Напоминание

"Деловая риторика"


Автор: Балавинцева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ города Ростова-на-Дону "Гимназия №76"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: "Деловая риторика"
Раздел: полное образование





Назад





Элективный курс «ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА».

Пояснительная записка.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально- экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. К числу таких инновационных изменений относятся элективные курсы по выбору. Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения. В условиях рыночной экономики роль и значение деловой риторики в жизнедеятельности молодого специалиста трудно переоценить. Овладение и эффективное применение деловой риторики может сыграть немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала молодого специалиста. Это знание можно сравнить лишь с профессиональными знаниями и умениями. И они (риторические умения и способности) порой становятся решающими в ситуациях публичного выступления, спора, ведения переговоров, разрешения производственных конфликтов. Данный курс развивает и обогащает содержание профильных общеобразовательных предметов (литература, русский язык) и выстраивается на основе реализации учебных предметов, функционирует как самостоятельный учебный модуль в гуманитарном профиле обучения. Цель данной программы – научить школьников эффективному речевому воздействию, практическим риторическим навыкам, которые позволят им лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности. Объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения. Предметом исследования деловой риторики как элективного курса является система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения. Основные задачи деловой риторики:
1.Изучение истории развития риторики (включая основы классической риторики). 2.Обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности учащегося. Элективный курс состоит из трех разделов: 1 раздел рассматривает основные принципы построения ораторской речи и дает теоретико-практические сведения о специфике публичного выступления; 2 раздел содержит принципы и правила «Деловой риторики» как специального курса. Содержание данных разделов предусматривает вариативность форм организации работы: лекции, беседы, деловые и ролевые игры, ситуативные задания, упражнения. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада и т.п.). Учитывая дифференциацию и индивидуализацию профильного обучения, предлагаемая программа носит примерный характер. Она построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический блок может быть углублен или расширен с учетом интересов и потребностей учащихся и задач курса в условиях профилизации: дополнение содержания профильного курса, развитие содержания одного из базисных курсов, удовлетворение познавательных интересов школьников.
Конечный

результат
всего обучения должен характеризоваться следующими параметрами достаточного уровня владения речью, которые выражаются в умениях: - вести беседу на бытовые, деловые, политические, философские, исторические и прочие темы, набор которых составляет круг компетентности культурного человека; - слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов, но в кор- ректной, достойной культурного человека форме, подавать реплики, коррект- но вступать в разговор, дополняя и развивая тему беседы или аргументирован- но возражая по существу предмета; - участвовать в прениях (дебатах) по предмету, в котором говорящий достаточно компетентен; ясно и лаконично в хорошей литературной форме излагать своё суждение в виде строго регламентированного выступления; - участвовать в дискуссиях, спорах, соблюдая все логические и этико-пси- хологические законы и правила, последовательно и доказательно отстаивая убеждения, если они направлены на конструктивное решение вопросов; - произносить (в разных жанрах) небольшие, но яркие и убедительные публичные речи на доступную тему, по хорошо изученному предмету и при этом уметь корректировать форму речи в соответствии с интересами и настроениями аудитории;
- свободно излагать в форме письма, статьи, эссе и т.д. свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму письма с его жанром и принятыми в обществе правилами; - вникать в замысел чужой письменной и устной речи и различать за внешней формой внутреннее содержание и глубинные цели, т.е. обладать умением эффективно читать и слушать, давать общериторическую оценку прочитанного или прослушанного текста.
Содержание курса.

Раздел 1.1.Основные принципы построения ораторской речи.

Тема 1.
Введение. Теоретический материал. Риторика как наука об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Природа ораторского искусства и его разновидности. Образ оратора и предмет речи. Оратор как языковая личность Выработка практических умений и навыков. Подготовка учащихся к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение.
Тема 2
. Принципы построения содержания ораторской речи. Теоретический материал. Докоммуникативная фаза ораторской речи; создание сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории. Её компоненты – подбор материала, композиционно-логическое оформление речи, использование фактического материала. Важнейшие пласты смысла ораторской речи: выражение излагаемого содержания и выражение эмоционального воздействия на слушателя. Логичность публичной речи – определенность мыслей, последовательность изложения, доказательность аргументов, обоснованность выводов. Предупреждение логических ошибок. Факты как средство аргументирования. Содержательная наполненность речи. Учет состава аудитории в образовательном, профессиональном, демографическом отношении. Осознание ситуации речи: повод, место и время устного выступления. Выработка практических умений и навыков. Знакомство учащихся с методикой подбора материала на заданную тему: работа со справочной литературой, литературными источниками, составление библиографии по теме, рабочих выписок, правила хранения и систематизации отобранного материала. Составление плана-конспекта речи в виде отдельных предложений, имеющих субъектно-предикативную структуру.
Тема 3
. Виды ораторских речей. Теоретический материал. Спонт анная и подготовленная р еч ь . Информирующие и убеждающие речи. Публичный монолог и публичный диалог. Доклад, инструкция. Лекция. Полемический диалог, дискуссия. Спор, диспут, беседа. Основные принципы ведения полемики. Логическое опровержение взглядов оппонента. Интеллектуальная терпимость. Импровизация. Деловые переговоры.
Выработка практических умений и навыков. Овладение основными видами ораторских речей: выступление перед одноклассниками с информацией, докладами, лекциями, проведение инструктажей, дискуссий на заданные темы.
Раздел 1.2. Специфика публичной речи.

Тема 1
. Виды публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Сходство этих форм и различие. Виды деятельности учащихся: запись тезисов лекции учителя; сообщение; выписывание из справочников, словарей терминов и раскрытие их значения.
Тема 2.
Основные средства речевой выразительности. Разговорность стиля. Простота изложения. Конкретность лексики. Изобразительные средства языка (тропы): сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, аллегория. Выразительные средства языка (фигуры): антитеза, инверсия, риторический вопрос, повторы. Виды деятельности учащихся: комплексный анализ текстов; составление терминологического словаря; поиск и подбор языковых средств и приемов; лингвистический анализ фразеологизмов, устойчивых выражений, пословиц.
Тема 3.
Техника речи. Основные элементы речевой техники: речевое дыхание, голос, дикция. Кодовые опорные фразы, их функции. Виды интонации: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Слово – главный «генератор энергии» при выступлении. Виды деятельности учащихся: выразительное чтение, комплексный анализ текста, декламация, тренировка техники речи, запись и анализ собственных высказываний и выступлений.
Тема 4.
Невербальные средства общения. Манеры, поза, жесты – важнейшая часть делового общения. Неотъемлемые качества ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Правильная поза; сочетание непринужденности осанки и легкости движений. Жесты; их сущность и назначение. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические. Правила пользования жестами. Национальный характер жестов. Виды деятельности учащихся: подготовка публичного выступления: работа с текстами, составление плана, подбор языковых средств и приемов, наблюдение за речью товарищей, запись и анализ собственных высказываний, письменное оформление публичного выступления.
Раздел 2.1. Принципы и правила «Деловой риторики» как специального

курса
: -
принцип

творческого

саморазвития

личности
основывается на самообучении, на творческом подходе ученика к процессу непрерывного
самоусовершенствования знаний, умений, к саморазвитию творческих способностей личности в различных видах и жанрах делового общения; -
принцип

самопознания
ориентирует обучаемого на рефлексивное мышление, осознание своих сильных и слабых качеств, речевых и коммуникативных, ораторских способностей на базе применения тестов и других методик; -
принцип приоритета практики
дает возможность вводить в изучаемый курс теории столько, сколько нужно, а практики столько, сколько возможно. При этом большое внимание уделяется тренинговым упражнениям, ролевым и эвристическим играм, тестам, творческим заданиям;
-

принцип

сотворчества
– это совместная работа учителя и ученика, которая дает возможность творчески решать все возникающие перед ними задачи, проблемы образования, обучения и развития; -
принцип историзма
реализуется через показ прошлого опыта, идей и приемов классической риторики с позиции современного их осмысления и, главное, возможностей практического применения.
Раздел 2.2.Саморазвитие культуры делового общения.
1.Общие правила делового общения. 2.Как подготовить и провести совещание. 3.Как вести телефонные деловые разговоры. 4.Правила деловой переписки. 5.Как правильно давать интервью.
Раздел 2.3. Саморазвитие полемического мастерства.
1.Спор, его цели и стратегия. 2.Принципы и правила ведения спора. 3.Как вести споры, дискуссии. 4.Как говорить, чтобы вас слушали. 5.Как опровергать обвинение. 6.Способы разрешения споров в современном мире.
Раздел 2.4. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов.
1.Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт. 2.Конфликтные ситуации делового общения. 3.Как разрешать конфликтные ситуации в коллективе.
Раздел 2.5. Саморазвитие культуры ведения переговоров.
1.Переговоры и стратегия их ведения. 2.Искусство разумных компромиссов. 3.Искусство борьбы против тех, кто срывает переговоры.

Тематический план курса «Деловая риторика» (34 часа).
Наименование разделов и тем Всего часов Лек ции Практ занят. Формы контроля
Р а з д е л

1 . 1 .
Основные принципы построения ораторской речи. 1.Введение. 2.Принципы построения содержания ораторской речи. 3.Виды ораторских речей. 4 2 2 Собеседование; сообщение; защита реферата, проекта; тестовое задание.
Раздел 1.2
.Специфика публичной речи. 1.Виды публичного выступления. 2 . О с н о в н ы е с р е д с т в а р е ч е в о й выразительности. 3.Техника речи. 4.Невербальные средства общения. 6 2 4 Публичное выступление с элементами повествования, описания, рассуждения; анализ текстов публичной речи; тестовые задания.
Р а з д е л

2
.1.Принципы и правила «Деловой риторики» как специального курса: а) принцип творческого саморазвития личности; б) принцип самопознания; в) принцип приоритета практики; г) принцип сотворчества; д) принцип историзма. 4 2 2 Собеседование, сообщение.
Раздел

2.2.
Саморазвитие культуры делового общения. 1.Общие правила делового общения. 2 . К а к п од го т о в и т ь и п р о в е с т и совещание. 3.Как вести телефонные деловые разговоры. 4.Правила деловой переписки. 5.Как правильно давать интервью. 5 1 4 Тесты, тренинговые упражнения, творческие задания, игры.
Раздел 2.3.
Саморазвитие полемического мастерства. 1.Спор, его цели и стратегия. 2.Принципы и правила ведения спора. 5 1 4 Составление т е з и с а н а определенную
3.Как вести споры, дискуссии. 4.Как говорить, чтобы вас слушали. 5.Как опровергать обвинение. 6.Способы разрешения споров в современном мире. т ему, п од б о р аргументов. Задания тестовой формы.
Раздел 2.4.
Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. 1.Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт. 2.Конфликтные ситуации делового общения. 3.Как разрешать конфликтные ситуации в коллективе. 5 1 4 Задания тестовой формы, ролевые игры эвристические игры.
Раздел

2.5
.Саморазвитие культуры ведения переговоров. 1.Переговоры и стратегия их ведения. 2.Искусство разумных компромиссов. 3.Искусство борьбы против тех, кто срывает переговоры. 5 1 4 Задания тестовой формы, творческие задания, ролевые игры.
Используемая литература:
1. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека: Учебное пособие. М., 2001. 2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. М., 2003. 3. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект: Учебное пособие для вузов. М., 2003. 4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2001. 5. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003. 6. Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М., 2002. 7.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д, 1995. 8.Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Изд-во Казанского университета, 2001. 9.Соловьева Н.Н. Речевое общение, или Искусство понимания. 2012 М.: «Вентана-Граф». 10.Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Пособие по развитию навыков письменной речи. 2010 М.: «Флинта-Наука». 11.Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь. Пособие для уч-ся 10-11 классов и абитуриентов. 2011 М.: «Флинта-Наука».


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники