Напоминание

Функционально-психологическая подготовка спортсменов


Автор: Герасимова Дамира Явдатовна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Казанское училище олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Функционально-психологическая подготовленность спортсменов
Тема: Функционально-психологическая подготовка спортсменов
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

СПОРТСМЕНОВ

Герасимова Д.Я.

преподаватель психологии, ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва»
В последнее время все более отчетливо осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата направленного на развитие уровня функциональных возможностей организма спортсмена, способного обеспечить этот результат. В этом плане весьма примечательно высказывания Н.Г. Озолина: «Характеризую систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованны процесс воспитания, обучения, развития повышения функциональных возможностей спортсмена…» Понятие функциональной подготовленности включает в себя способность, двигательные качества, которые базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы и физиологические механизмы. Если рассматривать любой вид подготовки из состава традиционно выделяемых в подготовке в спортсмена вообще, то можно сказать, что в своей основе все они содержат процесс совершенствования определенных механизмов и функций тех или иных систем организма. Сущностью физической подготовленности считается уровень развития двигательных способностей и качеств, а так же их внешнее проявление, а сущностью функциональной подготовленности спортсменов является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств. Структура функциональной подготовленности спортсменов состоит из следующих компонентов, находящихся в разных уровнях и в определенном взаимодействии друг с другом: - информационно-эмоциональный компонент – включает процессы сенсорного восприятия, памяти, и эмоциональных проявлений; - регуляторный компонент – объединяет механизмы моторного, вегетативного и коркового контуров регуляции; - двигательный компонент – включает функции опорно-двигательного аппарата; - энергетический компонент – отражает мощность, подвижность, ёмкость и эффективность аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции; - психический компонент – проявляется в уровни развития психических качеств, психическом состоянии и психической работоспособности. Структура функциональной подготовленности наличие всех её компонентов будут обязательными для всех видов деятельности, но роль, значение тех или иных компонентов, совершенство определенных
механизмов. Уровень развития функциональных свойств и характеристик, их сочетания и взаимообусловленность будут весьма специфичными для каждого конкретного вида деятельности, более того, даже для конкретной специализации в рамках вида спорта. И, конечно, они будут различаться на разных этапах адаптации к двигательной деятельности. Важнейшим фактором, определяющим и отражающими уровень функциональной подготовленности спортсменов, является высокая экономизация, устойчивость, мобилизация, мощность и специализация функционирования организма, характерные для большинства видов спорта. В той или иной мере спортивная деятельность человека, какой бы качественной формы работоспособности она не требовала осуществляется одним и тем же имеющимся у него набором мышечных групп, реализуется одними и теми же центральными и периферическими механизмами, функционально и энергетически обеспечивается одними и теми же физиологическими системами организма. Однако, в зависимости от вида спорта физическое упражнение будет иметь специфические характеристики, которые соответственно будут обеспечиваться специфическим соотношением роли различных компонентов функциональных возможностей организма. Значение тех или иных компонентов функциональных возможностей будет обусловлена кроме специфики физического упражнения еще и возрастными, половыми, климатическими, морфологическими и многими другими особенностями организма. Понимание сущности такого понятия как «функциональная подготовленность», знание её структуры и сущностных механизмов характеризующих её качеств и свойств, обусловливающих и лимитирующих её факторов, будет определять всю методологию, стратегию, и тактику управления функциональным состоянием, и в итоге повысит эффективность процесса функциональной подготовки, откроет новые, на более высоким качественном уровне, возможности осуществлять диагностику уровня специальной готовности спортсмена. В результате этого, появится возможность дать именно качественную оценку функциональной подготовленности спортсмена, выявить слабые и сильные звенья. Это в свою очередь, будет являться основой для объективизации системы контроля, послужит отправным моментом для действительной индивидуализации тренировочного процесса. Позволит определить функциональный предел для его интенсификации. В связи с этим делается шаг вперед в решении ряда проблем современной спортивной тренировки, прежде всего – повышения оперативности и качества управления процессом адаптации, объективизации спортивного отбора, ориентации и специализации спортсменов.


В раздел образования