Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Русская народная игрушка"
Автор: Жукова Надежда Владимировна Должность: студентка Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева" Населённый пункт: город Орел, Орловская область Наименование материала: Методическая разработка воспитательного мероприятия Тема: Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Русская народная игрушка" Раздел: дошкольное образование
Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного
возраста на тему «Русская народная игрушка»
Цели мероприятия:
познакомить детей с русскими народными игрушками как одним из
видов народного творчества;
развивать любовь и интерес к народному творчеству;
развивать самостоятельность в выборе композиционных решений;
воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Задачи :
Обучающая:
дать классификацию народных игрушек
Развивающая:
развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию
при данной теме;
развивать способности произвольного запоминания;
развивать способности синтеза материала.
Воспитательная :
формировать уважение и бережное отношение к народным игрушкам;
воспитывать в учащихся серьезное отношение к получению знаний;
формировать любовь к родному краю через приобщение к народным
игрушкам.
Необходимые материалы и оборудование:
Сундучок,
матрёшка,
тряпичная
кукла,
глиняные
игрушки,
бумага,
карандаши,
фломастеры,
ластик,
пластилин,
карточки
с
изображением
народных игрушек.
План занятия (30-35):
1.
Знакомство с детьми. 2-3 минут.
2.
Непосредственное
знакомство
детей
с
народными
игрушками.
7-10
минут
3.
Творческое задание. (Нарисовать или слепить игрушки) 10-15 минут
4.
Подведение итогов. 2-3 минут
5.
Прощание. 1-2 минуты
Ход занятия:
1. (Воспитатель входит в комнату к детям)
- Ох, денёк уж больно долог,
Насчитала сорок ёлок.
Я, на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят,
Вдруг послушать захотят.
(обращается к детям)
– Здравствуйте, девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки.
– Здравствуйте, ребята-молодцы.
Озорные удальцы!
– Давайте знакомиться! Я –Надежда Владимировна, приехала к вам в
гости. А как вас зовут (Дети называют свои имена). Вот мы с вами и
познакомились.
– Сегодня я расскажу и покажу, вам народные игрушки, с которыми
играли ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.
2. Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные игрушки?(Ответы детей)
Да правильно, молодцы.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
А я ключик нашла,
В этот терем вошла,
И корзиночку взяла
(Достает большую плетеную корзину с игрушками).
В этой маленькой корзинке, чего только нет.
Воспитатель: (достаёт из корзины глиняную игрушку)
Ребята, а из чего сделана эта игрушка? (Ответы детей). Правильно, из
глины. Изготовление игрушки из глины было не основным промыслом, а
попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и
слепит
что-нибудь
эдакое,
какую-нибудь
безделицу
для
своих
детей.
Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от
поколения к поколению.
Воспитатель : (достаёт из корзины деревянную игрушку)
Как вы думаете, как называется эта игрушка? Из чего она сделана?
(Ответы детей) .
Игрушки, сделанные мастерами назывались «потешными», А как вы
думаете почему? (Ответы детей) .
Правильно, эти игрушки сделаны для потехи и забавы. (Показывает)
Чтение стихотворения о богородских игрушках:
«Тук -тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк...
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат»
Воспитатель: (достаёт из корзины матрёшку)
Эта игрушка вам всем знакома.
Погляди скорее –
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки –
Как зовут? (Матрёшки) .
Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она в 90-е годы 19
века. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а художник
Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в русском платке с
цветами, сарафане и переднике. Ни дать ни взять – простая деревянная
Матрёна.
Так
игрушка
и
получила
имя
столь
популярное
в
наши
дни:
матрешка.
Воспитатель: Эту игрушку имеет каждая девочка: одевает, кормит,
спать уложит. Что это?
(открываем сундучок и достаём старинную тряпичную куклу)
- Наверное, нет ни одной девочки на свете, которая не играла бы в
куклы. У каждой в своём уголке – кукольные дома, кроватки с матрасиками,
столики с посудой. Сейчас очень много красивых кукол, у каждой – своя
любимая.
-Девочки,
расскажите
немного
о
своих
любимицах?
Каких
завут?
(ответы девочек)
В русских крестьянских семьях девочки играли тряпичными куклами .
Они их шили сами из любых кусочков ткани с большим старанием, т.к. по
кукле судили о вкусах хозяйки и её мастерстве.
Ку к л у
н а р я ж а л и ,
а
л и ц о
н е
р и с о в а л и .
Т а к и е
к у к л ы
назывались безликими. По народным поверьям кукла приобретала душу. И
если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести
на него порчу и ребёнок заболеет. Взрослые верили, что кукла охраняет
детский сон, оберегает ребёнка.
-Познакомились,
ребятки,
мы
сегодня
с
разными
игрушками
народными.
Что вам больше всего понравилось? Почему? ( Ответы детей)
3. -Ребята, а вы любите рисовать? Лепить?(Ответы детей)
Давайте сейчас изобразим или слепим игрушку, которая вам больше
всех понравилась, а я вам помогу.(Ответы детей)
Дети
рисуют/лепят
(можно
включить
русскую
народную
музыку
негромко).
4. -Ребята, заканчивайте. Давайте посмотрим что у вас получилось.
- Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о
красоте
и
занимательности
игрушки.
Поэтому
мастера-игрушечники
вкладывали
в
образ
игрушки
всю
свою
фантазию,
выдумку
и
изобретательность.
Вносили
своим
искусством
в
повседневную
жизнь
поэтичность и красоту. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось
для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до
смерти.
Спустя
много
лет
осознали,
какие
богатства
и
тайны
накопила
народная культура в течение многих столетий.
Настоящая
народная
игрушка
всегда
добрая,
красивая,
приносящая
радость, веселье, счастье.
Мы сегодня заглянули в мир старинной народной игрушки, узнали
тайны и легенды их происхождения, а также вы сами побывали себя в роли
мастеров. все вы молодцы, очень красиво получилось (Выставка работ, на
столе слепленные игрушки, на доску повесить рисунки) …
5. Наступил час расставанья,
Покидаю вас, друзья,
Но вернусь к вам очень скоро,
Обещаю Я.
(Прощание с детьми)