Напоминание

Повышение предметной мотивации учащихся коррекционной школы через использование различных форм работы на уроках письма и чтения.


Автор: Трусина Валентина Никандровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение предметной мотивации учащихся коррекционной школы через использование различных форм работы на уроках письма и чтения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Повышение предметной мотивации учащихся коррекционной

школы через использование различных форм работы на уроках письма

и чтения.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. За последние годы, к сожа- лению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам письма и чтения. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформирова- ны потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому важной проблемой, волнующей всех педагогов, является по- вышение эффективности уроков письма и чтения как основной формы обуче- ния и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учи- теля. Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Что дает высокая мотивация учения ребенку:  Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;  Повышение собственной значимости;  Признание учителей и сверстников;  Развитие творческих способностей;
 Гордость собой и своими успехами;  Статус успешного человека. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? 1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. 2. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. 3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. 4. Обучение должно быть трудным, но посильным. 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 6. Позитивная психологическая атмосфера урока. 7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. 8. В обучении должны создаваться возможности для творчества. 9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Примеры

педагогических

приемов,

повышающих

мотивацию

учащихся, которые я применяю на своих уроках:

1. Дидактические игры.
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении. Сюда относятся: задания в стихах, упражнения-смекалки, задания-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др. Приведу в пример несколько дидактических игр. 
Игра «Школьное домино»
– состоит из 12–30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано какое-либо учебное задание, на другой – ответ к другому
заданию. Каждый ученик получает по 1-2 карточки. Первая карточка крепится на доске учителем, а остальные прикрепляют учащиеся. 
Игра

«Небылицы».
Учащиеся получают фрагмент текста по изучаемой теме, в котором допущены неточности и ошибки. За ограниченное время необходимо найти все ошибки и исправить их 
Игра

«Да–Нет»
. Может применяться для быстрой проверки уровня усвоения нового материала. Учитель вслух (или с экрана) по одному зачитывает истинные и ложные высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики на листочках кратко в виде слов «да» или «нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, Эта простая игра позволяет приобщить к учебе даже самых пассивных учащихся. В своей работе я использую приёмы, повышающие мотивацию, на разных этапах урока. В
начале урока
создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую психологический и организационный настрой, который часто при- думываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно подбираю зани- мательный материал, соответствующий тематике урока. В начале урока важны
первые фразы
: «Доброе утро! Я рада вас видеть», «Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем урок». Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие стра- ха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию. Часто прибегаю на уроке к следующим стихотворным строкам: Ничего не бойся – Ты делаешь для всех. Лишь на тебя надеемся И верим в твой успех. Получится как надо
И даже сверх того. Мелок лежит здесь рядом, Давай начнем с него. 
Оживление в урок приносят загадки:

и пословицы:
(фотография) 
На уроках можно использовать сказки, притчи, басни
о разных ча- стях речи. 
Упражнения на тренировку распределения и избирательности

внимания,
например:  Определить тему урока, зашифрованную на доске»: АПРВЫ
СО-

СТАВ
ДЛО
СЛОВА
РО 
игры
: «Третий лишний», « Цепочка», 
Шуточные диалоги, скорог
оворки, загадки, яркие примеры, позволя- ющие обозначить проблему и решить ее, - путь, который заставляет учеников задуматься и удивиться.  Очень важным моментом, на мой взгляд, является
определение темы
. Например, в начале занятия читаю стихотворную загадку о восклица- тельном знаке. Ребята понимают, что тема урока – восклицательные предложения. Звучит стихотворение Б.Заходера «Муха-чистюха» - речь пойдет о предложениях с однородными членами.  Чтобы стимулировать творческие поиски ребят, провожу
«пятими-

нутки».
Вот несколько примеров таких разминок: «Эмоциональная за- рядка», где говорим друг другу комплименты; «Орфоэпический хор» (поём словарные слова); «Словесная дуэль» (назовите существитель- ные на определенное правило); «Орфографическая эстафета», «Цепоч- ка».  Часто практикую
такие игры
:
«
Восстанови пословицы» (части кото- рых соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и дру- гие. Провожу различные формы уроков: урок - путешествие, урок- сказка, урок - экскурсия. Особенно такие уроки уместны при повторе-
нии и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интере- са к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.  Для оживления интереса учащихся ввожу в традиционный урок
эле-

менты игры
: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, ша- рад, третий лишний. Для организации такой работы чаще всего ис- пользую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В ре- зультате совместных усилий учебные достижения заметно улучшают- ся. 
При изучение новой темы
на уроках использую опорные схемы. На уроках чтения, как показала практика, для пересказа биографии автора эффективным является заготовленный заранее мной план. Это вызы- вает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать сложный материал. 
Итог урока
также провожу в нестандартной форме : Пример: с каким настроением шел на урок? А какое оно сейчас? Отметь. Было ли тебе трудно: отметь. Включение в учебный процесс нестандартных заданий, проведение роле- вых игр, уроков-путешествий, творческих отчетов, обращение к лингвистиче- ским сказкам, опорным схемам, таблицам благотворно влияет на отношение ребят к русскому языку. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изу- ченному предмету


В раздел образования