Напоминание

Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках иностранного языка


Автор: Гаврилюк Наталья Петровна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: АУ "Сургутский политехнический колледж"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Гаврилюк Н.П. АУ «Сургутский политехнический колледж»
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках

английского языка
Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в среднем профес- сиональном образовании. Данная тема продолжает привлекать к себе внимание педагогов, так как при- менение на практике технологий с учётом индивидуального и дифференциро- ванного подходов является достаточно сложной задачей. Многие исследователи, такие как А. А. Кирсанов, А. Г. Русских, И. Э. Унт, И. М. Чередов, В. С. Мер- лин, В. П. Кузовлев, Е. С. Рабунский и другие выполнили ряд диссертационных работ, создали огромное количество монографий и практических руководств по данной проблеме. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание ин- дивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении ино- странному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Индивидуальные особенности учащихся составляют: мотивация, ин- терес, стиль учения, общее развитие, способность и самодисциплина, культур- ные особенности, уровень обученности, языковая способность, интеллектуаль- ные способности, опыт учения, отношение ученика к предмету, психологиче- ские механизмы речевой деятельности, работоспособность, трудолюбие и дру- гие. Дифференциация в обучении теснейшим образом связана с индивидуализацией обучаемых. К сожалению, не всегда все учащиеся усваивают программный ма- териал в полной мере, как бы преподаватель не старался донести его до уча- щихся. Невозможно получить отдачу от своих усилий, тщательно не спланиро- вав каждый урок и даже каждый его этап. Для положительного решения этой проблемы крайне важно принимать во внимание личностные качества каждого учащегося и ориентироваться на личностную индивидуализацию в обучении иностранному языку. Не учитывая личностную индивидуализацию, отрывая ре- чевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, т.е. от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматри- вать язык лишь как некую формализованную систему, а не средство общения.
Индивидуализация не может рассматриваться как одноразовое средство, используемое на каком-либо этапе урока, применительно к какой-либо группе учащихся (сильных, средних или слабых). Она должна охватывать весь процесс обучения иноязычному говорению. Она должна служить ученику, развитию его способностей к иноязычной речевой деятельности. В колледже проводятся консультативные занятия, целью данных меро- приятий является создание языковой среды, формирование положительной мотивации для роста творческого потенциала студентов и стимулирования их речевой деятельности. Индивидуализация не должна сводиться к простой дифференциации. Дифференцированное обучение строится как раз на подборе индивидуальных знаний, в зависимости от способностей учащихся (память, речевой слух и т.д.) и уровня сформированности речевых навыков и умений. Нельзя давать слабым легкие задания, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С од- ной стороны, это правильно: слабый ученик участвует в процессе, но сильный может возмутиться: почему ему даются сложные задания, а в итоге оценка такая же. Не разъяснив причин индивидуального подхода к каждому, может возник- нуть конфликтная ситуация. Поэтому преподавателю надо принимать во внима- ние и психологический аспект. Ошибочно предполагать, что слабые должны работать менее интенсив- но. Их способности развиваются, а успешный результат приходит в процессе языковой деятельности. Словом можно сказать, основными задачами дифферен- цированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворе- ние познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Литература:
1. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.-С.75 2. 2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностран- ном языке. — М., 1978- С.22. 3. 3. Ариян М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностран- ному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностр.язы- ки в школе, 2007.- № 1.- С.6. 4. Саттарова С. Т. Из опыта индивидуализации обучения иностранным язы- кам // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 571-574.


В раздел образования