Напоминание

Детские капризы и их предупреждение


Автор: Атаманюк Лиана Ахтамовна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "Аганская ОСШ"
Населённый пункт: с.п. Аган Нижневартовский район
Наименование материала: статья
Тема: Детские капризы и их предупреждение
Раздел: дошкольное образование





Назад




Капризы и их предупреждение. Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением. Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми (чаще в домашних условиях). Ребенок хныкает, плачет, часто находится в плохом настроении, стремится настоять на своем, не принимая во внимание доводов, требований взрослых. Нервная система детей младшего дошкольного возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания. Причиной капризов может быть также нездоровье ребенка, переутомление. Но если малыш неизбалован, то и в этих условиях капризы нестойки, ребенка нетрудно перестроить. Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребенка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет решение воспитательных задач, в частности воли, преодоления капризов. Превращаясь в привычку, капризы могут спо собствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких, как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения. Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением им
разумных требований, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка. И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что разрешает мать – может запретить отец, что запрещает мать – разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. «Я не тебе плачу, я – бабушке», - говорит ребенок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке – можно: она не устоит против требований любимого чада. Единые требования к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи, воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе. И отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребенок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка и в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребенка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся. Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т.д. включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства «сокращения» неразумных желаний ребенка. Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном, раздраженном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым. А.С. Макаренко выдвинул важный принцип воспитания детей, так называемой «золотой середины», т.е. соблюдения чувства меры, которая обеспечивает гибкость применения методов воспитания, сочетания любви к детям с требовательностью к ним. Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка раннего, младшего дошкольного возраста особенно важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной
переутомления нервной системы ребенка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, иногда берут их с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают подолгу смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые и зрительные раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую еще нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного. В детском саду воспитатели стремятся возможно лучше учитывать возрастные особенности детей, рационально распределять эмоциональные и физические нагрузки. Например, читают не более одной сказки; после непосредственной образовательной деятельности, требующей усидчивости и умственного напряжения, проводят физкультурное или музыкальное. Дозировка во времени помогают усвоению детьми знаний и благоприятно влияет на их здоровье. Маленькому ребенку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми. На протяжении третьего года жизни у ребенка развиваются познавательные потребности. Он просит взрослых поиграть, задает много вопросов, требует оценки своего поведения. Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей ребенка в эмоциональном общении и в его содержательной деятельности со взрослыми. Когда ребенок играет один, а близкие безучастно наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соучастие взрослого, его внимание, помощь, совет. Дефицит общения со взрослыми, недостаточное количество игрушек, малосодержательная деятельность ребенка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы. Устранение перечисленных недостатков «снимает» капризы ребенка. Возросшая детская самостоятельность требует от родителей пересмотра сложившихся отношений с ребенком. Если взрослые понимают, что ребенок стал старше, и начинают признавать за ним право на самостоятельность (стремление к ней особенно заметно возрастает ко второй половине 3-го года жизни), умеют направить его на полезные дела, хвалят малыша за помощь, подчеркивают, что он большой, то оснований для капризов не оказывается. Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое. Если отвлечение не получается, то очень важно терпение, спокойствие взрослых. Это не просто, но необходимо, так как возбуждение взрослых только усиливает возникший конфликт.


В раздел образования