Актуальность функционирования пословиц в современном русском языке
Автор: Асанова Айнагуль Тахировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОАУ "СОШ №28" Населённый пункт: Орск Наименование материала: Научная работа Тема: Актуальность функционирования пословиц в современном русском языке Раздел: среднее образование
Научно – практическая конференция учащихся
Актуальность функционирования пословиц
в современном русском языке
Авторы: Бурматова Анастасия,
Петров Денис,
учащиеся 7 «Б» класса,
МОАУ «СОШ № 28»
Руководитель :
Асанова А.Т.,
учитель русского языка и
литературы,
МОАУ «СОШ № 28»
Введение
Целью данной работы является исследование особенностей функционирования пословиц в
современном русском языке.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
•
изучение научной литературы по проблеме функционирования пословиц в русском языке в
целом и в современной русской речи конкретно;
•
выяснить как часто используются пословицы в семье родителями, в школе-учителями и
учащимися;
•
определение специфики употребления пословиц в настоящее время;
•
анализ частотности и ситуативности современного бытования пословиц
•
Источником исследования послужили русские пословицы, независимо охватывающие самые
различные темы и взятые методом выборки, а также результаты анкетирования педагогов и
учащихся МОАУ «СОШ № 28», родителей.
Объект исследования – это русские пословицы.
Предмет исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль,
особенности функционирования и семантики в современной русской речи.
Новизна работы заключается в попытке систематизации материалов о современных тенденциях
бытования русских пословиц. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в
работе определяются ситуативно обусловленные аспекты употребления пословиц в
современной речи.
Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования
его результатов в процессе изучения родного языка, во внеурочной деятельности.
Теоретический аспект функционирования русских пословиц
§ 1. Пословицы как жанр устного народного творчества
Пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые,
краткие, часто – образные, имеющие переносное значение, ритмически организованные
изречения, оформленные синтаксически как предложения, обобщающие социально-
исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.
Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая
память, формулирующая нравственный кодекс народа и философский опыт осмысления жизни
и обладающая способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии, так как в
пословицах подчёркивается взаимная зависимость и обусловленность явлений, объективная
последовательность событий.
«
Русский
народ
создал
огромную
изустную
литературу
-
мудрые
пословицы
и
поговорки
…
Напрасно
думать
,
что
эта
литература
была
лишь
плодом
народного
досуга
.
Она
была
достоинством
и
умом
народа
.
Она
становила
и
укрепляла
его
нравственный
облик
,
была
его
исторической
памятью
,
праздничными
одеждами
его
души
и
наполняла
глубоким
содержанием
всю
его
размеренную
жизнь
,
текущую
по
обычаям
и
обрядам
,
связанным
с
его
трудом
,
природой
и
почитанием
отцов
и
дедов
»
(
Л
.
Н
.
Толстой
)
§ 2. Коммуникативная функция пословиц
Пословицы представляют собой тексты, несмотря на краткость оформления:
преимущественно одно предложение. Многозначности использования пословиц
способствуют переносный смысл и ритмическая организация, сочетаемая с
переносным смыслом: «Век живи, век учись», «Сказал бы словечко, да волк
недалечко».
Мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с
речью. Никто не вспоминает и не употребляет пословицы просто так, без повода и
причины. Они всегда приходят к нам на память в определенном контексте разговора, к
случаю. Именно в беседе обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова
рубят, щепки летят»- произносящий эту пословицу имел в виду, конечно, не только
рубку дров. Мысль человека становилась обобщенной, летела выше и дальше
конкретной ситуации. Эту пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у серьезного
решительного дела, у каких-либо значимых событий последствия бывают далекие –
задевают и тех, кто не имеет близкого отношения к самому этому делу или событию.
Это суждение можно применить в огромном количестве ситуаций.
Итак, пословица - лучшая форма просторечия; это не
книжная, а живая разговорная речь.
Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали
такие видные художники слова, как
А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой. Она проявляется
многосторонне. В пословицах воплощены эстетические
принципы: простота, краткость, содержательность,
выразительность.
Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только
дают обобщения ее явлений, но и объясняют их.
Пословица нередко содержит в себе совет или поучение:
«Напрасен труд, когда нет порядка», «Каковы гости, таков и
пир», «За недобрым пойдёшь, на беду набредёшь».
Особенности функционирования пословиц
в современной речи
§ 1. Современные тенденции в употреблении пословиц
В современное время наша речь характеризуется все новыми
оборотами, которые использует практически каждый человек.
Но вместе с тем сохраняется значение пословиц.
Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного.
Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный
статус, место их работы не имеет особого значения.
Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в
своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые
есть в человеке, или осудить его. Меткие слова, которые присутствуют в
пословицах, позволяют сделать это гораздо точнее, чем если бы для этого
использовался особый монолог.
В первую очередь важно использование
пословиц в качестве материала
овладения русским языком
.
-
знакомство с устаревшими словами :
архаизмами, историзмами, диалектизмами
(смерд, холоп, волость, удел …)
-
осмысление фраз, произнесенные век назад
-
и их актуальность в настоящее время;
-
осознание обобщённости и многозначности;
- развитие речи и обогащение словарного запаса
§ 2. Анализ частотности и ситуативности употребления пословиц и поговорок
в современной речи
Для анализа ситуации современного бытования пословиц нами был проведён
социолингвистический опрос среди учащихся 5-7 классов. Были проанкетированы
педагоги и учащиеся МОАУ «СОШ № 28», родители.
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА
Анкета по теме
«Пословицы в нашей жизни»
Что такое пословица?
Назовите известные Вам пословицы .
Употребляете ли Вы в своей повседневной речи пословицы?
Какие пословицы Вы употребляете? Перечислите, пожалуйста.
Какие пословицы Вы слышите в речи других?
Как Вы думаете, необходимы ли пословицы в современном общении?
Почему?
Хотели бы Вы знать больше русских пословиц?
5 классы
6 класс
7 классы
Учителя,
родители
26 человек
18 человек
32человека
38 человек
23 %
13,3%
18,3 %
43,4 %
I. категории участников опроса
II. Преобладающие темы пословиц
№
п/п
ТЕМА
Количество
употреблений
Процентное
соотношение
1
Народная мудрость, советы
28
18,4 %
2
Труд, работа
34
22 %
3
Нравственность, человеческие качества
13
11,7 %
4
Дружба
27
19 %
5
Ответственность
12
12 %
6
Ум, знания
18
14,2 %
7
Семья
6
3,7 %
8
Родина, храбрость, патриотизм
11
6,4 %
III. Нужны ли сегодня пословицы и для чего
Заключение
Итак, пословицы, являясь неотъемлемым атрибутом народного
фольклора и, в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут
в себе отражение жизни той нации, которой они принадлежат, заключая
в себе образ мыслей и характер народа, более того, его национальный
менталитет.
Пословицы
многообразны,
они
находятся
как
бы
вне
временного
пространства.
Действительно,
в
какое
бы
время
мы
не
жили,
пословицы
всегда
останутся
актуальными,
приходящимися
всегда к месту.
Проведённый социолингвистический опрос доказал правомерность
всех
вышеуказанных
умозаключений
о
непреходящей
значимости
пословиц
в
современном
языке
и
необходимости
неустанного
обращения
к
этому
глубочайшему
пласту
народной
мудрости
и
творчества.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что
пословицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут
определять
духовные
и
мировоззренческие
ценности
общества
и
личности, ПОДТВЕРДИЛАСЬ.
Работа по данной теме оказалась очень актуальной не только в плане
получения
дополнительных
знаний,
но
и
в
плане
использования
возможности
проанализировать
эти
сведения
на
богатом
и
интереснейшем
материале
–
русских
пословицах.
Несомненно,
что
обращение
к
живой
русской
речи,
к
этому
кладезю
мудрости
и
остроумия русского народа, никого не может оставить равнодушным.