Напоминание

"Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условия ДОУ"


Автор: Абатаева Гульнур Адеповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Кош-Агачская СОШ им.В.И.Чаптынова" Детский сад "Улыбка №2"
Населённый пункт: село Кош-Агач
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условия ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Проектная

деятельность

как

средство

развития

познавательной

активности детей среднего дошкольного возраста в условия ДОУ"
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях, и что просто необходимы позитивные детско-родительские отношения для гармоничного развития малыша.
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования
выдвигает новые концептуальные принципы по ст ро ения образовательного процесса, где основу составляют процессы
социализации

и

индивидуализации личности ребенка
.
Целевые ориентиры, выделенные в стандарте предполагают использование

разнообразных

педагогических

технологий:

исследовательской,

проблемно-

поисковой, здоровьесберегающей, игровой, проектной и других.
Особое место занимает проектная технология, которая является достаточно эффективной и интересной. Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, развития коммуникативных навыков общения. В последнее время область применения методики проектной деятельности- в дошкольном образовании. Если раньше ее в основном использовали школьном обучении, то сегодня мы можем увидеть возможности ее использования с детьми дошкольного возраста. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:
– развитие у ребенка познавательной активности;



формирование

самостоятельности

мышления,

умения

рассуждать,

делать выводы;

-

развитие

личностных

качеств,

умение

работать

в

команде,

умение

доводить дело до конца, проявлять инициативу.
Изучая литературные источники, опыт использования проектной деятельности педагогов, пришла к выводу о многообразии возможностей данного метода. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее дело. Такой комплексный подход является
более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. Также, необходимо отметить, что в Профессиональном стандарте педагога, который вступил в силу с 1 января 2015 года одним из
требований к умениям

педагога дошкольного образования является владение методами организации

проектной деятельности.
Вместе с тем, анализируя реальный образовательный процесс в ДОУ, отмечено, что не всегда педагоги организуют проектную деятельность методически грамотно, не видят педагогическую ценность и поэтому используют от случая к случаю. Таким образом, выделяю
противоречие
между высоким развивающим потенциалом проектной деятельности и недостаточным использованием данной технологии в реальной практике ДОУ.
Это подтверждает актуальность
выбранной темы для обобщения опыта "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условия ДОУ" В своей работе опираюсь на взгляды педагогов Л.А. Венгера, Б.П. Никитина, А. В. Запорожца и других. Использую технологии авторов Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы «Проектная деятельность дошкольников», Л. С. Киселевой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Основной целью педагогической деятельности по данной теме являлось изучение особенностей организации проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с целью развития познавательной активности. Для достижения цели предполагалось решение следующих
задач:
– изучить теоретические основы проектной деятельности; – проанализировать существующий опыт использования проектной деятельности в условиях ДОУ; – организовать проектную деятельность для детей среднего дошкольного возраста с целью выявления ее эффективности; -формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи. Мы исходили из того, что детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы отмечали их стремление к совместной деятельности по решению какой-то общей задачи. Мы изучили содержание образовательной области "Познавательное развитие" в ФГОС и выделили целевые ориентиры, которые позволят нам отслеживать
результативность работы с детьми. На первоначальном этапе мы использовали характеристики уровней развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, которые выделяются в психологии. Нами были использованы педагогическое наблюдение, беседа с детьми, целью которых было выявить уровень развития познавательной активности детей. На первом этапе можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей. В технологии использования проектной деятельности выделяют следующие типы проектов:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ
, когда дети экспериментируют, а потом оформляют результаты в виде продуктивной деятельности;
РОЛЕВО-ИГРОВОЙ
, где дети используют элементы творческих игр
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
, г д е д е т и собирают информацию, с учетом социальных интересов
ТВОРЧЕСКИ
Й, когда результатом деятельности является праздник, развлечение. Мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно использовать в средней группе информационно-практико-ориентированный тип проектной деятельности. Мы максимально старались организовывать различные виды проектов с учетом интересов детей. Нами были организованы проекты
«Я

сам.

Мы

вместе»,

"Будь здоров!"
"
Умные книжки,
"
Мой дом",
«
Животные, которые живут с нами
», «
Детям о

войне
», «
Наурыз».
Таким образом, используя проектную деятельность, мы отмечали положительную динамику познавательной активности детей нашей группы. Несмотря на то, что мы проработали небольшой срок, мы увидели объективные результаты. Теоретический анализ литературных источников, анализ собственного педагогического опыта, позволили нам реализовать поставленную цель, которая заключалась в выявлени
и особенностей организации проектной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста с целью развития познавательной
активности. Таким образом, мы определили следующие особенности: 1. Перед организацией проектной деятельности педагогу необходимо организовать соответствующую предметно-развивающую среду. Желательно, чтобы она соответствовала требования ФГОС. 2. Перед началом любого проекта необходимо создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 3.Необходимо вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. 4. Важно заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 5. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 10 Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. 11.Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками. Мы не претендуем на абсолютную новизну нашего опыта, но считаем, что наш педагогический опыт позволил расширить рамки исследования данной проблематики. На наш взгляд, мы достигли цели и решили все поставленные задачи. Считаю, что использование проектной деятельности приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность и творческая активность перейдут на качественно новый уровень.


В раздел образования