Автор: Балавинцева Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ города Ростова-на-Дону "Гимназия №76" Населённый пункт: город Ростов-на-Дону Наименование материала: Программа элективного курса Тема: "Деловая риторика" Раздел: полное образование
Пояснительная записка.
Специфика
современной
системы
образования
состоит
в
том,
что
она
должна
быть
способна
не
только
вооружать
обучающего
знаниями,
но
и
формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом
подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки
умений
и
навыков
самообразования.
Современные
тенденции
социально-
экономического
развития
России
заставляют
переосмыслить
цели
школьного
образования,
соответственно
по-новому
сформулировать
и
планируемые
результаты
образования.
Одним
из
направлений
модернизации
является
профилизация
старшей
ступени
общеобразовательной
школы,
реализация
которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную
практику. К числу таких инновационных изменений относятся элективные курсы
по выбору.
Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в
себя
науку,
искусство
и
живую
человеческую
практику
об
убедительной
и
эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.
В условиях рыночной экономики роль и значение деловой риторики в
жизнедеятельности
молодого
специалиста
трудно
переоценить.
Овладение
и
эффективное применение деловой риторики может сыграть немаловажное, а
порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и
творческого потенциала молодого специалиста. Это знание можно сравнить лишь
с профессиональными знаниями и умениями. И они (риторические умения и
способности)
порой
становятся
решающими
в
ситуациях
публичного
выступления,
спора,
ведения
переговоров,
разрешения
производственных
конфликтов.
Данный
курс
развивает
и
обогащает
содержание
профильных
общеобразовательных предметов (литература, русский язык) и выстраивается на
основе
реализации
учебных
предметов,
функционирует
как
самостоятельный
учебный модуль в гуманитарном профиле обучения.
Цель данной программы – научить школьников эффективному речевому
воздействию, практическим риторическим навыкам, которые позволят им лучше
владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности. Объектом
исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.
Предметом исследования деловой риторики как элективного курса является
система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения с
ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой
культурой делового общения.
Основные задачи деловой риторики:
1.Изучение истории развития риторики (включая основы классической
риторики).
2.Обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на
творческое саморазвитие личности учащегося.
Элективный курс состоит из трех разделов:
1 раздел рассматривает основные принципы построения ораторской речи и
дает теоретико-практические сведения о специфике публичного выступления;
2
раздел
содержит
принципы
и
правила
«Деловой
риторики»
как
специального курса.
Содержание
данных
разделов
предусматривает
вариативность
форм
организации работы: лекции, беседы, деловые и ролевые игры, ситуативные
задания, упражнения.
В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся
должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что
позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся,
необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке (чтение и анализ
текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада и
т.п.).
Учитывая дифференциацию и индивидуализацию профильного обучения,
предлагаемая
программа
носит
примерный
характер.
Она
построена
по
модульному принципу, т.е. каждый тематический блок может быть углублен или
расширен с учетом интересов и потребностей учащихся и задач курса в условиях
профилизации: дополнение содержания профильного курса, развитие содержания
одного
из
базисных
курсов,
удовлетворение
познавательных
интересов
школьников.
Конечный
результат
всего
обучения
должен
характеризоваться
следующими
параметрами
достаточного
уровня
владения
речью,
которые
выражаются в умениях:
- вести беседу на бытовые, деловые, политические, философские, исторические
и
прочие
темы,
набор
которых
составляет
круг
компетентности
культурного
человека;
- слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов, но в кор-
ректной, достойной культурного человека форме, подавать реплики, коррект-
но вступать в разговор, дополняя и развивая тему беседы или аргументирован-
но возражая по существу предмета;
- участвовать в прениях (дебатах) по предмету, в котором говорящий достаточно
компетентен; ясно и лаконично в хорошей литературной форме излагать своё
суждение в виде строго регламентированного выступления;
- участвовать в дискуссиях, спорах, соблюдая все логические и этико-пси-
хологические законы и правила, последовательно и доказательно отстаивая
убеждения, если они направлены на конструктивное решение вопросов;
-
произносить
(в
разных
жанрах)
небольшие,
но
яркие
и
убедительные
публичные речи на доступную тему, по хорошо изученному предмету и при этом
уметь корректировать форму речи в соответствии с интересами и настроениями
аудитории;
- свободно излагать в форме письма, статьи, эссе и т.д. свои мысли, убеждения и
оценки, соотнося стиль и форму письма с его жанром и принятыми в обществе
правилами;
- вникать в замысел чужой письменной и устной речи и различать за внешней
формой
внутреннее
содержание
и
глубинные
цели,
т.е.
обладать
умением
эффективно читать и слушать, давать общериторическую оценку прочитанного
или прослушанного текста.
Содержание курса.
Раздел 1.1.Основные принципы построения ораторской речи.
Тема 1. Введение.
Теоретический материал. Риторика как наука об убеждении, о формах и
методах речевого воздействия на аудиторию. Природа ораторского искусства и его
разновидности. Образ оратора и предмет речи. Оратор как языковая личность
Выработка
практических
умений
и
навыков.
Подготовка
учащихся
к
психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности,
выработка
умения
свободно,
раскованно
держаться
перед
аудиторией,
безошибочно реагировать на ее поведение.
Тема 2 . Принципы построения содержания ораторской речи.
Теоретический
материал. Докоммуникативная
фаза
ораторской
речи;
создание сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории. Её
компоненты – подбор материала, композиционно-логическое оформление речи,
использование фактического материала. Важнейшие пласты смысла ораторской
речи:
выражение
излагаемого
содержания
и
выражение
эмоционального
воздействия на слушателя. Логичность публичной речи – определенность мыслей,
последовательность
изложения,
доказательность
аргументов,
обоснованность
выводов.
Предупреждение
логических
ошибок.
Факты
как
средство
аргументирования. Содержательная наполненность речи. Учет состава аудитории в
образовательном,
профессиональном,
демографическом
отношении.
Осознание
ситуации речи: повод, место и время устного выступления.
Выработка
практических
умений
и
навыков.
Знакомство
учащихся
с
методикой
подбора
материала
на
заданную
тему:
работа
со
справочной
литературой, литературными источниками, составление библиографии по теме,
рабочих выписок, правила хранения и систематизации отобранного материала.
Составление
плана-конспекта
речи
в
виде
отдельных
предложений,
имеющих
субъектно-предикативную структуру.
Тема 3 . Виды ораторских речей.
Теоретический
материал.
Спонт анная
и
подготовленная
р еч ь .
Информирующие и убеждающие речи. Публичный монолог и публичный диалог.
Доклад,
инструкция.
Лекция.
Полемический
диалог,
дискуссия.
Спор,
диспут,
беседа.
Основные
принципы
ведения
полемики.
Логическое
опровержение
взглядов
оппонента.
Интеллектуальная
терпимость.
Импровизация.
Деловые
переговоры.
Выработка практических умений и навыков. Овладение основными видами
ораторских
речей:
выступление
перед
одноклассниками
с
информацией,
докладами, лекциями, проведение инструктажей, дискуссий на заданные темы.
Раздел 1.2. Специфика публичной речи.
Тема 1 . Виды публичного выступления.
Виды публичных выступлений по цели: развлекательные, информационные,
воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию.
Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление,
лекция, беседа. Сходство этих форм и различие.
Виды деятельности учащихся: запись тезисов лекции учителя; сообщение;
выписывание из справочников, словарей терминов и раскрытие их значения.
Тема 2. Основные средства речевой выразительности.
Разговорность
стиля.
Простота
изложения.
Конкретность
лексики.
Изобразительные
средства
языка
(тропы):
сравнение,
эпитет,
метафора,
олицетворение,
аллегория.
Выразительные
средства
языка
(фигуры):
антитеза,
инверсия, риторический вопрос, повторы.
Виды деятельности учащихся: комплексный анализ текстов; составление
терминологического
словаря;
поиск
и
подбор
языковых
средств
и
приемов;
лингвистический анализ фразеологизмов, устойчивых выражений, пословиц.
Тема 3. Техника речи.
Основные
элементы
речевой
техники:
речевое
дыхание,
голос,
дикция.
Кодовые опорные фразы, их функции. Виды интонации: восходящая, нисходящая,
ускоряющаяся
и
замедляющаяся.
Слово
–
главный
«генератор
энергии»
при
выступлении.
Виды деятельности учащихся: выразительное чтение, комплексный анализ
текста,
декламация,
тренировка
техники
речи,
запись
и
анализ
собственных
высказываний и выступлений.
Тема 4. Невербальные средства общения.
Манеры, поза, жесты – важнейшая часть делового общения. Неотъемлемые
качества ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и
дружеский тон. Правильная поза; сочетание непринужденности осанки и легкости
движений.
Жесты;
их
сущность
и
назначение.
Виды
жестов:
ритмические,
эмоциональные,
указательные,
изобразительные,
символические.
Правила
пользования жестами. Национальный характер жестов.
Виды деятельности учащихся: подготовка публичного выступления: работа
с текстами, составление плана, подбор языковых средств и приемов, наблюдение
за речью товарищей, запись и анализ собственных высказываний, письменное
оформление публичного выступления.
Раздел 2.1. Принципы и правила «Деловой риторики» как специального
курса :
- принцип
творческого
саморазвития
личности
основывается
на
самообучении,
на
творческом
подходе
ученика
к
процессу
непрерывного
самоусовершенствования
знаний,
умений,
к
саморазвитию
творческих
способностей личности в различных видах и жанрах делового общения;
- принцип
самопознания
ориентирует
обучаемого
на
рефлексивное
мышление,
осознание
своих
сильных
и
слабых
качеств,
речевых
и
коммуникативных, ораторских способностей на базе применения тестов и других
методик;
- принцип приоритета практики дает возможность вводить в изучаемый
курс теории столько, сколько нужно, а практики столько, сколько возможно. При
этом
большое
внимание
уделяется
тренинговым
упражнениям,
ролевым
и
эвристическим играм, тестам, творческим заданиям;
-
принцип
сотворчества
–
это
совместная
работа
учителя
и
ученика,
которая дает возможность творчески решать все возникающие перед ними задачи,
проблемы образования, обучения и развития;
-
принцип историзма реализуется через показ прошлого опыта, идей и
приемов
классической
риторики
с
позиции
современного
их
осмысления
и,
главное, возможностей практического применения.
Раздел 2.2.Саморазвитие культуры делового общения.
1.Общие правила делового общения.
2.Как подготовить и провести совещание.
3.Как вести телефонные деловые разговоры.
4.Правила деловой переписки.
5.Как правильно давать интервью.
Раздел 2.3. Саморазвитие полемического мастерства.
1.Спор, его цели и стратегия.
2.Принципы и правила ведения спора.
3.Как вести споры, дискуссии.
4.Как говорить, чтобы вас слушали.
5.Как опровергать обвинение.
6.Способы разрешения споров в современном мире.
Раздел 2.4. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов.
1.Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт.
2.Конфликтные ситуации делового общения.
3.Как разрешать конфликтные ситуации в коллективе.
Раздел 2.5. Саморазвитие культуры ведения переговоров.
1.Переговоры и стратегия их ведения.
2.Искусство разумных компромиссов.
3.Искусство борьбы против тех, кто срывает переговоры.
Тематический план курса «Деловая риторика» (34 часа).
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Лек
ции
Практ
занят.
Формы
контроля
Р а з д е л
1 . 1 . Основные
принципы
построения ораторской речи.
1.Введение.
2.Принципы
построения
содержания
ораторской речи.
3.Виды ораторских речей.
4
2
2
Собеседование;
сообщение;
защита
реферата,
проекта;
тестовое
задание.
Раздел 1.2 .Специфика публичной речи.
1.Виды публичного выступления.
2 . О с н о в н ы е
с р е д с т в а
р е ч е в о й
выразительности.
3.Техника речи.
4.Невербальные средства общения.
6
2
4
Публичное
выступление
с
элементами
повествования,
описания,
рассуждения;
анализ
текстов
публичной речи;
тестовые
задания.
Р а з д е л
2 .1.Принципы
и
правила
«Деловой
риторики»
как
специального
курса:
а)
принцип
творческого
саморазвития
личности;
б) принцип самопознания;
в) принцип приоритета практики;
г) принцип сотворчества;
д) принцип историзма.
4
2
2
Собеседование,
сообщение.
Раздел
2.2. Саморазвитие
культуры
делового общения.
1.Общие правила делового общения.
2 . К а к
п од го т о в и т ь
и
п р о в е с т и
совещание.
3.Как
вести
телефонные
деловые
разговоры.
4.Правила деловой переписки.
5.Как правильно давать интервью.
5
1
4
Тесты,
тренинговые
упражнения,
творческие
задания, игры.
Раздел 2.3. Саморазвитие полемического
мастерства.
1.Спор, его цели и стратегия.
2.Принципы и правила ведения спора.
5
1
4
Составление
т е з и с а
н а
определенную
3.Как вести споры, дискуссии.
4.Как говорить, чтобы вас слушали.
5.Как опровергать обвинение.
6.Способы
разрешения
споров
в
современном мире.
т ему,
п од б о р
аргументов.
Задания
тестовой
формы.
Раздел 2.4.
Саморазвитие культуры
разрешения конфликтов.
1.Конфликтная
ситуация,
инцидент,
конфликт.
2.Конфликтные
ситуации
делового
общения.
3.Как разрешать конфликтные ситуации
в коллективе.
5
1
4
Задания
тестовой
формы, ролевые
игры
эвристические
игры.
Раздел
2.5 .Саморазвитие
культуры
ведения переговоров.
1.Переговоры и стратегия их ведения.
2.Искусство разумных компромиссов.
3.Искусство
борьбы
против
тех,
кто
срывает переговоры.
5
1
4
Задания
тестовой
формы,
творческие
задания,
ролевые игры.
Используемая литература:
1. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека: Учебное пособие. М., 2001.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. М.,
2003.
3. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект: Учебное пособие для
вузов. М., 2003.
4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2001.
5. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003.
6. Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М.,
2002.
7.Введенская
Л.А.,
Павлова
Л.Г.
Культура
и
искусство
речи.
Современная
риторика. Ростов н/Д, 1995.
8.Андреев
В.И.
Деловая
риторика.
Практический
курс
для
творческого
саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Изд-во
Казанского университета, 2001.
9.Соловьева Н.Н. Речевое общение, или Искусство понимания.
2012 М.:
«Вентана-Граф».
10.Колесникова Н.И.
От конспекта к диссертации. Пособие
по развитию
навыков письменной речи.
2010 М.: «Флинта-Наука».
11.Казарцева О.М., Вишнякова О.В.
Письменная речь. Пособие для уч-ся
10-11 классов и абитуриентов.
2011 М.: «Флинта-Наука».