Напоминание

Факультатив "Легомания"


Автор: Кобякова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5
Населённый пункт: г.Куртамыш,Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Факультатив "Легомания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
План факультатива

«Легомания»

Старшая группа
Воспитатель: Кобякова О.А.

Пояснительная записка
Процесс становления личности ребенка, обучение и освоение им ценностей, норм поведения, присущих обществу, в нашем детском саду осуществляется по программе «Радуга» в разных видах деятельности. Один из видов – конструирование. Наряду с традиционными приемами и методами развития детей через конструирование в педагогическом процессе всё шире используется ЛЕГО -технологии. Использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достигнуть устойчивых положительных результатов развития речи, мелкой моторики, психических процессов, фантазии, творчества. В подготовке детей к обучению в школе педагог должен стремиться развивать у детей творческое мышление, речь, желание познавать новое – что служат важнейшими средствами активной деятельности человека, а для будущего школьника залогом успешного обучения в школе. Это послужило основанием для разработки программы факультатива «Легомания» для детей старшей группы.
Ц е л ь

ф а к у л ьт а т и в а :
способствовать развитию творческой деятельности и работы в равной степени рук и головы посредством ЛЕГО – технологий.
Задачи:
1. Совершенствовать творческие способности; 2. Развивать психические процессы, мелкую моторику и речь; 3. Стимулировать развитие конструктивных навыков. Данная программа рассчитана на 35 часов год – 1 час в неделю. Состав факультатива 25 человек, продолжительность занятия 25 минут.
Направление факультатива:
интеллектуальное.

Тематическое планирование
Месяц Содержание Отметка о выполнени и Сентябрь 1. Знакомство с терминологией 2. Дидактические игры и игровые упражнения 3. «Что сначала, что потом» 4. «Я – будущий первоклассник» Октябрь 1. Конструирование по фото «Лист» 2. «Осеннее дерево» 3. «Птичка» 4. «Как построить дом? Из чего он состоит?» 5. Конструирование под диктовку «Фрукты» Ноябрь 1. «Овощи» 2. « К о н с т р у и р о в а н и е г о р о д с к о г о многоэтажного дома по замыслу» 3. «Конструирование квартиры и ее комнат» 4. «Конструирование по воображению «Снежинка» Декабрь 1. «Дед Мороз» 2. «Новогодняя елка» 3. Конструирование «Аквариум дружбы» Январь 1. «Снеговик» 2. «Баба – яга» 3. «Снегоход» 4. Коллективная работа «Зимняя сказка» Февраль 1. Конструирование «Танк» 2. «Самолет 3. «БТР» 4. Коллективная работа «Зимняя сказка» Март 1. «Первоцветы» 2. «Тюльпаны» 3. «Аленький цветочек» 4. Коллективная работа «Весенний букет» Апрель 1. «Космический корабль» 2. «Космонавт» 3. «НЛО» 4. Коллективная работа «Космодром» Май 1. «Мой дом» 2. «Моя улица» 3. Коллективная работа «Мой детский сад»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Работа с родителями

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Консультация для родителей

«Родителям о конструкторе LEGO и LOGO».
Воспитатель: Кобякова О.А.
От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия «LEGO» и «LOGO». «LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются. Учебные пособия «LEGO» выполняют следующие
основные функции
в процессе их применения:  Образовательную функцию  Способствуют появлению новых знаний;  Стабилизируют способности и навыки, полученные на занятиях по другим предметам;  Дополняют запас знаний и навыков специальными знаниями и сведениями, которые могут пригодиться в будущей профессии;  Стимулируют фантазию, творческую инициативу;  Способствуют значительному улучшению мелкой моторики и ловкости;  Улучшают способность самостоятельных умозаключений. Объединяющую функцию  Способствуют закреплению в памяти материальных образов;  Помогают укреплению принципов дисциплины и порядка;  Приближают образ функционирования общества и его отдельных систем. Социализирующую функцию  Положительно влияют на социальный климат в детском коллективе;  Обогащают социальные связи;  Способствуют развитию самостоятельности личности;  Формируют уважение к способностям других;  Развивают чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка). В ходе совместной работы коренным образом улучшается общение не только между детьми, но и между взрослыми и детьми (особенно в проектной деятельности). У многих детей в хорошем смысле слова меняется самосознание. С помощью наборов «LEGO» лучше проявляются элементы
творчества, в группе происходит смена лидеров. А это очень важно не только для обучения, но и для формирования социального и эмоционального климата в группе. Процесс обучения происходит с помощью «малых сюжетов окружающего мира», тематически разделенных на следующие группы: Человек Семья (три поколения) Люди мира Город (транспорт, коммунальные службы, строительство) Мой дом, мой двор Жизнь на ферме Дикие животные Домашние животные Театр С дидактико-методической точки зрения обучение и работу с конструкторами «LEGO» можно разделить на следующие фазы: Первое знакомство и контакт с конструкторами «LEGO-DACTA». Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые им представляют. Формулировка задачи. Например: мой дом; моя комната; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе. Сами задают себе темы, выполняют задания, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность для демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку, пополняет его базу знаний. Есть возможность сохранить работы и продемонстрировать другим детям. В процессе работы происходит знакомство с деталями конструктора: цвет, форма, название и назначение. Конечно, сначала все модели и конструкции собирает преподаватель. Постепенно, после того, как буквально ощупаны и рассмотрены со всех сторон собранные модели, определено, какая деталь для чего нужна и куда приделывается, дети приступают к созданию собственных моделей в меру своих возможностей. Необходимо отметить, что «LEGO» - материал используется широко разными специалистами: педагогами, логопедом, психологом. Обучение с применением игровых пособий позволяет повысить интерес детей. Важным я считаю и тот факт, что конструктор рассчитан на большие группы детей, благодаря чему они, «вынуждены» играть вместе, общаться, помогать друг другу, радоваться успехам других. Дети получают общие впечатления, что укрепляет чувства «коллективизма».
Для педагогической работы в условиях дошкольного учреждения - это не только хорошее пособие для учебно-воспитательного процесса, но неоценимое средство диагностики: в благоприятной атмосфере, во время полной отдачи игре, дети «рассказывают о себе даже то, что не хотят». Во время игры возникает исключительная возможность наблюдать за их речевыми проявлениями и словарным запасом, уровнем знаний, за развитием двигательных рефлексов, технического видения и мышления, черт характера, волевых качеств, типом семейной среды и воспитания. Благодаря применению конструктора «LEGO» появилась возможность эффективно моделировать и если надо, корректировать все эти качества. Дети любят заниматься LEGO-конструированием и с нетерпением ждут встречи.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Консультация для родителей

«ЛЕГО - развивающая и обучающая среда»
Воспитатель: Кобякова О.А.
Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Чем занимаются дошкольники в кружке по ЛЕГО-конструированию: играют или учатся? И каковы другие области применения ЛЕГО в дошкольной жизни? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы. Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу в обучении. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года. Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы LEGO, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Занятия Лего-конструированием помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций.
На занятиях по Лего-конструированию дети:
 получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;  расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте;  развивают мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности;  развивают пространственное воображение;
 развивают внимание, память, способность сосредоточиться;  развивают творческие способности, эстетическое восприятие;  развивают логическое и аналитическое мышление (умение мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое);  занятия по Лего-конструированию учат детей работать в коллективе и находить совместное решение задач. На занятиях дети знакомятся с основными видами конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Работа с детьми

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Конспект занятия по лего-конструированию на тему: «Лягушка»
Воспитатель: Кобякова О.А.

Цель:
Расширить знания детей о жизни лягушки через конструирование модели лягушки с помощью «лего».
Задачи:
1. Расширение представлений детей о мире животных. 2. Учить выполнять конструкцию по модели, сравнивая с исходной моделью. 3. Развитие мыслительных навыков, логического мышления, внимания. 4. Воспитание бережного отношения к животному миру природы.
Материалы

и

оборудование
: лего-конструктор (наборы деталей конструктора), образец лягушки, мультимедийная установка, видеосюжеты «Травяные и озерные лягушки», «Лягушка ловит насекомых», лягушки- оригами по количеству детей, звукозапись песенки про лягушку, цветные карандаши.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.
1. Организационный момент.
Педагог и дети сидят в кругу. Выполняется ритуал приветствия: погладитьладошку соседа по кругу. Лучик солнца к нам пришёл, с ним сейчас играть начнём. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Все мы вместе собрались, и Даша здесь и Саша здесь и т. д.
2. Введение в тему занятия.
Педагог: – Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо отгадать загадку, послушайте внимательно. На болоте кто живет? Громко квакая поет? Спят в кувшинках – без подушки? Это видимо… Дети: – Лягушки. Педагог: – Правильно. А вы видели лягушек? Где живут лягушки?
3. Изучение нового с использованием ИКТ.
Педагог: – Лягушки могут жить и в воде, и на земле. Это земноводные животные. Лягушек, которые живут в воде, называют водяные, прудовые (от слова пруд), озерные. А лягушек, которые живут на суше, называют травяные. Их легко отличить по цвету: травяная – бурого, коричневого цвета, а озерная – зеленого. Давайте посмотрим на этих лягушек. (Показ видеосюжета). Педагог: – Скажите, пожалуйста, чем питаются лягушки? Дети: – Мухами, комарами. Педагог: – Правильно, лягушки питаются разными насекомыми, которые вредят садам, огородам, полям и лесам. Питаясь ими, она приносит пользу человеку. Педагог: – А как же она ловит насекомых? Дети: – С помощью языка.
Педагог: – Верно, язык у нее длинный и липкий. Давайте посмотрим, как лягушка ловит насекомых. (Показ видеосюжета).
4. Физкультминутка:
Педагог: – Сейчас ребята, я предлагаю отдохнуть и поиграть в веселых лягушат: Две подружки На лужайке две подружки Похлопать по коленям в ритм текста Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Похлопать в ладоши в ритм текста Две зеленые лягушки: Хлопки по коленям Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Хлопки в ладоши Ква! Притопнуть одной ногой Хором песни распевают: Сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик Ква-ква-ква, Хлопки в ладоши Ква-ква-ква. Притопы ногой в ритм текста И спокойно спать мешают Погрозить пальцем Ква-ква-ква, ква-ква-ква! Похлопать в ладоши
5. Практическая работа.
Педагог: – Отдохнули, а теперь приступим к конструированию наших лягушек. Посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сделанная из Lego конструктора. Давайте рассмотрим, как она сделана. Лапки сделаны из «кирпичиков», рот – красный «кубик», глаза из зеленых «кубиков» с глазками. Приступайте к работе. (Дети выполняют постройку, педагог помогает.) Педагог: – Дети, давайте посмотрим, как вы справились с работой. (рассмат- риваем модели лягушек) Вы большие молодцы. Педагог: – Ребята, в сказках лягушку называют «квакушка», кто знает почему? Дети: – Квакает «ква, ква» Педагог: – А еще ее называют «попрыгушка», почему? Дети: – Прыгает.
6. Игра.
Педагог: – Для вас я подготовила лягушек из бумаги, которые умеют прыгать. Возьмите по одной «лягушки» и поиграйте с ней. (Дети играют с оригами под песенку про лягушку) Педагог: – Ребята садитесь, и давайте раскрасим лягушек. Подумайте, какимцветом будет ваша лягушка (дети раскрашивают лягушку из оригами).
7. Итог занятия.
Педагог: – Ребята, что нового вы узнали о лягушках?  Расскажите, с какими видами лягушек вы познакомились?  Где они живут?  Почему лягушки бывают разными по цвету?  Чем питаются лягушки? (Ответы детей). Педагог: – Что больше всего вам понравилось на занятии?
 Спасибо, ребята. Вы очень внимательные слушатели, старательно конструировали лягушек и весело играли. Мне очень понравилось с вами заниматься.
Список литературы
1. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» Пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003. 2. Старцева О.Ю. «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет» М., 2008. 3. Фешина Е.В. «ЛЕГО-конструирование __________в детском саду» М., 2012.
МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Конспект занятия по Лего-конструированию в старшей группе

«Путешествие в страну Лего»
Воспитатель: Кобякова О.А.
Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор. Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки. Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части. Развивать у детей умения, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему. Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка. Ход: Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит загадочная музыка. Педагог и дети сидят в кругу. Выполняется ритуал приветствия: погладитьладошку соседа по кругу. Лучик солнца к нам пришёл, с ним сейчас играть начнём. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Все мы вместе собрались, и Даша здесь и Соня здесь и т. д. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек. Я ЛЕГО - человек. Я прилетел к вам из волшебной страны ЛЕГО. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам. - Дети, вы согласны помочь ЛЕГО - другу. Он такой интересный, необычный. (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка) - Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей) - Да, он сделан из деталей конструктора. - А как называется этот конструктор? - Правильно. Это конструктор ЛЕГО. - Он попал к нам из волшебной страны. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться. - Вы согласны? Как туда попасть? - А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей. Но сначала построим волшебную дорогу. Кирпичик нужный найди, Дорогу в ЛЕГО - страну собери.
Развивающая игра «Волшебная дорожка»
Что бы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по
размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру. - У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.) Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру? - А почему ты поставил эту деталь? - Все поставили свои детали? Дорога готова? - Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола) . - Можно отправиться в путь. (Как заклинание) Друзей с собою возьми. И в ЛЕГО - страну попади.
Упражнение для глаз.
ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.) Мы с вами в ЛЕГО - стране. (Беру человечка) А вот и зоопарк (подходят к столу с зоопарком). Поспешим к нему! Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим. - Из чего она сделана? Да из деталей Лего - конструктора. - Все ли детали одинакового цвета? - А какого они цвета? - А по размеру одинаковые (уточняешь размер? - Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки) . Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство. Детали, детали, Вы спать не устали. Сегодня с утра Нам строить пора. Начинаем строительство. (Поза. Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.) - Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены. Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями) . Было много кирпичей. Каждый был совсем ничей. А теперь детали Крепкой стенкой встали. Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку. - Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк!
Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО страны будут приходить в зоопарк… .рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке нет. - А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете! - А показать руками вы их сможете? Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно) - А как собаку показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою) . У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) . В зоопарке стоит слон Уши, хобот, серый он. Головой кивает, Будто в гости приглашает. Крокодил плывет по речке, Выпучив глаза. Он зеленый весь, как тина. От макушки до хвоста. - Молодцы! У вас просто волшебные пальчики! Из ЛЕГО выросла стена. Продолжим добрые дела? У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – стране, значит, собрать животных можно из… .ЛЕГО – деталей! У нас на мольберте схемы животных. Одни схемы легкие, - они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим (дети подходят к доске) . Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из лего. Кто какого животного хотел бы собрать?
Физ. минутка.
Эти пальцы много знают Только сил им не хватает И поэтому опять Надо их тренировать Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет удобнее работать. (Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости) . Осанка, поза, неуверенные. Мы с умом и разумом Строим все по- разному. Вот как в ЛЕГО стране бывает – Все, что мы любим - оживает. Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить. В нашем зоопарке поселился. его построил Миша
- Расскажи о нем: есть ли у него имя? Что он любит делать? Есть ли друзья? Какой он по характеру? Кто его сосед по зоопарку? Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали. ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь? Вы помогли жителям Лего -страны. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя за что можете похвалить? А теперь встаньте в круг и соедините ладошки. Расцветай ЛЕГО - страна А нам домой возвращаться пора. Закрывайте глазки- Мы уходим из этой сказки.


В раздел образования