Автор: Коньшина Лидия Петровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГКОО Кумылженский казачий кадетский корпус Волгоградской области Населённый пункт: х. Попов, Кумылженский район, Волгоградская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа по истории Донского казачства Раздел: среднее образование
Программа по истории Донского казачества
Пояснительная записка.
Актуальность разработки учебного курса «История Донского казачества» связана с теми
процессами, которые протекают в современном обществе. Постсоветский период
характеризуется демократическими и гуманитарными тенденциями, открывшими новые
страницы истории нашей страны.
В 90-е годы 20 столетия начался процесс возрождения казачества, в том числе донского
казачества. Однако в памяти и общественном сознании практически не существовало
образа настоящего казака. История казачества была во многом политизирована, а само
казачество в жизни подвергалось всяческому распылению, что не способствовало
утверждению патриотических чувств и гражданских ценностей. В школе учащиеся
знакомились с историей казачества лишь эпизодически. Возникло реальное противоречие
между процессами возрождения казачества и ценностным отношением к этому населению
страны, поскольку были разорваны исторические времена и нарушены народные
традиции.
Донское казачество имеет свою многовековую историю, полную героических страниц,
трагических ошибок, гражданского отношения к воинской службе и воинскому долгу.
Благодаря истории, историческому познанию прошлое не умирает, а продолжает жить в
настоящем , служить современности. К сожалению, жизнь распорядилась так, что история
доблестных защитников Отечества была надолго предана забвению. Из памяти народной
настойчиво вытравливались «неугодные» и «неудобные» имена, события, названия. Не
обошла эта участь и донское казачество.
Сегодня возрождающееся казачество вновь становится активным творцом настоящего и
будущего России. Современные реалии пробуждают повышенный интерес к истории и
культуре донского казачества, стремясь дать ответ на вопросы, кто такие донские казаки,
откуда они появились на южных землях, как и когда образовалось казачье войско, какую
роль оно играло в истории страны. Тем более это надо знать молодому поколению, которое
родилось и проживает на земле донских казаков. Помочь разобраться в этих и других
вопросах и призван курс «Истории Донского казачества».
В Национальной Доктрине Образования ( 2000 г.) на первом месте стоят задачи по
гражданскому воспитанию детей и молодых людей, а также по развитию гражданского
общества. Одним из инновационных методов является создание школ с кадетским и
казачьим профилем, где на первое место выдвигается задача по патриотическому и
гражданскому воспитанию учащихся. Гражданская, патриотическая и военно-
гуманитарная направленность нашего учреждения требует необходимого содержательного
и научно-методического обеспечения. В этой связи возникла необходимость в разработке
учебного курса «История Донского казачества».
Программа элективного курса «История Донского казачества» составлена для 8 и 9
класса кадетской школы- интерната при учебной нагрузке 1 час в неделю в 8 и 9 классах
(всего 68 часов).
Программа призвана ознакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах
становления и развития донского казачества как части российского общества.
В 8 классе учащиеся знакомятся с появлением казачества, основными его занятиями и
функциями в 16-18 веках. Важно показать историю развития донского казачества как
неразрывную часть истории России.
В 9 классе учащиеся знакомятся с историей донского казачества в 19-20 веках, с ролью
донцов в основных событиях России. Здесь необходимо донести роль отдельных
исторических личностей в развитии донского казачества.
Целями реализации программы являются:
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с
малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, казачьи традиции,
ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
- знакомство учащихся с основными источниками знаний о прошлом и настоящем
донского казачества, о неоднозначном восприятии, отражении и объяснении событий
истории и современности;
- формирование ценностных ориентаций и убеждения учащихся в том, что быть казаком-
почётно и ответственно.
Задачами реализации программы являются:
- создание у учащихся целостного представления об историческом, этнонациональном,
природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной
жизни, социальном опыте казачества;
-применение полученных знаний и умений на практике, планирование своей
жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных,
общенациональных проблем ;
- пробуждение интереса к судьбам людей родного края;
- развитие интереса у учащихся к родной истории, раскрытие сущности исторических
явлений и процессов на близком и ярком материале;
- развитие творческих способностей учащихся на основе поисковой, исследовательской
деятельности, изучения многообразных источников по истории родного края;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям
прошлого и настоящего.
Программа «История Донского казачества» разработана на основе дидактических
принципов:
- исторического плюрализма;
- научности;
- доступности;
- гуманистической направленности;
- информационной насыщенности.
Наряду с обычными уроками применяются такие формы и методы как лекции,
практикумы, семинары, дискуссии, исторические и гражданские форумы, выставки,
защита творческих работ.
Большое место в курсе отводится изучению местного материала и своей родословной.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
При изучении курса основным пособием является «История донского казачества» под
ред. д.и.н. А.В.Венкина ( Ростов - на – Дону, 2015г.)
Кроме этого пособия привлекается ряд источников для составления докладов, сообщений,
изучения отдельных документов. ( Список литературы прилагается).
При изучении темы « Культура» используются альбомы, фотоиллюстрации, репродукции
картин, аудио- и видеоматериалы.
При изучении темы « Наш край» привлекается местный материал: газетные вырезки,
воспоминания участников событий, произведения местных авторов, публикации журнала
« Отчий край», газеты « Казачий круг».
Кроме этого используются экспонаты школьного краеведческого музея и сельской
библиотеки: утварь, одежда, предметы мебели, фотографии и документы прошлых лет.
С начала изучения курса учащиеся привлекаются к составлению своей родословной, к
исследовательской работе по составлению рассказов о своей семье, отдельных её членах,
о замечательных людях своего хутора и района, о событиях, происходивших и
происходящих в хуторе и районе.
При изучении Темы 1 кроме основного пособия используется материал из книги
Гордеева А.П. « Золотая Орда и зарождение казачества». Предлагается работа с картой по
нахождению казачьих поселений. Учащиеся получают задание в виде рисунка или
поделки изобразить вид городка, отдельного здания, подворья. Основные виды работы-
рассказ учителя, работа с картой, документами и наглядное изображение.
При изучении Темы 2 предполагается использовать следующую литературу:
Астапенко И.П. « Краткое пособие по истории донского казачества», Гордеев А.А.
«Казачество со времён Ивана Грозного до царствования Петра 1», Рябов С.И. «История
родного края 16-19 вв.» и « Донская земля в 17 веке», Королёв В.Н. « Донской казачий
городок». Изучая быт и нравы, организуется экскурсия в музей для ознакомления с
предметами быта. Сбор материалов о зарождении станицы Кумылженской.
При изучении Темы 3 используются книги: Ригельман А.И. «История о донских
казаках», Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», энциклопедия «Казачество»,
Кузнецов М.А. « Культура донского казачества», Астапенко М.П. « Донские казачьи
атаманы». Знакомство с экспонатами местного музея, с историей зарождения окрестных
станиц и хуторов. На основе дополнительного материала учащиеся делают доклады о
восстании Ст.Разина, о Ермаке. Учащиеся получают задание: собрать рецепты старинных
казачьих блюд и нарисовать эскизы костюмов. Организуется выставка «Одежда и кухня
казаков».
При изучении Темы 4 используются книги: Князев В.Ф. « Казачья сотня», Чемякин
Е.А. «Исторические традиции казачьего самоуправления», Шилин Н.К. « Подкова
судьбы», Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», Астапенко М.П. « Донские казачьи
атаманы», Губарев Г.В.« Краткий казачий справочник».Подготовка сообщений на тему:
«Станичное самоуправление», « Военная организация казаков», « Участие донцов в
в Отечественной войне 1812 года».
Начать работу по составлению родословной своей семьи.
При изучении Темы 5 используется следующая литература: Кузнецов М.А. «Культура
донского казачества», », Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», энциклопедия
«Казачество», Савельев Е.П. « Типы донских казаков и особенности говора», Губарев
Г.В. «Краткий казачий справочник». Участие казаков в войнах и реформы изучаются в
виде лекций, работы с учебником, картой, документами. По вопросам культуры учащиеся
делают сообщения на тему « Образование на Дону», « Музыка, театр, живопись», «
Донская архитектура» с привлечением документов и наглядных изображений. Уместно
использование электронного учебного пособия: В.П.Водолацкий «Казачий Дон: очерки
истории и культуры», диска «Забавы удальцов». С бытом донского казачества учащиеся
знакомятся в ходе экскурсии в местный музей. Тему завершает театрализованное
представление « Свадьба», « Проводы в армию», « Праздник Покрова».
При изучении Темы 6 используются следующие книги: « Униформа степовых
казачьих войск», Губарев Г.В. « Краткий справочник», Батырев В.Д « Союз казаков
России», Астапенко И.П. « Краткое пособие по истории донского казачества». Проводится
работа с документами и картой. Учащиеся собирают материал о донцах-героях.
Продолжается работа по составлению родословной; первые сообщения учащихся об
участии членов семьи в изучаемых событиях.
При изучении Темы 7 используется следующая литература: Шилин Н.К. « Подкова
судьбы», Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», энциклопедия «Казачество»,
Батырев В.Д « Союз казаков России», Жукова Н. М. « Так было», Поляков П.С. « Смерть
Тихого Дона», Кокорин С.А. « К.И.Недорубов», Потапов В.А. « Люди земли
Кумылженской». Уместно использование электронного учебного пособия: Умуршатян Э.
«Опалённые небесами», дисков « Интервью с участниками Сталинградской битвы», «
Едут, едут по Берлину наши казаки». Изучаются документы о создании Донской
Советской Республике, раскулачивании, расказачивании. Посещение музея, изучение
документов и других экспонатов, связанных с Великой Отечественной войной. Учащиеся
пишут сочинения о своих родственниках или близких, односельчанах- участниках
Великой Отечественной войны. Подготовка сообщений о земляках- Героях Советского
Союза, о хуторе и районе в годы войны, о работе госпиталя в х. Попов и дома детского в
ст. Федосеевской во время Сталинградской битвы и в годы войны. Посещение братской
могилы. Уместно организовать экскурсию в г. Волгоград по местам боевой славы.
Проведение конференции по книге местного автора Жуковой Н.М. « Так было».
При изучении Темы 8 используется следующая литература: Алмазов Б.А. « Слава
тебе, Господи, что мы казаки», « Актуальные проблемы и перспективы развития
казачества в Волгоградской области», Агафонов О.В. « Казачьи войска России во 2
тысячелетии», Чемякин Е.А. « Исторические традиции казачьего самоуправления».
Электронные учебные пособия: Михалков Н.С. «Моряки, казаки, кадеты», «Шолоховская
весна. Майдан: встреча атаманов с В.В.Путиным». Встреча с хуторским и окружным
атаманами, с заместителем Главы Администрации района по делам национальностей и
казачества В.Н.Кагочкиным. Подготовка и проведение присяги воспитанников
кадетского корпуса. Конкурс и защита работ « Моя родословная». Организация рейда
совместно с казачьей дружиной хутора. Участие в мероприятиях районного и областного
масштаба: смотры, парады, слеты, скачки, праздники. Театрализованное представление «
Казачьи посиделки».