учреждении
Автор: Борисенкова Лилия Ивановна Должность: методист Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва" Населённый пункт: г.Смоленск, Смоленская область Наименование материала: статья Тема: Аспекты организации методической работы в образовательном учреждении Раздел: среднее профессиональное
Аспекты организации методической работы в образовательном
учреждении
Л.И.Борисенкова, методист ФГБУ ПОО
«Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»
Методическая
работа
в
современном
образовательном
учреждении
осуществляется
в
соответствии
с
задачами
и
основными
направлениями
образовательной
организации
на
основании
нормативно-правовых
документов: Конституции Российской Федерации; Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава
образовательного
учреждения. Целью
методической
работы
является
обеспечение
высокого
уровня
образования
на
основе
сохранения
его
фундаментальности
и
соответствия
актуальным
и
перспективным
потребностям личности, общества и государства.
Методическая работа является важным звеном системы непрерывного
образования педагога. Организуя методическую работу, возможно в течение
длительного
времени
изучать
деятельность
преподавателей,
уровень
их
готовности к различным видам деятельности, что позволяет осмысленно
содействовать повышению их профессиональной квалификации, управлять
данной деятельностью с помощью создания определенных условий.
По определению педагогического словаря, методическая работа – это
систематическая
коллективная
и
индивидуальная
деятельно сть
педагогических кадров, направленная на повышение их теоретического и
общекультурного
уровня,
психолого-педагогической
подготовки
и
их
профессионального мастерства.
В
настоящее
время
понятие
методической
работы
обогащается.
В
частности,
методическая
работа
–
составная
часть
профессионально-
педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические
продукты
(разработки,
конспекты,
рекомендации),
обеспечивающие
педагогические и управленческие действия. Предметом методической работы
выступают
не
только
средства
профе ссионально-педагогиче ской
коммуникации
(формы,
методы,
приемы,
средства),
но
и
содержание
обучения (учебные материалы).
Основными задачами методической работы являются следующие:
изучение и внедрение передового педагогического опыта;
ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с
целью повышения научного уровня педагога;
повышение профессионального мастерства педагога;
включение педагога в инновационную деятельность
Методическая работа в образовательном учреждении должна решать
следующие задачи:
изучение
и
внедрение
в
педагогическую
практику
передового
опыта;
систематическое
изучение
и
анализ
учебных
программ
и
технологии их реализации;
обогащение
новыми,
прогрессивными
и
более
совершенными
методами и средствами обучения;
постоянное
совершенствование
навыков
самообразовательной
работы преподавателя, оказание ему квалифицированной помощи
как в вопросах теории, так и в практической деятельности
Методическая работа является особым и очень важным звеном в
совокупности
мер,
способствующих
повышению
мастерства
педагогов.
Методическая работа в современном образовательном учреждении - важная
составляющая системы непрерывного образования педагога. Содержание и
характер методической работы тесно связаны с педагогическими проблемами
образовательного учреждения в целом и результатами реального учебно-
воспитательного
процесса,
изменениями
в
качестве
знаний,
умений,
и
навыков
обучающихся,
в
уровне
их
воспитанности
и
развитости.
Если
методическая
работа
в
образовательном
учреждении
проходит
в
живом,
конкретном,
развивающемся
педагогическом
коллективе,
единство
и
сплоченность
которого
создают
особенно
благоприятные
условия
для
постановки
методической
работы,
то
все
это
закономерно
приводит
к
дальнейшему
творческому
развитию
педагогического
коллектива.
Коллективная
разработка
актуальных
педагогических,
психологических
и
иных проблем позволяет добиться заметных практических результатов.
Все
многообразие
организационных
форм
методической
работы
можно представить в виде педагогических семинаров, практикумов, научно-
практических
конференций,
индивидуальных
консультаций,
работ
над
личной
творческой
темой,
индивидуальное
самообразование
и
др.
Методическая работа может быть направлена не только на повышение общей
психолого-педагогической
подготовки
и
профессионально-педагогической
компетентности педагогов, но и на развитие конкретных видов готовности
педагогов, с целью достижения существенных результатов в осуществлении
педагогами различных видов деятельности.
Методиче ская
работа
–
обязательная
со ставная
ч а с т ь
профессионально-педагогической
деятельности
и
в
ее
рамках
создаются
теоретические продукты (конспекты учебных занятий, программы развития
образовательного
учреждения
и
др.),
обеспечивающие
педагогические
действия.
Эффективность
методической
работы
образовательного
учреждения можно определить следующими условиями: методическая работа
должна функционировать
как целостная система, отражающая реальную
потребность
педагогов
в
непрерывном
повышении
профессиональной
компетентности;
процесс
управления
методической
работой
должен
представлять
уровневую
структуру,
ориентированную
на
реализацию
целевых,
социально-психологических
функций
и
адаптированную
к
содержанию и условиям методической работы в данном образовательном
учреждении.
Проектирование
и реализация
образовательного
процесса
на
основе
комплексного
осуществления
учебно-методической
работы
обеспечивает
высокую
результативность
обучения.
Чем
качественнее
она
сформирована, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит,
формируется
настоящий
специалист.
В
современных
условиях
стремительного
развития
научно-технического
прогресса,
интенсивного
увеличения
научной
и
научно-технической
информации
наблюдается
тенденция
к
увеличению
числа
преподавателей,
которые
участвуют
в
семинарах, где они выступают с докладами, отправляют статьи для участия в
заочных научно-практических конференциях, распространяют свой опыт и
сами пополняют багаж педагогических знаний. Особое значение приобретает
подготовка
в
системе
среднего
профессионального
образования
специалистов, имеющих высокую профессиональную подготовку, способных
к
самостоятельной
творческой
работе,
к
внедрению
в
практическую
деятельность новейших прогрессивных результатов и технологий.
Таким образом, система методической работы представляет собой
совокупность
взаимосвязанных
мер,
действий,
мероприятий
различного
характера и профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия,
при
этом
уровень
профессиональной
квалификации
персона ла
образовательных
учреждений
напрямую
зависит
от
эффективности
методической работы.
Использованная литература:
1. Буров К.С. Методическая работа в образовательном учреждении/
Вестник ЮУрГУ, № 6, 2007.
2.
Молчанов
С.Г.
Профессиональная
компетентность
в
системах
аттестации,
управления,
повышения
квалификации
и
профессиональной
деятельности//
Научное
обеспечение
системы
повышения
квалификации
кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. – Челябинск: Изд-во
ИИУМЦ «Образование», 2001. – 122с.
3. Педагогическая энциклопедия. – Л6Сов.энциклопедия, 1968.-Т.2 – 604 с.