Напоминание

Организация взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития детей коррекционной группы.


Автор: Протасова Лариса Борисовна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 393"А"
Населённый пункт: город Пермь. Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития детей коррекционной группы.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация взаимодействия детского сада и семьи

по вопросам развития детей коррекционной группы.
«Воспитание в семье обычно осуществляется всеми взрослыми членами семьи, которые передают детям свой опыт, свое умение, представление о «плохом и хорошем». Но права и обязанности по воспитанию и ответственность за воспитание детей целиком возлагается на их родителей. Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы осуществления их прав ограничены целью воспитания: они обязаны заботиться о здоровье детей, их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, об обучении своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования», - из статьи 38 п.2 КОНСТИТУЦИИ РФ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. Да, действительно, ответственность лежит на родителях, но, к сожалению, уровень образования и ответственности, чрезмерная занятость родителей не позволяет им это делать. Проблема развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей с точки зрения нарушений развития мы отмечаем сочетанность дефектов. Следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, когда коллегиально работают все педагоги и специалисты: дефектолог, логопед, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, родители. Родителям бывает трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Причина в том, что они теряют способность к реальной оценке возможностей детей различного возраста. Не стоит бесконечно выискивать причины, лучше начать практическую работу с малышом. Социальные институты могут помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность пап, мам, бабушек и дедушек. Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - "Словарь русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения, направленное на развитие детей дошкольного возраста, осуществляется с позиций принципа, который может быть сформулирован по-разному: - принцип единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; - или, в другом варианте, принцип совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Важно помнить, что полноценным единство воспитательных целей не будет без учета особенностей развития ребенка, в том числе ребенка с ОВЗ. Одним из основных направлений нашей работы является повышение уровня родительской компетентности, гармонизация семейных и детско- родительских отношений, улучшение эмоционального климата в семье, повышение эмоциональной насыщенности и информативности контактов родителей с детьми. Родители не владеют необходимой информацией по вопросам речевого развития, не готовы к самостоятельному добыванию знаний. Как сделать, чтобы сотрудничество не было формальным и не ограничивалось малосодержательными, кратковременными беседами? Как добиться, чтобы родители уважительно и с доверием относились к советам педагога и как влиять на повышение педагогической культуры родителей? От правильного выбора форм взаимодействия во многом зависит как характер, так и результативность контактов между педагогом и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования, на обоюдном доверии. Взаимодействие
обязательно подразумевает контроль или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Работу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия мы начали более пяти лет назад. Наша работа была спланированная на два учебных года (старший — подготовительный возраст)проходила поэтапно: 1) подготовительный, или организационный, где решались задачи ознакомления с особенностями семейного воспитания детей, согласования общих правил взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) к детям; разработка принципов взаимодействия с семьей и планирование взаимодействия с семьей. 2) основной – реализация взаимодействия с семьей. На этом этапе сначала решали задачи сплочения семьи и педагогов, а потом – педагогического образования родителей на основе установившего доверия родителей к педагогам. Целью этого этапа стало внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику работы. Составлен план работы совместно всеми педагогами и перечень мероприятий. Выбраны формы работы общие для всех специалистов и отдельные, групповые и подгрупповые, и индивидуальные для родителей, для родителей отдельно и для родителей с детьми. Воспитатели совместно с логопедом решили создать клуб "Школа мам". Первое заседание клуба посвящено было знакомству с семьями детей. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов на тему летнего отдыха. Были сделаны книжки - «Тайна моего имени». Затем мы пришли к выводу, что встречи с родителями нужно проводить по- новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники. Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Чтобы добиться расположения родителей в старшей группе, мы использовали больше творческих заданий, совместных праздников, обучающих викторин. Участвуя в деловых играх, предусматривающих оценку и разрешение различных ситуаций, родители учились анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к обучению как к серьезному и целенаправленному процессу. Как итоговое занятие мы провели совместную (родитель и ребенок) игру – путешествие « Путешествие по городу». Далее нами решалась одна из основных задач: разработка методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого мы использовали: анализ родителями поведения ребёнка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка,
спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме. Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь. В подготовительной группе мы продолжили внедрять нетрадиционные формы, изменили темы, содержание плана. Нами была разработана структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка . Работа с родителями в рамках практического блока строилась по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.). Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планировались и проводились такие мероприятия, которые включали родителей и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступать с ребенком в общение. (Заметим в скобках: традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа "что ел, почему штаны грязные" и т.п.). Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.). Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральный четверг, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, и многое другое. Были проведены индивидуальные
консультации по результатам диагностики, групповая консультация психолога на тему « Ребенок на пороге школьной жизни», различные тематические семинары – практикумы. Как итоговое занятие за первое полугодие была проведена викторина « Что? Где? Когда?» Во второй половине года были проведены совместные развлечения, семинары – практикумы, совместная сюжетно – ролевая игра «Школа». Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится контрольно-оценочный блок. Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами нашей группы. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата. Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне нашей группы. Таким образом, эта модель является для руководителей ДОУ отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива - с семьей. 3) заключительный этап. Задачи: анализировать эффективность взаимодействия с семьей; определить дальнейшие перспективы разработки проблемы Опыт работы с родителями группы показал, что в результате - позиция как родителей, так и педагогов стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании и развитии своих детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. МАДОУ «Детский сад №393» Воспитатели Гайдук В.М. , Федина Л.Н. Учитель- логопед Протасова Л.Б.


В раздел образования