Напоминание

Участие школьников в предметных конкурсах


Автор: Ястребова Алина Владимировна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: ГБОУ школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Участие школьников в предметных конкурсах
Раздел: среднее образование





Назад




Ястребова Алина Владимировна. ГБОУ школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга. Учитель информатики и ИКТ. Учение звание: нет. Ученая степень: нет.
Участие школьников в конкурсах.
Проблемой дополнительного обучения талантливых детей, особенно актуальной сейчас, занимаются педагоги во всех школах России. Долгое время планомерная работа с талантливыми детьми была возможна лишь при значительной доле индивидуального обучения или при посещении детьми тематических кружков и секций, но в настоящее время появилось достаточное большое количество разнообразных конкурсов (в том числе, - дистанционных), которые дают учителю возможность выявить и развить способности одаренных детей. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы (материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования», г.Дзержинск, 2012г.). На уроках информатики, одного из самых «юных» школьных предметов, легко заметить детей, проявляющих интерес к какой-либо конкретной области знаний. Чаще всего они любознательны, настойчивы в поиске ответов, задают дополнительные вопросы, связанные не только с темой урока, но и с проведенными во время урока аналогиями, примерами, демонстрирующими связь информатики с другими науками. Определив таких ребят, необходимо учить их думать, предпринимать все возможное для развития собственных способностей. Интерес к саморазвитию можно поддерживать по-разному: нестандартные уроки, включение детей в исследовательскую деятельность, работа с дополнительной литературой, обдумывание, размышление и высказывание своего мнения, нестандартные задания, выставка творческих работ, опережающие задания творческого плана, участие детей в
олимпиадах, конференциях, конкурсах, обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков) и многое другое. Многообразие конкурсов по информатике для учащихся разного возраста, существующих в настоящее время, поражает воображение. Наиболее популярны в нашей школе районные конкурсы с очным участием «Образовательный марафон» (для учеников 9-х классов) и «Диалог с компьютером» (для учеников 1 – 11 классов), дистанционные конкурсы «Инфознайка», «Бобёр», мероприятия ЦРТ «Мега-Талант», ООО «Олимпус». В процессе подготовки к конкурсу (решение прошлогодних заданий, подготовка творческой или исследовательской работы) учащийся не может и не должен оставаться в одиночестве: постоянная поддержка учителя, рекомендовавшего конкретный конкурс, а также психологическая (возможно, - и интеллектуальная) помощь близких, семьи – необходимы. Особенно важна такая помощь ученикам, впервые принимающим участие в новом для них конкурсе. Именно поэтому с момента подписания согласия на участие школьника в конкурсе родитель и учитель становятся партнерами в непростой работе: развитии уникальных способностей ребенка. Пример такой работы – подготовка учениц шестого класса к участию в конкурсе «Диалог с компьютером». В прошлом учебном году, во время изучения темы «Компьютерная графика», я обнаружила особый интерес к практической работе с графическим редактором у двух учениц пятого класса. Девочки, как выяснилось в ходе опроса, занимаются в художественной школе, хорошо рисуют. Однако возможность применить свои навыки при работе с графическим редактором стала для них открытием. Оценив прекрасно выполненные лабораторные работы по теме, а также комплект дополнительно подготовленных рисунков, я предложила девочкам в новом учебном году принять участие в секции «Компьютерная графика» конкурса «Диалог с компьютером». В сентябре 2015 года, после получения согласия от учениц, беседы с родителями и получения от них письменного согласия на участие детей в конкурсе, был составлен план подготовки.
План включает: еженедельные тренировочные дополнительные задания, связанные с рисованием (с использованием определенного графического редактора), обсуждение с родителями и выбор темы комплекта рисунков для конкурса, подготовку рисунков (под присмотром родителей, чтобы исключить негативное влияние компьютера на здоровье), подачу заявки на конкурс и, собственно, участие в конкурсе. В настоящее время подготовка к конкурсу находится на этапе выполнения еженедельных дополнительных заданий. Родительский контроль выполнения заданий и интерес к конкурсу (как у родителей, так и у самих учениц), а также имеющийся опыт использования подобных планов подготовки дают возможность прогнозировать хороший результат участия в запланированной секции конкурса. Участие в разнообразных конкурсах очень важно для школьников, так как помогает им получать личностно-ориентированное образование и с детского возраста раскрывать свой творческий потенциал. Партнерская деятельность родителей и педагогов, демонстрирующая уважение всех участников образовательного процесса друг к другу, несомненно, оказывает серьезное влияние на ребенка и помогает формировать успешную, уверенную в себе личность.


В раздел образования