Автор: Ястребова Алина Владимировна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: ГБОУ школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Участие школьников в предметных конкурсах Раздел: среднее образование
Ястребова Алина Владимировна.
ГБОУ школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга.
Учитель информатики и ИКТ.
Учение звание: нет. Ученая степень: нет.
Участие школьников в конкурсах.
Проблемой дополнительного обучения талантливых детей, особенно актуальной
сейчас,
занимаются
педагоги
во
всех
школах
России.
Долгое
время
планомерная
работа
с
талантливыми
детьми
была
возможна
лишь
при
значительной
доле
индивидуального
обучения
или
при
посещении
детьми
тематических
кружков
и
секций,
но
в
настоящее
время
появилось
достаточное
большое
количество
разнообразных конкурсов (в том числе, - дистанционных), которые дают учителю
возможность выявить и развить способности одаренных детей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том,
чтобы
рассмотреть
и
развить
способности
всех
его
представителей.
К
большому
сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень
многое зависит и от семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя
увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и
развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы
(материалы межрегиональной
научно-практической
конференции
«Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте
задач модернизации образования», г.Дзержинск, 2012г.).
На уроках информатики, одного из самых «юных» школьных предметов, легко
заметить детей, проявляющих интерес к какой-либо конкретной области знаний. Чаще
всего
они
любознательны,
настойчивы
в
поиске
ответов,
задают
дополнительные
вопросы, связанные не только с темой урока, но и с проведенными во время урока
аналогиями, примерами, демонстрирующими связь информатики с другими науками.
Определив
таких
ребят,
необходимо
учить
их
думать,
предпринимать
все
возможное для развития собственных способностей. Интерес к саморазвитию можно
поддерживать
по-разному:
нестандартные
уроки,
включение
детей
в
исследовательскую
деятельность,
работа
с
дополнительной
литературой,
обдумывание, размышление и высказывание своего мнения, нестандартные задания,
выставка творческих работ, опережающие задания творческого плана, участие детей в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах,
обеспечение
базового
дополнительного
образования
(организация
факультативов,
элективных
курсов,
работа
предметных
кружков) и многое другое.
Многообразие
конкурсов
по
информатике
для
учащихся
разного
возраста,
существующих в настоящее время, поражает воображение. Наиболее популярны в
нашей школе районные конкурсы с очным участием «Образовательный марафон» (для
учеников 9-х классов) и «Диалог с компьютером» (для учеников 1 – 11 классов),
дистанционные конкурсы «Инфознайка», «Бобёр», мероприятия ЦРТ «Мега-Талант»,
ООО «Олимпус».
В процессе подготовки к конкурсу (решение прошлогодних заданий, подготовка
творческой или исследовательской работы) учащийся не может и не должен оставаться
в
одиночестве:
постоянная
поддержка
учителя,
рекомендовавшего
конкретный
конкурс, а также психологическая (возможно, - и интеллектуальная) помощь близких,
семьи
–
необходимы.
Особенно
важна
такая
помощь
ученикам,
впервые
принимающим участие в новом для них конкурсе.
Именно
поэтому
с
момента
подписания
согласия
на
участие
школьника
в
конкурсе родитель и учитель становятся партнерами в непростой работе: развитии
уникальных способностей ребенка.
Пример такой работы – подготовка учениц шестого класса к участию в конкурсе
«Диалог
с
компьютером».
В
прошлом
учебном
году,
во
время
изучения
темы
«Компьютерная графика», я обнаружила особый интерес к практической работе с
графическим редактором у двух учениц пятого класса. Девочки, как выяснилось в ходе
опроса, занимаются в художественной школе, хорошо рисуют. Однако возможность
применить
свои
навыки
при
работе
с
графическим
редактором
стала
для
них
открытием. Оценив прекрасно выполненные лабораторные работы по теме, а также
комплект дополнительно подготовленных рисунков, я предложила девочкам в новом
учебном году принять участие в секции «Компьютерная графика» конкурса «Диалог с
компьютером».
В сентябре 2015 года, после получения согласия от учениц, беседы с родителями
и получения от них письменного согласия на участие детей в конкурсе, был составлен
план подготовки.
План
включает:
еженедельные
тренировочные
дополнительные
задания,
связанные с рисованием (с использованием определенного графического редактора),
обсуждение с родителями и выбор темы комплекта рисунков для конкурса, подготовку
рисунков
(под
присмотром
родителей,
чтобы
исключить
негативное
влияние
компьютера на здоровье), подачу заявки на конкурс и, собственно, участие в конкурсе.
В
настоящее
время
подготовка
к
конкурсу
находится
на
этапе
выполнения
еженедельных дополнительных заданий.
Родительский
контроль
выполнения
заданий
и
интерес
к
конкурсу
(как
у
родителей, так и у самих учениц), а также имеющийся опыт использования подобных
планов подготовки дают возможность прогнозировать хороший результат участия в
запланированной секции конкурса.
Участие
в
разнообразных
конкурсах
очень
важно
для
школьников,
так
как
помогает им получать личностно-ориентированное образование и с детского возраста
раскрывать
свой
творческий
потенциал.
Партнерская
деятельность
родителей
и
педагогов, демонстрирующая уважение всех участников образовательного процесса
друг
к
другу,
несомненно,
оказывает
серьезное
влияние
на
ребенка
и
помогает
формировать успешную, уверенную в себе личность.