Напоминание

Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Русская народная игрушка"


Автор: Жукова Надежда Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева"
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Русская народная игрушка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного

возраста на тему «Русская народная игрушка»

Цели мероприятия:
 познакомить детей с русскими народными игрушками как одним из видов народного творчества;  развивать любовь и интерес к народному творчеству;  развивать самостоятельность в выборе композиционных решений;  воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Задачи :
Обучающая:  дать классификацию народных игрушек Развивающая:  развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию при данной теме;  развивать способности произвольного запоминания;  развивать способности синтеза материала. Воспитательная :  формировать уважение и бережное отношение к народным игрушкам;  воспитывать в учащихся серьезное отношение к получению знаний;  формировать любовь к родному краю через приобщение к народным игрушкам.
Необходимые материалы и оборудование:
Сундучок, матрёшка, тряпичная кукла, глиняные игрушки, бумага, карандаши, фломастеры, ластик, пластилин, карточки с изображением народных игрушек.
План занятия (30-35):

1.
Знакомство с детьми. 2-3 минут.
2.
Непосредственное знакомство детей с народными игрушками. 7-10 минут
3.
Творческое задание. (Нарисовать или слепить игрушки) 10-15 минут

4.
Подведение итогов. 2-3 минут
5.
Прощание. 1-2 минуты
Ход занятия:
1. (Воспитатель входит в комнату к детям) - Ох, денёк уж больно долог, Насчитала сорок ёлок. Я, на лавке посидела, Я в окошко поглядела. Не позвать ли мне ребят, Вдруг послушать захотят. (обращается к детям) – Здравствуйте, девчонки-веселушки, Озорные хохотушки. – Здравствуйте, ребята-молодцы. Озорные удальцы! – Давайте знакомиться! Я –Надежда Владимировна, приехала к вам в гости. А как вас зовут (Дети называют свои имена). Вот мы с вами и познакомились. – Сегодня я расскажу и покажу, вам народные игрушки, с которыми играли ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. 2. Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные игрушки?(Ответы детей) Да правильно, молодцы. За морями, за горами, За дремучими лесами На пригорке теремок, На дверях висит замок. А я ключик нашла, В этот терем вошла, И корзиночку взяла
(Достает большую плетеную корзину с игрушками). В этой маленькой корзинке, чего только нет.
Воспитатель:
(достаёт из корзины глиняную игрушку) Ребята, а из чего сделана эта игрушка? (Ответы детей). Правильно, из глины. Изготовление игрушки из глины было не основным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.
Воспитатель
: (достаёт из корзины деревянную игрушку) Как вы думаете, как называется эта игрушка? Из чего она сделана? (Ответы детей) . Игрушки, сделанные мастерами назывались «потешными», А как вы думаете почему? (Ответы детей) . Правильно, эти игрушки сделаны для потехи и забавы. (Показывает) Чтение стихотворения о богородских игрушках: «Тук -тук, щелк-щелк, Медведь, мужик, коза и волк... Деревянные игрушки: И медведи, и старушки – То сидят, а то спешат, Ребятишек всех смешат»
Воспитатель:
(достаёт из корзины матрёшку) Эта игрушка вам всем знакома. Погляди скорее – Щёчки розовеют, Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек, Пухленькие крошки – Как зовут? (Матрёшки) . Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она в 90-е годы 19 века. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а художник Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в русском платке с цветами, сарафане и переднике. Ни дать ни взять – простая деревянная Матрёна. Так игрушка и получила имя столь популярное в наши дни: матрешка.
Воспитатель:
Эту игрушку имеет каждая девочка: одевает, кормит, спать уложит. Что это? (открываем сундучок и достаём старинную тряпичную куклу) - Наверное, нет ни одной девочки на свете, которая не играла бы в куклы. У каждой в своём уголке – кукольные дома, кроватки с матрасиками, столики с посудой. Сейчас очень много красивых кукол, у каждой – своя любимая. -Девочки, расскажите немного о своих любимицах? Каких завут? (ответы девочек) В русских крестьянских семьях девочки играли тряпичными куклами . Они их шили сами из любых кусочков ткани с большим старанием, т.к. по кукле судили о вкусах хозяйки и её мастерстве. Ку к л у н а р я ж а л и , а л и ц о н е р и с о в а л и . Т а к и е к у к л ы назывались безликими. По народным поверьям кукла приобретала душу. И если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести на него порчу и ребёнок заболеет. Взрослые верили, что кукла охраняет детский сон, оберегает ребёнка. -Познакомились, ребятки, мы сегодня с разными игрушками народными. Что вам больше всего понравилось? Почему? ( Ответы детей) 3. -Ребята, а вы любите рисовать? Лепить?(Ответы детей)
Давайте сейчас изобразим или слепим игрушку, которая вам больше всех понравилась, а я вам помогу.(Ответы детей) Дети рисуют/лепят (можно включить русскую народную музыку негромко). 4. -Ребята, заканчивайте. Давайте посмотрим что у вас получилось. - Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти. Спустя много лет осознали, какие богатства и тайны накопила народная культура в течение многих столетий. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Мы сегодня заглянули в мир старинной народной игрушки, узнали тайны и легенды их происхождения, а также вы сами побывали себя в роли мастеров. все вы молодцы, очень красиво получилось (Выставка работ, на столе слепленные игрушки, на доску повесить рисунки) … 5. Наступил час расставанья, Покидаю вас, друзья, Но вернусь к вам очень скоро, Обещаю Я. (Прощание с детьми)


В раздел образования