Повышение предметной мотивации учащихся коррекционной школы через использование различных форм работы на уроках письма и чтения.
Автор: Трусина Валентина Никандровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18 Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Повышение предметной мотивации учащихся коррекционной школы через использование различных форм работы на уроках письма и чтения. Раздел: среднее профессиональное
Повышение предметной мотивации учащихся коррекционной
школы через использование различных форм работы на уроках письма
и чтения.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства
учащихся знакома практически каждому учителю. За последние годы, к сожа-
лению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам письма и
чтения. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформирова-
ны потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Поэтому важной проблемой, волнующей всех педагогов, является по-
вышение эффективности уроков письма и чтения как основной формы обуче-
ния и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на
долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и
той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для
учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а
пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учи-
теля.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание
изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в
реальной жизни?
Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может
длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед
низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание
условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их
самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
Чувство
уверенности
в
собственных
силах
после
решения
трудной задачи;
Повышение собственной значимости;
Признание учителей и сверстников;
Развитие творческих способностей;
Гордость собой и своими успехами;
Статус успешного человека.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у
учащихся?
1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс
самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
2.
Понимание
ребенком
нужности,
важности,
целесообразности
изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями,
тем он интереснее для учащихся.
4. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5.
Чем
чаще
проверяется
и
оценивается
работа
школьника,
тем
интереснее ему работать.
6. Позитивная психологическая атмосфера урока.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в
образной форме.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества.
9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Примеры
педагогических
приемов,
повышающих
мотивацию
учащихся, которые я применяю на своих уроках:
1. Дидактические игры.
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым
и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех,
кто не отличается большими способностями в учении.
Сюда относятся: задания в стихах, упражнения-смекалки, задания-шутки,
драматизированные
игры,
интересные
факты,
ребусы,
головоломки,
кроссворды и многие др. Приведу в пример несколько дидактических игр.
Игра «Школьное домино» – состоит из 12–30 карточек. Каждая
карточка разделена чертой на две части – на одной записано
какое-либо
учебное
задание,
на
другой
–
ответ
к
другому
заданию.
Каждый
ученик
получает
по
1-2
карточки.
Первая
карточка крепится на доске учителем, а остальные прикрепляют
учащиеся.
Игра
«Небылицы». Учащиеся получают фрагмент текста по
изучаемой теме, в котором допущены неточности и ошибки. За
ограниченное время необходимо найти все ошибки и исправить
их
Игра
«Да–Нет» .
Может
применяться
для
быстрой
проверки
уровня
усвоения
нового
материала.
Учитель
вслух
(или
с
экрана)
по
одному
зачитывает
истинные
и
ложные
высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики
на
листочках
кратко
в
виде
слов
«да»
или
«нет».
Вопрос
читается один раз, переспрашивать нельзя, Эта простая игра
позволяет приобщить к учебе даже самых пассивных учащихся.
В своей работе я использую
приёмы, повышающие мотивацию,
на
разных этапах урока. В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным,
на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я
использую психологический и организационный настрой, который часто при-
думываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно подбираю зани-
мательный материал, соответствующий тематике урока.
В начале урока важны первые фразы : «Доброе утро! Я рада вас видеть»,
«Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем
урок». Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие стра-
ха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает
мотивацию.
Часто прибегаю на уроке к следующим стихотворным строкам:
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится как надо
И даже сверх того.
Мелок лежит здесь рядом,
Давай начнем с него.
Оживление в урок приносят загадки:
и пословицы: (фотография)
На уроках можно использовать сказки, притчи, басни о разных ча-
стях речи.
Упражнения на тренировку распределения и избирательности
внимания, например:
Определить
тему
урока,
зашифрованную
на
доске»:
АПРВЫ СО-
СТАВ ДЛО СЛОВА РО
игры : «Третий лишний», « Цепочка»,
Шуточные диалоги, скорог оворки, загадки, яркие примеры, позволя-
ющие обозначить проблему и решить ее, - путь, который заставляет
учеников задуматься и удивиться.
Очень важным моментом, на мой взгляд, является определение темы .
Например, в начале занятия читаю стихотворную загадку о восклица-
тельном знаке. Ребята понимают, что тема урока – восклицательные
предложения. Звучит стихотворение Б.Заходера «Муха-чистюха» -
речь пойдет о предложениях с однородными членами.
Чтобы стимулировать творческие поиски ребят, провожу «пятими-
нутки». Вот несколько примеров таких разминок: «Эмоциональная за-
рядка», где говорим друг другу комплименты; «Орфоэпический хор»
(поём словарные слова); «Словесная дуэль» (назовите существитель-
ные на определенное правило); «Орфографическая эстафета», «Цепоч-
ка».
Часто практикую такие игры : « Восстанови пословицы» (части кото-
рых соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и дру-
гие. Провожу различные формы уроков: урок - путешествие, урок-
сказка, урок - экскурсия. Особенно такие уроки уместны при повторе-
нии и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интере-
са к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.
Для оживления интереса учащихся ввожу в традиционный урок эле-
менты игры : разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, ша-
рад, третий лишний. Для организации такой работы чаще всего ис-
пользую объединение в группы и команды, так как общеизвестно
стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В ре-
зультате совместных усилий учебные достижения заметно улучшают-
ся.
При изучение новой темы на уроках использую опорные схемы. На
уроках чтения, как показала практика, для пересказа биографии автора
эффективным является заготовленный заранее мной план. Это вызы-
вает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать
сложный материал.
Итог урока также провожу в нестандартной форме
:
Пример: с каким
настроением шел на урок? А какое оно сейчас? Отметь. Было ли тебе
трудно: отметь.
Включение в учебный процесс нестандартных заданий, проведение роле-
вых игр, уроков-путешествий, творческих отчетов, обращение к лингвистиче-
ским сказкам, опорным схемам, таблицам благотворно влияет на отношение
ребят к русскому языку. Таким образом, целенаправленное и систематическое
применение разнообразных форм и приемов развития мотивации укрепляет
желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изу-
ченному предмету