Напоминание

Программа по истории Донского казачства


Автор: Коньшина Лидия Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГКОО Кумылженский казачий кадетский корпус Волгоградской области
Населённый пункт: х. Попов, Кумылженский район, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по истории Донского казачства
Раздел: среднее образование





Назад




Программа по истории Донского казачества
Пояснительная записка.
Актуальность разработки учебного курса «История Донского казачества» связана с теми процессами, которые протекают в современном обществе. Постсоветский период характеризуется демократическими и гуманитарными тенденциями, открывшими новые страницы истории нашей страны. В 90-е годы 20 столетия начался процесс возрождения казачества, в том числе донского казачества. Однако в памяти и общественном сознании практически не существовало образа настоящего казака. История казачества была во многом политизирована, а само казачество в жизни подвергалось всяческому распылению, что не способствовало утверждению патриотических чувств и гражданских ценностей. В школе учащиеся знакомились с историей казачества лишь эпизодически. Возникло реальное противоречие между процессами возрождения казачества и ценностным отношением к этому населению страны, поскольку были разорваны исторические времена и нарушены народные традиции. Донское казачество имеет свою многовековую историю, полную героических страниц, трагических ошибок, гражданского отношения к воинской службе и воинскому долгу. Благодаря истории, историческому познанию прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем , служить современности. К сожалению, жизнь распорядилась так, что история доблестных защитников Отечества была надолго предана забвению. Из памяти народной настойчиво вытравливались «неугодные» и «неудобные» имена, события, названия. Не обошла эта участь и донское казачество. Сегодня возрождающееся казачество вновь становится активным творцом настоящего и будущего России. Современные реалии пробуждают повышенный интерес к истории и культуре донского казачества, стремясь дать ответ на вопросы, кто такие донские казаки, откуда они появились на южных землях, как и когда образовалось казачье войско, какую роль оно играло в истории страны. Тем более это надо знать молодому поколению, которое родилось и проживает на земле донских казаков. Помочь разобраться в этих и других вопросах и призван курс «Истории Донского казачества». В Национальной Доктрине Образования ( 2000 г.) на первом месте стоят задачи по гражданскому воспитанию детей и молодых людей, а также по развитию гражданского общества. Одним из инновационных методов является создание школ с кадетским и казачьим профилем, где на первое место выдвигается задача по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся. Гражданская, патриотическая и военно- гуманитарная направленность нашего учреждения требует необходимого содержательного и научно-методического обеспечения. В этой связи возникла необходимость в разработке учебного курса «История Донского казачества». Программа элективного курса «История Донского казачества» составлена для 8 и 9 класса кадетской школы- интерната при учебной нагрузке 1 час в неделю в 8 и 9 классах (всего 68 часов).
Программа призвана ознакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах становления и развития донского казачества как части российского общества. В 8 классе учащиеся знакомятся с появлением казачества, основными его занятиями и функциями в 16-18 веках. Важно показать историю развития донского казачества как неразрывную часть истории России. В 9 классе учащиеся знакомятся с историей донского казачества в 19-20 веках, с ролью донцов в основных событиях России. Здесь необходимо донести роль отдельных исторических личностей в развитии донского казачества. Целями реализации программы являются: - воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, казачьи традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; - знакомство учащихся с основными источниками знаний о прошлом и настоящем донского казачества, о неоднозначном восприятии, отражении и объяснении событий истории и современности; - формирование ценностных ориентаций и убеждения учащихся в том, что быть казаком- почётно и ответственно. Задачами реализации программы являются: - создание у учащихся целостного представления об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества; -применение полученных знаний и умений на практике, планирование своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем ; - пробуждение интереса к судьбам людей родного края; - развитие интереса у учащихся к родной истории, раскрытие сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале; - развитие творческих способностей учащихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории родного края; - формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. Программа «История Донского казачества» разработана на основе дидактических принципов: - исторического плюрализма; - научности;
- доступности; - гуманистической направленности; - информационной насыщенности. Наряду с обычными уроками применяются такие формы и методы как лекции, практикумы, семинары, дискуссии, исторические и гражданские форумы, выставки, защита творческих работ. Большое место в курсе отводится изучению местного материала и своей родословной.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
При изучении курса основным пособием является «История донского казачества» под ред. д.и.н. А.В.Венкина ( Ростов - на – Дону, 2015г.) Кроме этого пособия привлекается ряд источников для составления докладов, сообщений, изучения отдельных документов. ( Список литературы прилагается). При изучении темы « Культура» используются альбомы, фотоиллюстрации, репродукции картин, аудио- и видеоматериалы. При изучении темы « Наш край» привлекается местный материал: газетные вырезки, воспоминания участников событий, произведения местных авторов, публикации журнала « Отчий край», газеты « Казачий круг». Кроме этого используются экспонаты школьного краеведческого музея и сельской библиотеки: утварь, одежда, предметы мебели, фотографии и документы прошлых лет. С начала изучения курса учащиеся привлекаются к составлению своей родословной, к исследовательской работе по составлению рассказов о своей семье, отдельных её членах, о замечательных людях своего хутора и района, о событиях, происходивших и происходящих в хуторе и районе. При изучении
Темы 1
кроме основного пособия используется материал из книги Гордеева А.П. « Золотая Орда и зарождение казачества». Предлагается работа с картой по нахождению казачьих поселений. Учащиеся получают задание в виде рисунка или поделки изобразить вид городка, отдельного здания, подворья. Основные виды работы- рассказ учителя, работа с картой, документами и наглядное изображение. При изучении
Темы 2
предполагается использовать следующую литературу: Астапенко И.П. « Краткое пособие по истории донского казачества», Гордеев А.А. «Казачество со времён Ивана Грозного до царствования Петра 1», Рябов С.И. «История родного края 16-19 вв.» и « Донская земля в 17 веке», Королёв В.Н. « Донской казачий городок». Изучая быт и нравы, организуется экскурсия в музей для ознакомления с предметами быта. Сбор материалов о зарождении станицы Кумылженской. При изучении
Темы 3
используются книги: Ригельман А.И. «История о донских казаках», Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», энциклопедия «Казачество», Кузнецов М.А. « Культура донского казачества», Астапенко М.П. « Донские казачьи
атаманы». Знакомство с экспонатами местного музея, с историей зарождения окрестных станиц и хуторов. На основе дополнительного материала учащиеся делают доклады о восстании Ст.Разина, о Ермаке. Учащиеся получают задание: собрать рецепты старинных казачьих блюд и нарисовать эскизы костюмов. Организуется выставка «Одежда и кухня казаков». При изучении
Темы 4
используются книги: Князев В.Ф. « Казачья сотня», Чемякин Е.А. «Исторические традиции казачьего самоуправления», Шилин Н.К. « Подкова судьбы», Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», Астапенко М.П. « Донские казачьи атаманы», Губарев Г.В.« Краткий казачий справочник».Подготовка сообщений на тему: «Станичное самоуправление», « Военная организация казаков», « Участие донцов в в Отечественной войне 1812 года». Начать работу по составлению родословной своей семьи. При изучении
Темы 5
используется следующая литература: Кузнецов М.А. «Культура донского казачества», », Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», энциклопедия «Казачество», Савельев Е.П. « Типы донских казаков и особенности говора», Губарев Г.В. «Краткий казачий справочник». Участие казаков в войнах и реформы изучаются в виде лекций, работы с учебником, картой, документами. По вопросам культуры учащиеся делают сообщения на тему « Образование на Дону», « Музыка, театр, живопись», « Донская архитектура» с привлечением документов и наглядных изображений. Уместно использование электронного учебного пособия: В.П.Водолацкий «Казачий Дон: очерки истории и культуры», диска «Забавы удальцов». С бытом донского казачества учащиеся знакомятся в ходе экскурсии в местный музей. Тему завершает театрализованное представление « Свадьба», « Проводы в армию», « Праздник Покрова». При изучении
Темы 6
используются следующие книги: « Униформа степовых казачьих войск», Губарев Г.В. « Краткий справочник», Батырев В.Д « Союз казаков России», Астапенко И.П. « Краткое пособие по истории донского казачества». Проводится работа с документами и картой. Учащиеся собирают материал о донцах-героях. Продолжается работа по составлению родословной; первые сообщения учащихся об участии членов семьи в изучаемых событиях. При изучении
Темы 7
используется следующая литература: Шилин Н.К. « Подкова судьбы», Шалыгин В.В. « Мой край родной, казачий», энциклопедия «Казачество», Батырев В.Д « Союз казаков России», Жукова Н. М. « Так было», Поляков П.С. « Смерть Тихого Дона», Кокорин С.А. « К.И.Недорубов», Потапов В.А. « Люди земли Кумылженской». Уместно использование электронного учебного пособия: Умуршатян Э. «Опалённые небесами», дисков « Интервью с участниками Сталинградской битвы», « Едут, едут по Берлину наши казаки». Изучаются документы о создании Донской Советской Республике, раскулачивании, расказачивании. Посещение музея, изучение документов и других экспонатов, связанных с Великой Отечественной войной. Учащиеся пишут сочинения о своих родственниках или близких, односельчанах- участниках Великой Отечественной войны. Подготовка сообщений о земляках- Героях Советского Союза, о хуторе и районе в годы войны, о работе госпиталя в х. Попов и дома детского в ст. Федосеевской во время Сталинградской битвы и в годы войны. Посещение братской
могилы. Уместно организовать экскурсию в г. Волгоград по местам боевой славы. Проведение конференции по книге местного автора Жуковой Н.М. « Так было». При изучении
Темы 8
используется следующая литература: Алмазов Б.А. « Слава тебе, Господи, что мы казаки», « Актуальные проблемы и перспективы развития казачества в Волгоградской области», Агафонов О.В. « Казачьи войска России во 2 тысячелетии», Чемякин Е.А. « Исторические традиции казачьего самоуправления». Электронные учебные пособия: Михалков Н.С. «Моряки, казаки, кадеты», «Шолоховская весна. Майдан: встреча атаманов с В.В.Путиным». Встреча с хуторским и окружным атаманами, с заместителем Главы Администрации района по делам национальностей и казачества В.Н.Кагочкиным. Подготовка и проведение присяги воспитанников кадетского корпуса. Конкурс и защита работ « Моя родословная». Организация рейда совместно с казачьей дружиной хутора. Участие в мероприятиях районного и областного масштаба: смотры, парады, слеты, скачки, праздники. Театрализованное представление « Казачьи посиделки».


В раздел образования