Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках иностранного языка
Автор: Гаврилюк Наталья Петровна Должность: преподаватель иностранного языка Учебное заведение: АУ "Сургутский политехнический колледж" Населённый пункт: Сургут Наименование материала: статья Тема: Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках иностранного языка Раздел: среднее профессиональное
Гаврилюк Н.П.
АУ «Сургутский политехнический колледж»
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках
английского языка
Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных
особенностей учащихся при обучении иностранному языку в среднем профес-
сиональном образовании.
Данная тема продолжает привлекать к себе внимание педагогов, так как при-
менение на практике технологий с учётом индивидуального и дифференциро-
ванного подходов является достаточно сложной задачей. Многие исследователи,
такие как А. А. Кирсанов, А. Г. Русских, И. Э. Унт, И. М. Чередов, В. С. Мер-
лин, В. П. Кузовлев, Е. С. Рабунский и другие выполнили ряд диссертационных
работ, создали огромное количество монографий и практических руководств по
данной проблеме.
Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание ин-
дивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении ино-
странному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных
особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности
учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.
Индивидуальные особенности учащихся составляют: мотивация, ин-
терес, стиль учения, общее развитие, способность и самодисциплина, культур-
ные особенности, уровень обученности, языковая способность, интеллектуаль-
ные способности, опыт учения, отношение ученика к предмету, психологиче-
ские механизмы речевой деятельности, работоспособность, трудолюбие и дру-
гие.
Дифференциация в обучении теснейшим образом связана с индивидуализацией
обучаемых. К сожалению, не всегда все учащиеся усваивают программный ма-
териал в полной мере, как бы преподаватель не старался донести его до уча-
щихся. Невозможно получить отдачу от своих усилий, тщательно не спланиро-
вав каждый урок и даже каждый его этап. Для положительного решения этой
проблемы крайне важно принимать во внимание личностные качества каждого
учащегося и ориентироваться на личностную индивидуализацию в обучении
иностранному языку. Не учитывая личностную индивидуализацию, отрывая ре-
чевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, т.е. от практического
отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматри-
вать язык лишь как некую формализованную систему, а не средство общения.
Индивидуализация не может рассматриваться как одноразовое средство,
используемое на каком-либо этапе урока, применительно к какой-либо группе
учащихся (сильных, средних или слабых). Она должна охватывать весь процесс
обучения иноязычному говорению. Она должна служить ученику, развитию его
способностей к иноязычной речевой деятельности.
В колледже проводятся консультативные занятия, целью данных меро-
приятий является создание языковой среды, формирование положительной
мотивации для роста творческого потенциала студентов и стимулирования их
речевой деятельности.
Индивидуализация не должна сводиться к простой дифференциации.
Дифференцированное обучение строится как раз на подборе индивидуальных
знаний, в зависимости от способностей учащихся (память, речевой слух и т.д.) и
уровня сформированности речевых навыков и умений. Нельзя давать слабым
легкие задания, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С од-
ной стороны, это правильно: слабый ученик участвует в процессе, но сильный
может возмутиться: почему ему даются сложные задания, а в итоге оценка такая
же. Не разъяснив причин индивидуального подхода к каждому, может возник-
нуть конфликтная ситуация. Поэтому преподавателю надо принимать во внима-
ние и психологический аспект.
Ошибочно предполагать, что слабые должны работать менее интенсив-
но. Их способности развиваются, а успешный результат приходит в процессе
языковой деятельности. Словом можно сказать, основными задачами дифферен-
цированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворе-
ние познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей.
Литература:
1.
Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.-С.75 2.
2.
Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностран-
ном языке. — М., 1978- С.22. 3.
3.
Ариян М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностран-
ному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностр.язы-
ки в школе, 2007.- № 1.- С.6.
4.
Саттарова С. Т. Из опыта индивидуализации обучения иностранным язы-
кам // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 571-574.