Напоминание

Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Сергеева Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "НОШ №95 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сергеева А.Н. Учитель-логопед МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска»
Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего

дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей шести лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это умение сформировано недостаточно. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь, и движения пальцев рук расположены очень близко. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Обучая ребенка речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В
дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. В результате целенаправленного и систематического обучения на занятиях ребенок научится ориентироваться на листе, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Он будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков у младших школьников. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Отдельные приёмы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития описывает Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будет достигнут положительный результат.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье. Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития р е ч и , а т а к ж е интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Можно выделить два направления в работе по развитию мелкой моторики. Первое направление. Подготовка руки ребенка к точным, энергичным движениям через проведение физкультминуток, через упражнения на выкладывание фигур (их деталей и целых форм) по образцу и словесной инструкции взрослого. Здесь же учим штриховке простым и цветным карандашом. Это может быть штриховка готовых шаблонов (сначала наиболее легкой для штриховки формы - прямоугольной, затем круглой и
овальной). Дальше можно использовать книжки-раскраски, в которой качество штриховки определяет качество изображения самого предмета - его цвет и форма. Все эти упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности. Второе направление. Его цель – подготовка руки ребенка к письму в школе. Здесь учим рисовать детей предметы с помощью горизонтальных линий - это лесенки, елочки, заборчики. Хорошо и рисование орнамента с помощью волнистых линий, рисование цельной дугой. Дальше знакомим детей с тетрадью в линию, в которой они могут писать палочки, крючки, петельки и другие элементы букв. В настоящее время открывается много детских творческих студий, в которых предлагают такие направления как: пластилинография, творческие мастерские, плетение из бисера. У многих детей с ОВЗ изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ОВЗ проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук включает в себя четыре составляющие: 1. пальчиковая гимнастика; 2. работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов; 4. физические упражнения (физкультурные занятия). Занятия по развитию пальцевой моторики проводятся регулярно, используя для этого время на занятиях логопеда, дефектолога, воспитателя. В дошкольном отделении активно применяются пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников, развивают восприятие, память, умение вслушиваться в речь взрослого, способствуют развитию творческой деятельности, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. На основе пальчиковых игр и упражнений были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам периодов, способствующие развитию речи детей групп компенсирующей направленности. Каждый комплекс разучивается в течение одной недели, состоит из 10 упражнений и одной пальчиковой игры. Т а к и м о б р а з о м , с и с т е м а т и ч е с к о е использование специальных упражнений по развитию мелкой моторики в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ повышает уровень развития мелкой моторики. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
Список литературы 1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. 2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М., 2005. 3 . Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на- Дону, 2005. 4. Дорожкина О.Н. Программа развития и обучения дошкольника. Готовим руку к письму. Для детей 5 – 6 лет. – СПб., 2002. 5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М., 2005.


В раздел образования